Что в ИИ тебе моем? Нам кажется, что меняются инструменты работы, но меняется социум

С каждым днем все чаще обсуждаем (а также изучаем, “продаем”, отрицаем) ИИ технологии и в частности LLM - большие языковые модели, в которым относится, например, чат GPT или DeepSeek.

Меня более всего увлекает мысль, что самый существенный процесс происходит даже не в создании новой технологии, а в восприятии ее людьми, в том, как меняются наши поведенческие паттерны и коммуникации. Мы всё чаще взаимодействуем не с интерфейсами и не с людьми — а с визуальными ИИ-аватарами. Это новая форма общения, где “личность” алгоритм “смотрит” на нас, называет нас по имени, говорит на нашем языке — и при этом никогда не существовал.

На недавней конференции я показала пример: один и тот же ИИ-аватар передаёт одно (по сути, но разное по триггерам) сообщение четырём группам — ИТ-лидерам, HR-экспертам, маркетологам и владельцам бизнеса. Ядро информации одно. Но подача — разная: язык и реплики, обращение к мотивации и вовлечение, структура.

Что в ИИ тебе моем? Нам кажется, что меняются инструменты работы, но меняется социум

Вот как звучат эти месседжи (мы написали их совместно с ИИ конечно же, и я бы не хотела это прятать):

«Вы управляете архитектурой цифровых решений.
А теперь представьте: ваша коммуникация с клиентами и командой — тоже часть этой архитектуры.
ИИ-аватары позволяют вам масштабировать общение, автоматизировать презентации и быть в диалоге 24/7.
Это не про будущее. Это уже работает».

«Когда HR говорит с сотрудником лично — это работает.
Но как быть, если сотрудников тысячи?
ИИ-видео с аватаром — это способ донести важное лично, с теплом, вовлечённостью и без лишней нагрузки на вас.
Онбординг, внутренняя мотивация, обучение — вы говорите голосом, а ИИ масштабирует заботу.»

«Вы создаёте эмоцию бренда.
А теперь представьте, что бренд сам говорит — через персональное видео, адаптированное под клиента.
ИИ-визуалы и аватары — это новый канал: Reels, рассылки, презентации, лендинги.
Всё в вашем стиле. Всё — в кадре».

«Вы строите бизнес. А коммуникация — это тоже актив.
С ИИ-видео вы можете презентовать, мотивировать, объяснять — на масштабах, которые раньше требовали команды.
Гиперперсонализированные ролики с аватаром дают вам новый инструмент: влиять, не тратя лишнего времени».

Во время выступления я попробовала сымитировать персонализацию контента под сегмент аудитории, который скоро будет используем, в первую очередь, в рекламе и продвижении, затем - остальных коммуникациях брендов (например, бренда со своими сотрудниками в ходе HR-программ и обучения).

Что в ИИ тебе моем? Нам кажется, что меняются инструменты работы, но меняется социум

Перед показом этих фрагментов видео я примитивно попросила гостей моего выступления поднять руки в ответ на вопрос об их деятельности - кто занимается IT? Кто HR? И так далее. После поднятых рук я акцентировала внимание коллег на том, что последующее видео адаптировано для них. Этот «перфоманс» был не имитацией общения — я показала адаптацию смысла через визуальный и речевой контекст.

Совсем скоро такие видео будут появляться в нашем серфинге по интернету (например) как таргетированная реклама, где аватар бренда будет называть вас по имени и понимать ваши предпочтения на основе фигурировавших где-то данных (предыдущих запросах в поисковике? статусе в соц.сети?) - такой новый медиатор между задачей и вашим вниманием, вниманием аудитории.

ИИ-аватар завтра становится новым каналом коммуникации и даже доверия

Визуальный ИИ — это не просто анимированный ролик. Это интерактивный посредник, способный стать частью коммуникации внутри корпораций, в образовательных продуктах, на маркетинговых платформах. Важно не то, что он «похож на человека», а то, что он воспринимается как собеседник, которому можно верить.

Это связано с двумя давно описанными когнитивными эффектами, на лекциях я рассказываю о них детально, но тут давайте просто обозначу:

Эффект ELIZA — человек склонен видеть в ИИ больше осознанности, чем в нём есть, антропоморфность в общении создает нам иллюзию глубины, на которую мы в силу человеческой эмоциональности и паттернов общения просто настроены как вид.

Confirmation bias — мы доверяем тому, кто говорит «как мы», кто подтверждает наши ожидания. Ведь условные гипотезы, как правильно, что стоит/не стоит делать есть у каждого человека в любом возрасте. Мы задаем ПРОМПТ или векторы других коммуникаций, исходя из своих (пусть и подспудных) убеждений - и инфополе (в лице LLM) реагирует персонализировано “под вас”. Тут возникает еще один риск - ошибки в фактах, искажения.

Добавляем в этот рецепт реалистичность человеческой внешности , персонализированное обращение и тон речи — и получится по-настоящему убедительный контакт. Особенно если конкретный ИИ-визуал встроен в логику корпоративной или образовательной среды и убедительно интерактивен.

Что стоит за таким контактом (с аватаром, с контентом, с программой)

Описанные мной эффекты — одновременно и создают возможности, и провоцируют риск. Исследования показывают, что:

  • Визуальные ИИ-помощники могут повысить вовлечённость и доступность знаний. Эмоции усиливают эмпатию, эмоциональный градус делает информацию “ближе к телу”.
  • Частое обращение к ИИ без роста собственной экспертизы по вопросу усиливает рискованное поведение и искажает критическое восприятие. Человек заберет непроверенную генерацию в работу/учебу и спровоцирует волну “неправильной” информации.
  • В некоторых случаях ИИ-аватары приводят к эмоциональной зависимости, особенно у пользователей с ограниченным социальным взаимодействием. Уже сейчас умные колонки (мы видим множество примеров) не смотря на условное осознание того, что это голосовой интерфейс создают диалоги, в которые ребенок или человек с небольшим кругом общения вовлекаются не из-за необходимости получить факты, а для развлечения, эмоций.
  • При отсутствии прозрачности алгоритмов и сурового факт-чекинга, умения выстраивать коммуникацию с ИИ безопасно — она может стать каналом манипуляции или дезинформации.

Особенно важно это учитывать в образовательных, корпоративных и государственных коммуникациях. Ведь если аватар говорит от лица институции, он становится её “лицом” в прямом смысле — и это обязывает к высокой этической планке.

Как проектировать ИИ- персонажей и контент этично и эффективно

✅Прозрачно обозначать, что пользователь взаимодействует с ИИ, а не с человеком. Конечно, сейчас аватары еще не часто “неотличимы” от людей, но все же прививать культуру уведомления (в контенте, в интерфейсе), что это ИИ-контент, необходимо. На следующем этапе четкое понимание у пользователя о характере происхождения коммуникации станет вопросом безопасности.

✅Проектировать визуалы с учётом культурной и гендерной нейтральности, когда это уместно. Мы стоим на пороге “повальной” полу- или автоматической генерации персонализированного контента - а значит должны вырабатывать нормы адаптации этого контента под сегменты аудитории, которые лягут в основу программных рамок при его создании.

✅Избегать создания иллюзии "личности", если задача — информационная, а не терапевтическая. Тем более потенциально интересно показывать разных персонажей со свободой креатива - эти опции шире, чем просто антропоморфный аватар.

✅Учитывать механизмы когнитивных искажений при сценарировании коммуникации. Заботиться о зрителе/пользователе должны методисты пользовательского опыта со знанием соответствующих особенностей психологии, критического мышления и других сопутствующих областей.

ИИ-аватары — это не замена людям. Это усилитель, медиатор, новая логика визуального взаимодействия. И как в любом инструменте — вопрос не в том, что он умеет, а в том, как и зачем мы его используем и насколько осознанно закручиваем следующие витки “прошивания” нашей реальности новой прикладной технологией.

Что это говорит нам?

Мы — био-социальные существа - и визуальное и эмоциональное восприятие занимает важную роль в наших поведенческих паттернах. Мы откликаемся на взгляд, интонацию, узнавание. И в мире, где информации становится всё больше, взгляд ИИ может стать способом упорядочить хаос. Но это сработает только если мы останемся авторами рамки, а не просто зрителями иллюзии.

Контента будет “генериться” много, и всем создателям пока сложно транслировать единое понимание этики. Поэтому нужно внимательно относиться, в первую очередь, к осознанности пользователя и к росту знаний, как коммуницировать с ИИ!

Для меня этот вектор является одним из фокусных в моих задачах интегратора инноваций и управления изменениями.

1
Начать дискуссию