(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93790508, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93790508, 'hit', window.location.href);

Реактивное топливо из почвенных бактерий: очередная фантазия или новая реальность?

Исследователи из Национальной лаборатории Лоуренса в Беркли разработали альтернативное реактивное топливо из почвенных бактерий рода стрептомицетов. О том, как им это удалось и какие есть перспективы, рассказываем дальше.

В тексте вы узнаете:

Для чего нужно альтернативное топливо?

Все топливо можно условно разделить на два вида: ископаемое и альтернативное. Ископаемое топливо — это каменный уголь, нефть, природный газ и другие горючие вещества, которые добываются под землей или открытым способом. На накопление этих ресурсов требуются миллионы лет, а объемы потребления нефти показывают, что этого времени у человечества нет.

Так ученые задумались над созданием второго вида топлива — альтернативного. Если максимально упростить, то это любые вещества, которые не относятся к ископаемому топливу и вырабатывают энергию при сгорании.

Чтобы изобрести топливо, которое образуется быстрее, чем ископаемое, ученые прибегли к биосинтезу — переработке исходного материала в синтетическое топливо.

Пабло Круз-Моралес, ведущий автор исследования и сотрудник лаборатории, сказал: «В химии все, что требует энергии для получения, выделяет ее же при распаде».

Вместе со своей командой и Джеем Кислингом, профессором Калифорнийского университета, он вспомнил про стрептомицетов.

Что особенного в этих бактериях?

Стрептомицеты давно известны науке. Именно они подарили человечеству секрет многих антибиотиков: от стрептомицина до тетрациклина. А в прошлом году ученые обнаружили, что стрептомицеты используют других почвенных бактерий: цепляются к ним жгутиками и таким образом перемещаются в пространстве. Но это не все, чем эти бактерии интересны науке.

Команда биологов из лаборатории Лоуренса выяснила, что стрептомицеты выделяют необычные молекулы, когда переваривают глюкозу. Это треугольные молекулы циклопропана, которые похожи на зубы. В честь триллера «Челюсть» их назвали джосамицинами (от английского jaws — челюсти). Получить треугольные молекулы гораздо сложнее, чем привычные углеродные кольца — и это значит, что при сгорании они будут отдавать больше энергии.

Стрептомицеты с джосамицинами. Источник: www.eurekalert.org/

К какому результату пришли?

Синтезированный в лаборатории фермент, выделяемый бактериями, назвали фулемицином. Принцип его работы схож с биодизелем. Чтобы он мог воспламениться при более низкой температуре, фермент нужно обработать — в частности, оптимизировать условия горения. После такого вмешательства, по словам ученых, фермент будет выделять достаточно энергии для отправки ракеты в космос.

Авторы модифицировали этот фермент, создали компьютерную модель и поняли, что плотность энергии биотоплива составляет около 50 МДж/л. Это примерно на 30% выше плотности энергии бензина и ракетного топлива — 32 МДж/л и 35 МДж/л соответственно.

Кроме того, горючее можно безопасно хранить при комнатной температуре, а его бактериальная основа спровоцирует меньшее количество вредных выбросов, чем при горении нефтепродуктов.

Процесс образования фулемицина. Источник: interestingengineering.com/

Главная задача, которая стоит перед учеными сейчас, — придумать, как масштабировать производство.

Круз-Моралес заявил:

«Нам трудно конкурировать с ископаемым топливом, поскольку на нем строится вся мировая экономика, благодаря этому оно получает хорошие субсидии. Но климат нашей планеты меняется, и нам нужно перестать использовать ископаемое топливо, чтобы замедлить этот процесс. Следующие шаги — понять, как производить больше этого продукта с помощью бактерий, и дополнительно модифицировать его, чтобы результат можно было использовать в таких сферах, как судоходство, ракетостроение и воздухоплавание».

Биотопливо из стрептомицетов в будущем может использоваться даже для ракет. Источник: SpaceX/Unsplash

А вы верите в то, что бактерии вскоре начнут производить топливо в промышленных масштабах?

Подпишитесь на блог Selectel, чтобы не пропустить новые обзоры, новости и кейсы из мира IT и технологий.

Читать также:

Danila

А что, метан уже не котируется?

KermitFrog

Сейчас очень остро стоит вопрос экологии и потребления. Плюс если другие страны зависят от определенной страны потому что где-то топливо возможно добыть, а где-то его просто нет, это наводит огромную панику. Поэтому пытаются искать какие-то альтернативные способы

Danila

метан тоже можно производить бактериями, я не понимаю разницы

Комментарий удален модератором

Selectel
Автор

Даа, нам тоже интересно, как будут развиваться события.

Александр Кольский

Так что будем заливать в баки? Фермент или то, что с помощью этого фермента получается? Где взять столько глюкозы, чтобы накормить бактерии? Каких энергетических затрат потребует ее получение?
Пока выгода лишь в более высокой калорийности топлива, что может быть актуально для ракетостроения и авиации, т.к будет экономия на весе конструкции топливных баков.

К М

Все эти проблемы легко решаются. Достаточно запустить третью мировую и скосить 90% населения

under construction

Сообщение удалено

Michael T

Многовато бактерий понадобится! Опять же, из чего бактерии будут производить углеводороды и не затянет ли это "гениальное" открытие отказ от их сжигания и переход на реальную "зеленую" энергию. Совершенно ясно, что громогласное глумление над возобновляемыми источниками энергии и многочисленные пророчества их неизбежного краха - не более чем бессовестная пропаганда тех, кто заинтересован в продаже нефти и газа по драконовским ценам... не говоря о глупости и безответственности тех, кто им поддакивает.