Криптомир создает культуру коллекционирования: как можно будет стать владельцем Моны Лизы (например)

Картину известного и таинственного стрит-арт художника Бэнкси сожгли в прямом эфире, превратили в цифровой актив и выставили на продажу. Таким путем человек или компания может (или уже смог) стать единым обладателем его творчества. Это — первый прецедент переноса физического вида искусства в криптомир. Можно сказать, что это «выпад» против ИЗО. А можно сказать, что это глобальное приобщение современного технологически продвинутого человека к культуре, создание синергии между физическим искусством и технологиями, а также неповторимая защита интеллектуального права. Рассказываю, что в будущем (почему бы и нет?) можно будет стать владельцем улыбки Моны Лизы (фигурально, конечно) в цифровом активе.

Источник: Coindesk
Источник: Coindesk

Отвечаю на главные вопросы

  • Как могли сжечь картину Бенкси, если он рисует граффити?
  • NFT-токен: стать владельцем чего-то дефицитного
  • Да, я тоже хочу! — как приобщиться к новой культуре коллекционирования
  • Заключение: почему такой актив — все же нужен физическому искусству
1. Как могли сжечь картину Бенкси, если он рисует граффити?

Вступительное пояснение. Компания Injective Protocol купила картину Бэнкси, сожгла ее (устроив трансляцию в прямом эфире), после чего создала в блокчейн-сети Ethereum ее теперь уже единственную виртуальную версию.

Первое, что нужно понимать — картина Бэнкси, которую сожгли из неизвестной точки в Бруклине, не была полотном, буквально написанным его рукой. Бэнкси — стрит-арт артист. Свои работы он наносит на уличные стены в виде граффити. Однако Morons (White), сожженная выкупившей полотно компанией, считается официальной работой художника, и имеет 500 копий. Тоже официальных.

Это значит, что сам Бэнкси все же написал 500 полотен и распространил их по миру? Нет. У художника есть офис по выдаче сертификатов подлинности — Pest Control.

Pest Control — это, во-первых, единственный способ каким-то образом контактировать (или нет?) с художником. Во-вторых, офис ведет подробный учет всех произведений искусства автора. С помощью сайта можно проверить, действительно ли вы приобрели сертифицированного Бэнкси. И, наконец, здесь также можно оформить запрос на использование его визуалов.

То есть есть ряд граффити Бэнкси. Вы хотите иметь его оригинальное полотно в рамке на своей стене. Естественно, сам Бэнкси на вызов не приедет. Но обратившись в Pest Control, можно получить сертификат подлинности (COA), и получить его работу на руки. Купить, продать или застраховать произведение искусства Бэнкси официально.

Интересно знать: подись Бэнкси на ряде работ — крыса. Именно поэтому офис по сертификации его граффити носит название Pest Control. Такой сертификат выдается для картин, гравюр, скульптур и других видов искусства. Но ни в коем случае не для товаров на продажу (наклеек, плакатов и т. д.).

Возвращаясь к Injective Protocol. Свою предварительно сертифицированную Pest Control картину они приобрели у галереи Taglialatella. Имея этот сертификат, единый и уникальный, они перенесли арт в цифровой мир (сделав из него токен, чья подлинность официально подтверждена).

И так может происходить с любым физическим видом искусства. Первый выстрел — уже сделан!

2. NFT-токен: стать владельцем чего-то дефицитного

Сегодня разве что ленивый не знает, что цифровые активы «на хайпе». Токены и криптовалюты, которые выходят на рынок «позавчера», за сутки-двое набирают в цене х2. И в особенности после истории с полотном Бэнкси, «на хайпе» вид цифровых активов NFT, хотя как новое решение в системе блокчейн подобные токены внедряются еще с 2018 года (если вы не очень хорошо понимаете, что такое блокчейн, почитайте написанный понятным языком материал вот здесь).

Суть NFT-токена в том, что он не взаимозаменяем. То есть ни одну единицу такого токена нельзя обменять или заменить аналогом. Есть токен Бэнкси, представляющий его сертифицированную работу, — он останется токеном Бэнкси. Таким образом его ценность будет только возрастать.

Биткоин, например, взаимозаменяем. То есть утерянные BTC не повлияют на сеть и ее работу, поскольку будут эмитированы новые и новые (как и с остальными альткоинами). Но вот с NFT-токенами картина другая.

Объясняя простым языком и на примере цифрового искусства. Вы создали изображение в формате png. в программе Photoshop. Просто выложив его в Сеть, вы фактически даете к нему неограниченный доступ. То есть загрузить его на свой компьютер может любой пользователь Интернет, коих миллиарды. Чем больше людей его использует, тем меньшая, по-сути, его ценность (не как культурного феномена, конечно).

Обращаясь к блокчейну, например, создав свой рисунок в сети Ethereum, вы априори придаете ему ценность. Он, отмечу, будет доступен каждому в сети (в том числе, вероятно, и для добычи) и, подчеркну, его стоимость будет зависеть от рынка криптовалют в целом. А он довольно волатилен.

А вот обращаясь к протоколам NFT (их я опишу ниже), вы делаете свой рисунок эксклюзивным (преимущественно) и выкладываете его в сеть блокчейн, как свою (или купленную у кого-то, как с Бэнкси) уникальную собственность. Выпускаете токен (эмитируете) в едином или множественном числе, даете к нему описание, выдвигаете на аукцион на специальной площадке в Интернете. В результате он будет: а) дефицитным; б) ценным изначально; в) ценным на перспективу.

Подробно и понятно о том, как создается такой токен, написал автор VC.ru Евгений Вилков. Дружески даю ссылочку :)

Исходя из этого, на мой взгляд, NFT-токен можно расценивать как новый вид коллекционирования. Ведь любой художник, веб-дизайнер, скульптор, студия по созданию игр, официальный обладатель предмета искусства и т. д., может перенести свое или чье-то произведение (имея на него авторское право или любой другой документ, подтверждающий право владения и подлинности) в цифровой актив, который невозможно изменить / заменить / подделать благодаря системе блокчейна, и вывести на рынок, как нечто неповторимое. Как, например, поступил бывший художник DC, «размноживший» 7 изображений Чудо-женщины на 914 NFT (и его выручка по результатам аукциона составила $1,85 млн).

3. Да, я тоже хочу! — как приобщиться к новой культуре коллекционирования

Далее немного технической информации, которую мне любезно помогли понять и собрать в крипто-фиатной бирже WhiteBIT. Существует ряд протоколов для создания NFT-токенов. Часть из них — на базе NEO, Stellar или EOS. Но я остановлюсь на основных: в сети Ethereum, которые применимы в том числе (а для картин это ключевое) для физических предметов.

  • ERC-721.

Его особенность в том, что, в отличие от ERC-20, он не делим (например, токен на базе ERC-20 по цене $10 можно разделить на 2 по 5 и так далее). То есть поддерживается уникальность. Могут быть использованы для физической собственности (дома, картины, скульптуры), виртуальных ценностей (предметы цифрового искусства, например), активов с отрицательной стоимостью (ссуды и другие обязательства). Каждый NFT-токен на этом протоколе — отличен от другого. ERC 721 дает возможность отслеживать право собственности на каждый такой токен. Также, как пишут на GitHub, в смарт-контракте содержится не только информация на предмет его названия, но и подробности об активах, которые непосредственно представляют купленные кем-то NFT. Также в смарт-контракте проекта на ERC-721 публикуется полный список существующих токенов. То есть это в каком-то роде необходимая деанонимизация.

  • ERC-1155.

Менее дорогой, чем описанный выше протокол. Предоставляет расширенный набор функций ERC-721. Позволяет создавать как взаимозаменяемые, так и не взаимозаменяемые токены, при этом не в разных, а в одном смарт-контракте. Таким образом обеспечивается лучшая оптимизация данных в сети, сохраняется процессорная мощность и снижается энергопотребляемость. Каждому токену присваивается идентификационный номер, каждое движение по токену сохраняется в центральном смарт-контракте (речь об основной части кода). Затем каждый новый токен, требующий одного и того же кода, может использовать его через назначенный идентификатор. С этим назначенным идентификатором осуществляется кодирование без необходимости копировать и вставлять одни и те же данные. Также наблюдается меньшая нагрузка на сеть Ethereum, поскольку в одной транзакции может выполняться более одной сложной задачи (от 100 до 200, как утверждает автор этой статьи), в отличие от ERC-20 и ERC-721.

NFT-токены продаются на ряде площадок. Что касается Бэнкси, как сообщали Coindesk, торги закончились 7 марта. Токен «ушел» за 228,69 ETH (эквивалентно $380 тыс. на тот день) на платформе OpenSea.

Но на данный момент все еще можно найти предложение на этом сайте.

Изображение: скрин с сайта OpenSea
Изображение: скрин с сайта OpenSea

Вероятно, это уже перекупленная работа. Торги все еще ведутся, каждый пользователь предлагает свою цену. Средняя стоимость на сегодняшний день составляет уже 227,8702 WETH (эквивалентно $420 тыс.). Разумеется, желание обладать чем-то уникальным, будет подталкивать потенциальных покупателей к повышению цены. Ценность априори будет возрастать. Как было, например, и с гиф-изображением Nyan Cat, ставки по которому возросли с 3 ETH до 300 ETH.

4. Заключение: почему такой актив — все же нужен физическому искусству

Да, коллектив обратился к провокации, чтобы, очевидно, привлечь внимание к своей компании и ее услугам. Но есть здесь и другие цели.

В интервью для CBC News журналист, освещающий технологические тенденции, бизнес и культуру Дэн Паттерсон в целом определил нонсенс-происшествие со сжиганием картины Бэнкси отрицательно, однако добавил:

«Согласны вы, или не согласны со сжиганием, это определяет взаимосвязь искусства и будущего технологий, которое действительно интересно и уникально. Да, это трюк, но это уникальный поступок».

Таким образом мы понимаем, что технологии и искусство должны прийти к синергии.

С другой стороны, по словам исполнительного директора Injective Protocol Мирзы Уддина (собственно, компании, которая купила и сожгла картину Бэнкси), это событие — выражение самого искусства, конкретно эта работа была выбрана намеренно, поскольку ранее сам автор уничтожал свой труд (подробнее можно почитать на BBC).

Своим действием Injective Protocol показала, что пора менять восприятие физического искусства, обращаясь к технологиям, за которыми — будущее. Да, большинство людей сегодня предпочтет каким-то непонятным большинству виртуальным активам обладать настоящим полотном (скульптурой, фигуркой и т. д.). Но именно перевод в NFT позволит действительно «увековечить» искусство, исключить его подделывание и, банально, даже кражи. И, судя по уже имеющемуся опыту с продажей NFT-токенов, буквально поднимать его в цене.

#Бэнкси #криптовалюта #токен #nft #искусство #nft-токены

33
12 комментариев
2
Ответить

но у вас не уникальная гифка) уникальная принадлежит тому кто купил ее за баснословные деньги))

1
Ответить

а если в nft токен заворачивается цифровое произведение, то кому принадлежат права на все цифровые копии созданные до и после продажи?

или тут нет взаимосвязи? я имею ввиду, что если я продал оригинал фото как nft токен, то могу ли я продолжать торговать цифровыми копиями этой фото, например, через микростоковые агентства или фотобанки?

Ответить

Отличный вопрос! его можно и нужно разбить на два.

Первое: если вы    прежде   именно  п р о д а л и    копию этого фото на микростоке или фотообменках, то, выходит, правообладателей уже два / три / десять. И эти люди так же, как и вы, могут преобразовать ваше фото в не взаимозаменяемый токен, если смогут подтвердить свои права маркетплейсу. Соответственно, и вам тоже нужно будет его подтверждать, это тоже учтите. 

Если вы его   н е     п р о д а в а л и,   но выкладывали в   с в о б о д н ы й    д о с т у п   до того, как решили преобразовать его в NFT-токен - задумайтесь, стоит ли оно того. Им ведь уже обладает какое-то количество людей, причем вы сами дали им на это вольное право. Какой будет его ценность? Ведь вся ценность не взаимозаменяемого токена в том, что он - уникален и по возможности как можно более дефицитен. 

Дальше. Создавая свой NFT-токен, или покупая его на маркетплейсе, вы таким образом как бы подтверждаете в целом в глобальной паутине  свое право обладания этим произведением/творением. Которое, в случае необходимости, сможете подтвердить (благодаря смарт-контрактам и блокчейну), скажем, в суде. Сами, или кто то - против вас.

То есть: если вы передали право на NFT-токен, то реализация последующих копий, соответственно, может быть чревата для вас разбирательством. Не уверена насчет конкретных юридических рисков, зависит, вероятно, от юрисдикции.

Другой вопрос - этического характера. Передав право на что то, какое вы имеете право продолжать его продавать где то еще? Вы же передали право!

Захочет ли кто то обвинять вас - зависит, вероятно, от цены токена. Если я куплю NFT-токен на изображение или гифку за 3 ETH, и увижу его копии в сети - то наверняка меня это возмутит (как минимум). И я начну искать пути, как защитить свое право на распространение этой гифки.

Выходит, передавая право на NFT-токен, продолжать торговать цифровыми копиями преобразованной в него, как вы привели в пример, фотографии, через микростоковые агентства или фотобанки, вам уже нельзя/не стоит/не рекомендуется/не желательно.

А вот если вы купили такой токен, то да, получив официальное право на это фото, можете делать с ним, что заходите. Хоть перепродавать на этом же маркетплейсе, хоть выкладывать в сеть бесплатно или за деньги.

1
Ответить

Непонятно)

Ответить

да всё понятно, есть лояльная аудитория — можешь любой свой пук монетизировать, нет аудитории — будешь как Ван Гог — при жизни никому нафик не нужен, хоть цифруй, хоть не цифруй своё творчество 

1
Ответить