{"id":13589,"url":"\/distributions\/13589\/click?bit=1&hash=3720b6943809baeceb4eeb125e52cc65148e8077ec6a583fabe968afcbb9a827","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0441\u043e\u0432\u0435\u0442 \u2116134 \u2014 \u043a\u0443\u043f\u0438\u0442\u044c \u0434\u043e\u043b\u044e \u0432 \u0442\u043e\u0440\u0433\u043e\u0432\u043e\u043c \u0446\u0435\u043d\u0442\u0440\u0435","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"b7711d0c-b7a0-5c9e-ac9d-819edff2cdfc","isPaidAndBannersEnabled":false}
Будущее
Сергей Гинько

AR: дополненная реальность как один из инструментов бизнеса. Обзор возможностей и кейсы

Поднимите руку (ну хоть в комментариях откликнитесь:), у кого тут есть умные очки? Кто носился по городу и кидал покебол, пытаясь словить Бульбазавра и Чармандера? А во время просмотра Железного Человека думал: «Хм, отличный шлем, мне бы такой!».

Всем доброго дня, меня зовут Сергей Гинько и я, если можно так выразиться, начинающий любитель и исследователь технологий VR и AR. Я руковожу компанией, которая занимается автоматизацией бизнеса, и в последнее время активно интересуюсь тем, как технологии виртуальной и дополненной реальности помогают коммерческим компаниям работать эффективнее и зарабатывать больше.

Хочу опубликовать несколько заметок об этих технологиях для тех, только начинает погружаться в тему.

Итак,

Что же такое AR (augmented reality)?

Дополненная реальность — это набор технологий, которые с помощью устройств (очки, смартфоны и другие) дополняют тот физический мир, который мы с вами видим, цифровыми данными (схемами, текстовыми подсказками, изображениями и т. д.).

Как в уже упомянутом фильме про Железного Человека (мечта!)

Или в нашумевшей Pokemon Go:

Технология дополненной реальности помещает нужные данные в контекст их применения. И нам становится проще воспринимать и применять информацию здесь и сейчас.

Это гораздо быстрее, чем вводить данные с клавиатуры или тыкать мышкой. И гораздо удобнее, чем считывать информацию с печатных или цифровых (и, что важно, двухмерных!) схем и инструкций на экранах и страницах, а потом сопоставлять это всё с тем, что есть в нашем физическом, трёхмерном мире. Пропасть между цифровым и реальным миром ограничивает нашу способность максимально эффективно использовать доступные объёмы данных и снижает скорость восприятия и обработки информации.

Хороший пример — ремонт, скажем, двигателя. У нас есть либо печатная инструкция, либо инструкция с описанием и схемами на компьютере (планшете, смартфоне — не важно). Руки заняты, надо отвлекаться на то, чтобы посмотреть эту самую инструкцию, найти нужную схему, потом снова переключиться на двигатель, всё сопоставить…

Воз­мож­ность вос­при­ни­мать и об­ра­ба­ты­вать ин­фор­ма­цию огра­ни­че­на на­ши­ми ум­ствен­ны­ми спо­соб­но­стя­ми. По­треб­ность в таких спо­соб­но­стях на­зы­ва­ет­ся «ко­гни­тив­ная на­груз­ка». Каж­дая мыс­ли­тель­ная за­да­ча, ко­то­рую мы берем на себя, со­кра­ща­ет ре­сурс для ре­ше­ния дру­гих од­но­вре­мен­ных задач.

Когнитивная нагрузка также зависит от «когнитивной дистанции» или разрыва между формой представления информации и контекстом, в которой она применяется.

Со­че­та­ние ско­ро­сти, с ко­то­рой ин­фор­ма­ция пе­ре­да­ет­ся и вос­при­ни­ма­ет­ся, и ко­гни­тив­ной ди­стан­ции лежит в ос­но­ве из­вест­но­го утвер­жде­ния о кар­тин­ке, ко­то­рая «стоит ты­ся­чи слов».

Книга «Искусственный интеллект, аналитика и новые технологии»

Когда мы смот­рим на фи­зи­че­ский мир, то прак­ти­че­ски од­но­мо­мент­но впи­ты­ва­ем огром­ное ко­ли­че­ство раз­но­об­раз­ной ин­фор­ма­ции. И когда данные (какие-то изображения, схемы, указания и т. д.) накладываются на этот самый физический мир, они как бы «встраиваются» в него, ложатся ещё одним слоем — и нам становится гораздо проще воспринимать информацию и эффективно выполнять текущие задачи. Когнитивная дистанция и когнитивная нагрузка уменьшаются.

Тут можно привести кейс Porsche, когда американские дилеры компании начали использовать умные очки Porsche «Tech Live Look». Столкнувшись с какой-то действительно сложной ситуацией, технические специалисты надевают очки и связываются с экспертами компании. Эксперты подключаются и видят всё, что делают техники, подсказывают (и при этом не лезут под руку — в прямом смысле:), присылают на проекционную поверхность очков нужные инструкции и т. д. Всё это гораздо быстрее и эффективнее, чем перекидываться письмами и фотографиями или пытаться решить сложные технические вопросы по телефону. По данным самого Porsche, проблемы стали решаться примерно на 40% быстрее. Впечатляющая экономия времени.

AR пока сложно назвать мейнстримом — даже несмотря на активное использование в разных играх и приложениях типа Snapchat. Но по мере распространения умных устройств значение этой технологии будет расти в геометрической прогрессии. AR станет новым интерфейсом между людьми и машинами, соединив цифровой и физический миры.

Где можно использовать AR: реальные кейсы

AR постоянно совершенствуется и последнее десятилетие (плюс-минус) всё чаще используется в образовании, медицине, на складах, производствах, в продажах, обслуживании оборудования и в других сферах.

Достаточно посмотреть на применение тех же Google Glass:

  • Логистическая компания DHL, по данным гугла, повысила эффективность работы сборщиков в среднем на 15% (ниже — видео, как у них там всё работает).
  • В клиниках Sutter Health врачи стали проводить в разы меньше времени (пишут, что в среднем на 2 часа в день) за бумажками и компьютером, и больше — уделяя внимание пациентам. Звучит как ситуация из идеальной жизни, к которой хочется стремиться.

На сайте гугл очков достаточно кейсов расписано, почитайте, если интересно.

Технологию дополненной реальности для удалённой поддержки своих бригад техобслуживания использует и Bosch Rexroth — мировой поставщик оборудования в области гидравлики, блоков питания и систем управления. Их технология Hägglunds InSight Live позволяет специалистам центрального сервиса Bosch Rexroth не только видеть всё, что видит команда на месте, но и отображать поверх изображения свои руки, инструменты, документы и диаграммы. В итоге эксперт виртуально направляет инженера и помогает быстрее проводить диагностику и справляться с возникшими проблемами.

Задачи, которые позволяет решать бизнесу технология дополненной реальности

Повышает качество и скорость обу­че­ния и консультаций. Вместо письменных инструкций — часто довольно запутанных, попробуй ещё расшифруй их. Вместо стандартных обучающих и неинтерактивных видео. Вместо оборудования, которое часто оказывается недоступным в нужный момент. Можно использовать AR-си­сте­мы, которые дадут пошаговое визуальное руководство в режиме реального времени: смотри и делай. И вот уже слож­ные двух­мер­ные схемы ста­но­вят­ся ин­тер­ак­тив­ны­ми трех­мер­ны­ми го­ло­грам­ма­ми, ко­то­рые по­мо­га­ют поль­зо­ва­те­лю сделать необ­хо­ди­мые действия. Не нужно ничего додумывать и пытаться как-то по-своему интерпретировать. Всё максимально удобно и безопасно.

Позволяет совместно работать над задачами — и повышает эффективность такой работы. Эксперт может удалённо дать все инструкции или помочь разобраться с проблемой, просто подключившись к интерфейсу сотрудника\клиента.

Позволяет клиентам увидеть, как будет выглядеть ваш продукт, — и повысить шансы на продажу. Думаю, многие знают кейс IKEA: компания сделала приложение с дополненной реальностью, чтобы потенциальные клиенты могли обставить свой дом мебелью и аксессуарами из каталога, вдохновиться — и решиться на покупку.

Сегодня этот приём активно используют производители и продавцы одежды, обуви и много другого — всего, что хочется визуализировать и примерить. И это реально работает.

Позволяет анализировать окружение и отслеживать объекты (обнаруживать проблемы). Допустим, приложение направлено на печатную плату с сотнями индикаторов. В какой-то момент в механизме что-то ломается. Человеку может понадобиться несколько минут, чтобы найти неисправный датчик, а приложение может провести анализ за считанные секунды и визуализировать результат.

Позволяет получать инструкции, подсказки, информацию о продуктах и услугах. Достаточно отсканировать код или объект, чтобы увидеть все нужные данные. Например, у сотрудников всегда на виду информация, необходимая для производства продукта, сборки заказа, ремонта оборудования. А потенциальные клиенты могут получить дополнительную информацию, отсканировав товар в магазине.

В итоге прямо сейчас, пока одни сидят на попе ровно, другие внедряют AR-технологии и выходят на новый уровень взаимодействия с клиентами, обучения сотрудников, разработки и совершенствования продуктов и услуг, обслуживания разных систем.

Воз­мож­но­сти, ко­то­рые со­зда­ет AR, ко­лос­саль­ны. В част­но­сти, это за­мет­но по тому, как поль­зо­ва­те­ли ви­зу­а­ли­зи­ру­ют дан­ные мо­ни­то­рин­га, как они по­лу­ча­ют и вы­пол­ня­ют ин­струк­ции и ука­за­ния в рам­ках про­из­вод­ствен­ных опе­ра­ций, и даже по тому, как они вза­и­мо­дей­ству­ют с про­дук­та­ми и управ­ля­ют ими.

Книга «Искусственный интеллект, аналитика и новые технологии»

Так что сила, конечно, в ньютонах, но сила и во многом успех коммерческих компаний сегодня — в использовании современных технологий. В том числе — технологий дополненной реальности.

Спасибо, что прочитали. В следующей заметке расскажу, как работает технология AR.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null