Как благотворительность познает digital
В России запустили платформу вопросов-ответов по аналогии с американской Quiv, где каждая консультация конвертируется в пожертвование. Как еще стартапы придумывают новые формы digital-благотворительности.
На днях в России появился необычный благотворительный проект – Правильно.ру. Это локальная версия американской платформы Quiv. Авторы взяли известную модель консультаций pro bono, когда разные специалисты бесплатно помогают советом некоммерческим проектам. Прикрутили к ней пару новых фич – и получилась платформа, где любой может получить совет экспертов в обмен на пожертвование в благотворительный фонд.
Quiv работает с 2016 года, там можно спросить совета, например, у основателя Википедии Джимми Уэйлса или инвестора, автора книги Techstars Lessons to Accelerate Дэвида Коэна.
Приземление на российскую почву готовилось больше года. Как рассказала нам руководитель платформы Анна Готта, больше полугода заняла проработка юридической и налоговой базы проекта.
Анна попала в проект не случайно: она давно интересовалась развитием благотворительности с помощью digital, написала на эту тему диплом в Вышке.
Платформа Правильно.ру открылась несколько дней назад, к ней присоединились уже больше 100 волонтеров – это владельцы бизнеса, GR- и HR-специалисты, SEO-гуру, маркетологи, инвесторы, юристы и много других экспертов. Набрать первую сотню специалистов – и подтвердить правильность идеи – помогли соцсети. В планах – набрать несколько тысяч волонтеров в ближайшие месяцы.
Если вы тоже готовы делиться знаниями в обмен на помощь благотворительным фондам, станьте волонтером Правильно.ру:
- Укажите свой опыт и формат консультации (вопрос-ответ / обсуждение в чате / по телефону).
- Выберите фонд, которому хотите помогать (сейчас их уже 15, например Фонд борьбы с лейкемией, Фонд по борьбе с инсультом ОРБИ, Детские деревни – SOS).
- Назначьте размер пожертвования за вашу консультацию (сумма по умолчанию сейчас – 300 рублей, но вы можете снизить ее до сотни или поднять до 300 тысяч!
Из платежа человека, которого вы проконсультируете, 18% удержит платформа: 8% от платежа покрывают эквайринг и другие косты, 10% – комиссия платформы.
А если вам нужен совет специалиста, регистрируйтесь – и спрашивайте. Это правильно.
Благотворительность в digital: примеры
Кстати, недавно фонд CAF опубликовал ежегодный отчет – Мировой рейтинг благотворительности 2018. Кратко основные итоги приводит Теплица социальных технологий. Оказалось, доля тех, кто жертвует в фонды, глобально сократилась, хотя Россия на фоне этого негативного тренда наоборот показывает рост: доля россиян, занимающихся благотворительностью, выросла с 17% до 21%.
Чтобы поддерживать интерес и мотивацию донаторов, НКО повышают прозрачность своей работы, например переводят транзакции и отчетность на блокчейн. Кстати, первым из благотворительных организаций России, кто это сделал, стал Фонд борьбы с лейкемией – в начале 2018-го. Теперь с помощью удобного интерфейса человек сможет проследить путь своего платежа и увидеть важные финансовые показатели работы фонда.
Но одновременно надо придумывать и новые способы пожертвований. И здесь есть где развернуться стартапам. В последние годы появились и благотворительные лотереи типа Prizeo – очень популярная у зарубежных селебрити фандрайзинговая платформа для некоммерческих организаций предлагает пользователям поучаствовать в лотерее, главный приз которой – встреча со знаменитостью. Портал берет 20% с каждой покупки-пожертвования. Аналогичные проекты в России – Meet for Charity, за пару лет собравший 55 млн рублей на благотворительность, или запустившийся в этом году Dreamo.
Одни проекты дают шанс воплотить мечту, сделав ставку в виде пожертвования. Другие вводят благотворительность в повседневную жизнь незаметно, например пользователи американского GiveTide привязывают к приложению карту – и сумма каждой покупки автоматически округляется до ближайшего доллара, а «сдача» идет в выбранный человеком благотворительный фонд. Аналогичным способом работает сервис Social Round Up от барселонского стартапа Worldcoo.
И наверняка вы слышали про стартап Натальи Водяновой Elbi – социальная сеть, где за каждый комментарий, лайк или репост с карты пользователя списывается микропожертвование в $1. Работает так: благотворительный фонд запускает в Elbi кампанию с мотивирующими видео, пользователь выбирает близкую его сердцу кампанию и нажимает LoveButton и делится информацией о кампании в других соцсетях либо репостит видео внутри Elbi и собирает лайки друзей – то есть помогает фонду привлечь еще больше пожертвований. Сеть запустили в Америке и Европе, в этом году она стала доступна и для российских фондов.
Примеры собраны из Telegram-канала @philtechnews: подписывайтесь, чтобы узнавать больше новостей про филтех-стартапы.
Хорошее дело, вопрос теперь о прозрачности этих пожертвований