{"id":13650,"url":"\/distributions\/13650\/click?bit=1&hash=b4a44ea9299acb416ac92e110a87e80acc960de1a8f124e06d52ec1ea62c252a","title":"\u041a\u0430\u043a \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0438\u0442\u044c \u0438\u0434\u0435\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0434\u043e\u043c \u043a\u0430\u043a \u0432 Sims","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}
Будущее
Юлия Битюцкая

Экосистема и мета-вселенная: в чём разница?

Новости про то, что корпорация N создаёт экосистему или мета-вселенную, выходят чуть ли не каждый день. Что стоит за подобными телодвижениями, какие смыслы?

И то и то – система

Экосистемы и вселенные содержат все признаки системы:

  • множество элементов во взаимосвязи;
  • есть закономерности и правила, которым подчиняются элементы;
  • элементы образуют целостность и общий контекст.

Экосистема объединяет продукты/сервисы/товары и создаёт из них виртуальный мир. Например, экосистемы Яндекса и Apple.

Монетизация обычно происходит за счёт подписки и продаж продуктов/сервисов экосистемы. Такой мир, как правило, держится на удобстве пользования, быстром удовлетворении потребностей в товарах и услугах и замыкании потребностей на единый бренд.

Вселеннаяобъединяет вымышленных героев и их истории и создаёт виртуальный мир, основанный на интересе и жажде увидеть продолжение. Например, вселенные Гарри Поттера, Ведьмака, Игры престолов. На базе образов и смыслов вселенной рождаются продукты/сервисы/товары, а ещё фан-клубы. Монетизация идёт также за счёт подписки, есть встроенные покупки (доп.снаряжение для персонажей игры), мерч/сувениры с символикой вселенной, фестивали, журналы, комиксы.

И то и то создаёт спрос. И то и то подпитывает интерес пользователя к себе. И то и то поддерживается сообществом (комьюнити) пользователей. И там и там есть правила игры:

  • в экосистеме – подписка, акции, скидки партнёров, “приведи друга” и пр.
  • во вселенной – история героя, его миссия, суперспособности, препятствия и пр.

Отличия

У вселенной есть замысел. От замысла вселенная отталкивается и разворачивается, как Хогвартс, его факультеты и прочие школы магии.

А ещё во вселенную можно играть. Сочинять сиквел и приквел. Привет, “Дом Дракона”.

Ещё можно проводить конференции, например, в 2017 г. в Москве проходила научная конференция по вселенной “Игры престолов”.

Вселенная опирается на художественные образы чаще, чем экосистема. Честно говоря, я не вижу никакого образа в экосистеме Apple, кроме удобства.

Но это не означает, что экосистемы хуже, чем вселенные. Эти сущности разные сами по себе, у них разные причины создания и разные цели поддержания. В чём они сходятся, так это в задаче привлекать новых пользователей и удерживать их внимание.

То есть в каком-то смысле они соседствуют. Граница между экосистемой и вселенной – сухопутная. Я бы даже сказала, бумажная, потому как проходит по книжным страницам:

  • вселенная Гарри Поттера – серия романов;
  • вселенная Игры престолов – серия романов;
  • вселенная Ведьмака – сборник рассказов.

Что будет дальше?

Предполагаю, что некоторые крупные экосистемы захотят превратиться во вселенные. Одна уже заявила об этом в 2021 году (тот, кого нельзя называть).

0
3 комментария
Dmitriy Islamov

Юлия, вам стоит лучше изучить вопрос метавселенной. Хотя бы с того, как правильно пишется термин.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Битюцкая
Автор

спасибо, дельный совет!

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Мельник

Дом дракона - откликнулось:) Лишь бы не как в прошлый раз в 8 сезоне 🙈

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 3 комментария
null