{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

За ними будущее: какие IT компании ждет успех в 2023 году в России

Строить прогнозы чаще всего неблагодарная работа. В переменчивом мире компания может спонтанно набрать популярность. Так было с Clubhouse – приложением ковидного времени с аудиочатами в реальном времени, которое появилось в 2020 году. Оно быстро обрело популярность за счет новизны и было по-своему элитарным, так как попасть туда можно только по приглашению. Но также быстро было забыто – конкуренты внедрили аналоги аудиочатов у себя, а пользователи «наигрались». Взлеты и падения бывают и у криптобирж – 2022 год запомнится крахом FTX с рекордными инвестициями и Binance в составе инвесторов (коротко об этом писали в нашем телеграме RIT Journal).

Поэтому в этой статье мы сразу учитываем, что все в жизни переменчиво. Особенно сейчас, на российском рынке.

Больше актуальной аналитики и новостей о рынке труда и карьере – в нашем телеграм канале.

Они заменят иностранные компании

Тем не менее именно переменчивость позволит нескольким крупным бизнесам России быть на гребне волны. Тому же «Яндексу» события 2022 года, уход западных компаний и импортозамещение открыли дорогу к полному доминированию на российском рынке сразу в нескольких областях.

  • Стриминг музыки, взамен Spotify и Apple Music;
  • Стриминг кино и сериалов на «Кинопоиск»;
  • Развитие аналогов travel сервисов, о чем мы уже писали в другой статье;
  • И другие направления, потенциал кажется бесконечным.

Раз уж мы упомянули «Кинопоиск» и российский стриминг, то дополним список компаний, которые многим заменят поход в кино (увеличив тем самым свою рентабельность на рынке) – Okko, Start.ru, More.tv, Amediateca, IVI. В то же время за место под солнцем конкурентам придется побороться – многие лицензии на показ фильмов будут истекать и вряд ли зарубежные партнеры их продлят. Так, фильмы франшиз «Гарри Поттер» и «Фантастические твари» удалят из библиотеки онлайн-кинотеатра «Кинопоиск» после 31 января, так как студия Warner Bros. в 2022 году заморозила лицензирование проектов в России. В связи с этим компании будут вынуждены как создавать собственный интересный контент, так и сотрудничать со студиями с новых рынков.

Долю успеха заберет и «ВКонтакте»: в 2022 году аудитория платформы превысила 100 млн активных пользователей в месяц. Социальная сеть остается одной из самых популярных в России, а в связи с блокировкой многих платформ, включая продукты Meta (запрещенная в России организация), ей открываются новые перспективы. Компания развивает свой сервис видеостриминга, который наравне с Rutube в определенный момент может заменить Youtube. Также в сентябре 2022 года сервисы «Дзен» и «Новости» от «Яндекса» в результате сделки перешли к холдингу VK. Так что «ВКонтакте» остается наиболее жизнеспособной социальной сетью российского происхождения и будет также развивать новые продукты.

В колею импортозамещения попадает и «Мой офис» – аналог стандартного пакета программ для работы с таблицами, текстами и прочими данными. Программы «Мой офис» интегрированы в почту Mail.ru, что позволяет редактировать документы сразу в браузере. Также с 1 января 2023 года по распоряжению правительства «Мой офис» входит в список российских сервисов, обязательных к предустановке на смартфоны и ПК.

Также будут развиваться и сервисы, обеспечивающие параллельный импорт товаров из-за рубежа, которые перестали официально продаваться в России. Это и маркетплейсы, которые смогли выкупить продукцию ушедших компаний, как, например, «Яндекс» и товары IKEA. Ozon и Wildberries отчасти придут на смену торговым центрам, в которых сейчас отсутствуют многие бренды. А СДЕК, который ранее ассоциировался, как альтернатива Почте и частным курьерам, теперь возит товары из-за рубежа благодаря платформе CDEK.Shopping.

Автоматизация

Недавно писали, что Amazon стремится максимально автоматизировать подбор персонала, внедрив ИИ, который будет анализировать резюме. Издание Vox рассказало о конфиденциальном внутреннем документе Amazon, в котором компания рассматривает возможность заменить уволенных сотрудников, в том числе рекрутеров, на искусственный интеллект. Автоматизировать рекрутинг стремятся и компании в России. Так, «Авито работа» 1 декабря 2022 года купила контрольный пакет в казахстанском сервисе HR Messenger, который позволяет через чат-ботов в мессенджерах упростить найм сотрудников: протестировать кандидата, назначить собеседование. Сервис снижает количество рутинной работы рекрутера и экономит его время для более важных задач.

Автоматизация найма — ключевое направление развития “Авито Работы” <...> Гармоничный симбиоз экспертизы Авито и надёжного партнёра в лице HR Messenger обеспечит нашим клиентам покрытие воронки рекрутинга технологиями автоматизации — от первого контакта компании с соискателем до выхода на работу и даже дальше.

Комментирует Артём Кумпель, управляющий директор “Авито Работы”.

Автоматизация касается, в том числе продаж. Продолжат развиваться компании, работающие над искусственным интеллектом, который будет обзванивать клиента вместо живого человека, бизнес будет чаще прибегать к сервисам автоматизации взаимодействия с клиентом на этапе продаж.

Образование онлайн

Уход компаний спровоцировал волну сокращений даже квалифицированных специалистов, которые нахлынули на рынок труда в поиске новой работы. Тем, кто давно работает на одном месте также пришлось нелегко: теперь нужно выдерживать конкуренцию со специалистами, которые работали в международных компаниях с высокими стандартами и развитой корпоративной культурой. Перестройка рынка труда идет и во всем мире – мы уже писали о сокращениях в Amazon, недавно появились новости о планах Alphabet, материнской компании Google, уволить 12 тысяч сотрудников (6% от общего числа).

В связи с новыми реалиями стали набирать популярность сервисы онлайн образования и переквалификации: Нетология, SkillFactory, GeekBrains, SkillBox. Сейчас уже не обязательно поступать в университет, чтобы войти в новую профессию, а учебу можно совмещать с работой, занимаясь по вечерам и выходным. Из-за всплеска релокации вместе с “общеобразовательными” сервисами будут развиваться и компании, специализирующиеся на языковых курсах, например, Skyeng и Lingualeo.

Безопасность приносит деньги

По итогам 2022 г. отечественные разработчики решений в области кибербезопасности нарастили выручку в среднем в 1,5–2 раза. О росте годовых показателей рассказали представители BI.Zone, Qrator Labs, Group-IB, «Кода безопасности», UserGate и «Мультифактора», которых опросили «Ведомости». В 2023 продолжатся хакерские атаки, меры правительства по обеспечению устойчивости отечественных систем, утечки большого количества личных данных – все это позволяет уверенно заявить, что компании, занимающиеся информационной безопасностью, без работы не останутся.

Цифровые деньги и криптовалюты

Раньше в России о крипте мы слышали как об опасном инструменте в руках нарушителей закона, который необходимо жестко регулировать или даже запрещать. Но реалии жизни накладывают свои коррективы и в 2022 году о криптовалюте заговорили как о полезном инструменте, с помощью которого возможно совершать платежи в обход санкциям. 16 Декабря 2022 году в Центральном банке заявили, что использование криптовалют для расчетов внутри РФ возможно, но только в рамках разрабатываемого экспериментального правового режима (ЭПР) в качестве поддержки экспортеров.

Мы считаем, что в рамках экспериментального правового режима и через уполномоченную организацию возможно рассматривать сделки внутри страны, но для этого должен быть принят соответствующий закон

Сказала глава ЦБ Эльвира Набиуллина в ходе пресс-конференции.

5 декабря 2022 года глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков в ходе форума РБК "Крипто. Криптовалюты, майнинг и цифровые активы" сообщил, что криптовалюта в качестве легального продукта появится в России в 2023 году, но ее будет нельзя использовать как платежное средство для расчетов внутри страны.

Ситуация с санкциями и международными расчетами меняется очень стремительно, поэтому до конца спрогнозировать, как же все таки будут использовать крипту, нельзя. Понятно одно – раз ее использование допускается, значит других вариантов, как производить некоторые переводы, просто не осталось.

Все и сразу – развитие SuperApp

Суперапп – многофункциональное приложение, которое объединяет в себе сразу несколько сервисов. В базовое приложение с уже понятным и привычным функционалом интегрируются новые услуги или, как еще принято говорить, мини-приложения. Например, во «ВКонтакте» вы можете не только общаться и читать новости, а зайти в онлайн-магазин, послушать музыку, посмотреть погоду и многое другое. А Tinkoff банк предлагает своим клиентам забронировать столик в ресторане, бесконтактно заправить машину на ближайшей АЗС, заказать авиабилеты, купить билеты в кино и многое другое. Вне России самый популярный суперапп WeChat (более 1,3 миллиардов активных юзеров на сентябрь 2022 года) родом из Китая и насчитывает внутри себя более миллиона мини-приложений различных сервисов и услуг.

Многие компании хотят одним своим приложением охватить максимум услуг и запросов потребителя. Возможно частичное пересечение, однако у каждого будет своя направленность. Например, «ВКонтакте» и «Тинькофф» работают на разные аудитории, поэтому и услуги в них отличаются. Интересно, что в 2020 году руководитель отдела по развитию мобильных приложений «Тинькофф» Анна Михина предположила, что на российском рынке есть место только для 4-5 супераппов. Однако уже в начале 2021 года лимит был исчерпан, ведь аналитики J'son & Partners Consulting насчитали 5 крупных супераппов: «Сбер», «Яндекс», VK, «Тинькофф» и МТС.

Часть экосистем развивались в партнерстве с зарубежными сервисами, которые больше не работают в России из-за санкций. Ряд блокировок в начале 2022 года спровоцировал рост аудитории супераппов, например, ежедневное количество активных юзеров superapp «Тинькофф» выросло на 15% по отношению к прошлому месяцу, рассказали в компании. Поэтому, в 2023 году уже существующие супераппы будут подключать все больше разработчиков к своим эко-системам, а нам остается ждать, выйдут ли новые крупные игроки на рынок.

Новые каналы рекламы

После признания компании Meta в марте 2022 года экстремистской организацией, продвигаться через рекламный кабинет Facebook стало невозможно. Платформа, принадлежащая ныне запрещенной организации, позволяла встроить рекламу в формат сторис – листаете публикации блогеров, а периодически видите рекламу. Помимо Facebook и Instagram, принадлежащих запрещенной Meta, из России ушел рекламный кабинет Google, TikTok, который также позволял делать рекламу. Все рекламные бюджеты будут стекаться к оставшимся компаниям, большинство из которых российские – «Яндекс.директ», «Вконтакте».

Многие российские компании стали также закупать официальную рекламу в Telegram ads, которая была представлена относительно недавно. Проблема в том, что в отличие от Facebook для того, чтобы продвинуться в Telegram необходимо иметь не менее 3 тысяч евро – таков входной порог для рекламодателей. К минусам можно также отнести достаточно ограниченный формат – к рекламному сообщению нельзя прикрепить фото или видео, а текст рекламы ограничен 160 символами. Критерии для выбора, на которую будет показана реклама ограничиваются тематикой канала. Нельзя определить возраст, пол или местоположение целевой аудитории.

Цифровая психологическая помощь

Предлагаем называть вещи своими именами – вывезти 2022 год было тяжело, а 2023 пока не предлагает просвета. На фоне происходящих событий растет популярность HealthTech проектов, особенно в сфере психологического здоровья. Это неудивительно: рост спроса россиян на услуги психологов к апрелю 2022 года вырос на 81% по сравнению с аналогичным показателем 2021-го, рассказали в «Авито Услугах». На российском рынке растут проекты онлайн-консультаций психологов: «Ясно», Zigmund.Online, Мета, YouTalk.

Ковидные времена приучили нас и к телемедицине – дистанционному медицинскому консультированию. А сегодня в связи с резким ростом релокации не всегда удается быстро найти нужных врачей на месте, а на родине остались проверенные доктора. Поэтому, сервисы SmartMed, DocDoc, «Доктор Рядом Телемед» продолжат расти.

Многие из компаний, которые были упомянуты в нашей статье, давно и плодотворно работают с командой RecruitIT. Хотите работать в развивающихся компаниях, которые будут успешны в 2023 – отправляйте своё резюме. Персональный рекрутер свяжется с вами и поможет оформить CV, пройти все этапы отбора и получить оффер. А если ищете надежных партнеров, которые помогут набрать профессиональную команду – оставляйте заявку на сайте.

Поделитесь в комментариях, какие ещё направления бизнеса и IT компании ждут успехи в 2023? Ждем ваше мнение!

0
4 комментария
Леонид Калмыков

Стриминг музыки, взамен Spotify и Apple Music;- хорошая замена не помешает

Ответить
Развернуть ветку
ikryukovs
Автор

Да, согласны. Пока в этом направлении дела хорошо идут у яндекса и ВК, но есть проблема – многие новинки не выходят, часть песен пропали из-за отказа лейблов работать на российском рынке.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Petrofsky

Зачем заменять Apple Music, все же работает, подписка спокойно (пока по крайней мере) оплачивается через счет телефона. Плюс, предполагаю, часть музыки на РУ-сервисах может быть недоступна в ближайшее время.

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Коц

мне еще кажется, что компании которые связаны с ИИ тоже обречены на успех)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда