Как Пермь стала столицей робототехники: интервью с сооснователем и директором по развитию компании Promobot

Олег Кивокурцев — о создании компании, способах развития в России, важности медиа и захвате мирового рынка.

Как Пермь стала столицей робототехники: интервью с сооснователем и директором по развитию компании Promobot

История компании Promobot в буквальном смысле началась в гараже на окраине Перми. На последнем курсе университета Олег Кивокурцев собрал команду из талантливых однокурсников, куда вошли Игорь Еремеев и Максим Утев. Увлеченный будущим робототехники, Олег заразил этой идеей всех членов команды, и вместе они начали создавать первые прототипы роботов.

Во время участия в многочисленных стратаперовских конкурсах, ребята познакомились с Алексеем Южаковым, который в дальнейшем стал их первым инвестором. В 2014 году был собран первый прототип робота Promobot. В 2015 году состоялась продажа первых десяти роботов. В 2016 году получены инвестиции ФРИИ в размере 150 млн рублей. В 2018 году компания Promobot заключила контракт на поставку 2 838 роботов в США и стала крупнейшим производителем автономных сервисных роботов на территории России, Северной и Восточной Европы.

Вы сформулировали техническое задание, что должно быть в идеале: андроид должен узнавать человека, распознавать речь, отвечать на абсолютно все вопросы и передвигаться автоматически. Как вы смогли за четыре месяца буквально в гараже втроём собрать работающий прототип робота, который мог бы соответствовать всем характеристикам?

Мы поняли идею Алексея, взяли паузу и в течение недели составляли спецификацию, возможности, перечень функций и на следующую встречу пришли уже с готовой сметой и перечнем. В первую очередь, мы стали изучать различную информацию, связанную с роботами: фантастические фильмы, научные статьи и представления о том, как робот должен выглядеть.

Мы сняли на окраине Перми капитальный гараж, где постоянно текла крыша. Вокруг нас были гаражные кооперативы, автосервис, кто-то собирал мебель, поэтому всё это мы назвали «гаражный кооператив "Технопарк"». Мужики постоянно подходили к нам и спрашивали: «Что делаете?» А так как первый робот у нас был округлой формы, то всем отвечали, что строим ракету.

Конечно же, не буду лукавить, тот первый Promobot был очень далек от того, что он представляет из себя сейчас. Для того чтобы он мог общаться: он должен слышать, распознавать речь, у него должна быть база ответов и должен быть синтез, который эту речь воспроизводит.

Для этого мы нашли в интернете решения с открытым исходным кодом, чтобы робот мог слышать и общаться. Касательно мехатроники: мы заказали сервоприводы, электромоторы, из них собрали руки и туловище. Особенно сложно было с пластиком, так как до этого мы с ним не работали. Пришлось в течение трёх месяцев изучать всю доступную информацию в интернете.

Максим занимался изготовлением пластиковых деталей, и когда вечером приходил домой, жена спрашивала: «Максим, а откуда запах химии?» Стеклопластик — это смесь смолы и стекловолокна. Запах был едкий, а вместе с кашлем выходила копоть, потому что он в течение всего дня вдыхал его. Было, конечно, тяжело. Но в итоге мы нашли простое решение, поэтому могу сказать, что сейчас понять и разобраться, как работать со стеклопластиком, может каждый.

И после того как первый прототип был готов, Алексей показал его компаниям, с которыми он уже тогда работал: торговым центрам, застройщикам, инжиниринговым фирмам. В итоге нам удалось за последующие несколько месяцев продать первые десять штук на сумму около 3 млн рублей.

Команда проекта (слева направо): Максим Утев, Игорь Еремеев, Алексей Южаков, Максим Чугунов, Олег Кивокурцев
Команда проекта (слева направо): Максим Утев, Игорь Еремеев, Алексей Южаков, Максим Чугунов, Олег Кивокурцев

80% всех комплектующих в Promobot — российского производства, при этом есть много китайских разработчиков роботов, которые очень сильно отстают в технологии распознавания лиц, речи и лингвистической базы. И при том, что Promobot настолько впереди по всем качественным показателям, он ещё и самый дешёвый и надёжный на рынке. За счёт чего достигается такое соотношение цены и качества?

Пойдём с начала. Вот у тебя есть гипотеза, что рука будет двигаться, если ты поставишь такой мотор и напишешь такой код. И ты сперва математически подтверждаешь эту гипотезу, потом прототипируешь её, затем отдаёшь в производство. Находясь в Перми и будучи компанией, которая использует, в основном, местных поставщиков, у нас получается проверять самое большое количество гипотез.

Как делают в Китае: у них есть гипотеза, они прототипируют и затем запускают массовое производство. Делают дорогостоящие матрицы, чтобы производить корпусные детали, нанимают отдельные заводы для создания электроники, приглашают множество людей и все делают по одной заданной схеме.

То есть сразу же настраивают производство, чтобы можно было сделать 1000 штук. И у них либо получается эти 1000 штук реализовать и тогда перейти к новой итерации, либо нет — тогда компания топчется на месте или закрывает производство.

Как мы работаем? Мы только сейчас начинаем переходить на технологии в производстве, которые позволяют сделать 100 единиц в месяц. Только мы, например, использовали в пластике вакуумную формовку — это чуть более дорогая технология, но зато она позволяет работать в малом объёме.

Металлические детали у нас делают токари на станках с ручным управлением, когда у других компаний все станки с ЧПУ. Поэтому у нас есть возможность что-то подправить или изменить в процессе. И чего не коснись, у нас везде так. У нас мелкосерийный подход к производству, как у Bentley.

И такой подход, где везде человек, на каждом цикле, позволяет делать наибольшее количество итераций и позволяет непрерывно совершенствовать продукт. Не от модели к модели, а именно от единицы к единице. Если мы понимаем, что где-то болты лучше поставить по-другому, то мы уже в следующем роботе это применяем и проверяем. А другие компании так не могут.

Именно поэтому с 2014 года мы выпустили четыре версии роботов, а конкуренты выпустили по одной или две версии в лучшем случае. Вот в чём наше преимущество по качеству. А из-за того что большинство наших поставщиков — российские компании, мы платим им в рублях, а не в валюте, что позволяет сильно сократить себестоимость продукции по сравнению с китайскими конкурентами.

Можешь простым языком объяснить, как работает Promobot? Что происходит, когда я подхожу к нему и задаю вопрос?

Сначала он распознаёт лицо человека, понимает, кто перед ним — мужчина или женщина. Далее распознаёт настроение и возраст. И ждёт. Если человек в течении трёх секунд не обращается к роботу, то он запускает приветствие и говорит «Здравствуйте!» или «Меня зовут Promobot, чем я могу вам помочь?».

Фраз приветствия у него заложено множество. Далее человек ему говорит: "Мне нужно получить справку 2 НДФЛ". Если это произошло в МФЦ, к примеру. Робот слышит речевой запрос, отправляет его в облако через интернет, и у него включается модуль общения, который состоит из трех этапов: первый — распознавание речи, второй —подключение к лингвистической базе, третий — речевой синтез.

Он услышал речевой запрос и запускает распознавание. Сейчас для распознавания речи мы используем две системы: Google Speech API и нашу собственную систему. У нашей преимущество в том, что она работает офлайн и нейронная сеть обучена на речь человека не в помещении, а именно в людном месте. Мы совсем немного отстаем по точности от Google, но это дело времени.

После того как распознается речь человека, звуковой файл превращается в текст и далее отправляется в лингвистическую базу. Это огромная база, в которой несколько сотен тысяч речевых модулей на девяти языках. Дальше речевому запросу определяется один из трёх уровней: связанные с деятельностью компании (например, услуги МФЦ), потом не связанные с деятельностью компании («кто ты?» «что ты умеешь?») и наконец информация из интернета («что такое синхрофазатрон?», «какая погода?»).

Если это связано с деятельностью компании, то по ключевому слову находится релевантный ответ. Ответ отправляется на робота и воспроизводится помощью речевого синтеза. Весь этот процесс занимает от полутора до двух секунд, всё зависит от скорости интернета.

Это как раз стандартное время, которое человек тратит на ответ на вопрос. Без интернета пока он просто не будет слышать. Далее, уже с помощью нейронной сети, строится ветвь диалога. У робота запускается заранее заготовленный сценарий. То есть он понимает, что все последующие вопросы будут связаны с темой 2 НДФЛ, и вам не нужно каждый раз пояснять свой запрос полностью.

Например: «Хорошо, а где получить?» Робот будет понимать, что это касается вопроса про 2 НДФЛ. И у каждого робота есть такой сценарий, он называется «индивидуальный кейс применения». У нас есть роботы для музеев, образования, торговых центров, парков, аэропортов, МФЦ и даже робот-полицейский. У всех свои разные сценарии.

Лингвистическая база создана вами?

Создана нами, у нас есть специальные люди, которые каждый день смотрят, что робота спросили, на что он отвечает и на что он ответить не смог. И постоянно совершенствуют систему. Наш робот умнеет день ото дня. И вот уже как год на наших некоторых роботах мы используем нейронную сеть, которая обучает робота автоматически.

Она понимает, что если какой-то вопрос часто задаваемый, и самостоятельно помогает ему подобрать существующий ответ. Помогает учиться на неструктурированных данных. Сейчас мы можем загрузить в него книгу 200 страниц, например «Историю банка», и он уже будет знать всё о банке и самостоятельно ориентироваться в информации, отвечая на вопросы.

Сколько требуется времени, чтобы Promobot смог построить лингвистическую базу настолько проработанную, чтобы общаться свободно на французском в Конго?

Когда мы открываем новую страну, то основной массив данных лингвистической базы Promobot переводит человек вручную. Каждый язык содержит в себе примерно 5 000 основных вопросно-ответных конструкций. У нас создан специальный электронный кабинет для переводчиков, где все вопросы и ответы парсятся между собой.

И переводчик видит перед собой 2 поля: в левом поле оригинал фразы, в правом поле то, как он её переведет. И это позволяет как раз вложить диалекты, юмор, человечность и характер переводчика в базу робота.

Таким образом, на первоначальном этапе робот содержит в себе черты человека, который его создавал. Отзеркаливает его манеру общения и образ мыслей. Есть некоторые фразы на русском, которые будут непонятны в другом языке. Например, «бери давай».

Если её сказать на русском, то робот её поймет. А в английском, если перевести дословно, то получится несуразица. И переводчик смотрит на эту фразу и адаптирует её под другой язык. «Бери давай» переводит как «бери, пожалуйста, поскорее» или же ищет аналог в языке. Таким образом получается локализовать робота. По времени один человек всю базу будет переводить примерно три месяца.

На многих видео видно, как Promobot с юмором отвечает на многие вопросы. Как создаются смешные ответы?

Это связано с тем, что мы можем видеть настроение человека. И можем отследить реакцию на каждую фразу робота. Как люди реагируют: положительно, нейтрально или негативно. И если человек реагирует нейтрально или негативно на какие-то фразы, то мы понимаем: нужно добавить юмора, для того чтобы повысить лояльность посетителя. После шутки человек воспринимает информацию уже более охотно, а это напрямую влияет на финансовые показатели места, где робот работает.

Какая у вас была стратегия продвижения Promobot и как удалось привлечь к нему столько внимания?

Много звёзд сошлось в одном месте на нашем небосклоне. В целом тема робототехники интересна обществу. Что такое робот и что он умеет делать примерно понятно людям всех возрастов. Этот контент просматриваемый, интересный и носит позитивную повестку. И это, конечно же, видят СМИ, и поэтому они очень любят про нас писать. Новости про роботов объективно больше собирают просмотров, репостов и пересылок, чем новости о технологиях, не связанных с роботами.

Второй момент. Мы одна из немногих компаний, у которых история действительно интересная. Мы начали на пятом курсе, все мы из простых и небогатых семей, вовремя обратили внимание на технологию, начали ей заниматься и сейчас являемся крупнейшими производителями сервисных роботов в России и Восточной Европе.

Третий момент. Когда мы сами начали понимать, что СМИ любят писать о нас, мы начали пытаться выстроить на этом взаимодействие. Начали правильно оформлять инфоповоды, наняли PR-специалистов.

И последний момент. Мы как люди, любящие идти по пути наименьшего сопротивления, стараемся пользоваться всей инфраструктурой, связанной с инновациями, которая есть в России.

Мало кто знает, но в России очень хорошая инфраструктура. У нас есть: «Фонд содействия инновациям», ФРИИ, РВК, Фонд «Сколково», «МСП Банк», «Внешэкономбанк», «Роснано».

У нас очень много государственных институтов, которые созданы специально для продвижения инноваций. И эти компании сотрудничают с федеральными СМИ, у них есть временные квоты, которые они выделяют на технологические компании. В том числе на такие, как наша. Мы этим пользуемся.

Авария Promobot с Tesla это подставная или реальная история?

Авария с Tesla это ни в коем случае не спланированная история. Почему вообще появилась версия про подставу? Есть такое СМИ, называется Electrek, которое принадлежит Tesla, оно разоблачает негативные упоминания о компаниях Илона Маска.

И вот они, как раз, построили конспирологическую теорию о каких-то верёвках. И если это веревка, то отправьте меня во второй класс, потому что веревка выглядит по-другому. И вообще, если даже это веревка, то почему она видна в одном углу, а до робота не дотянута? И там множество вещей, которые просто хорошо отрабатываются службой Tesla, чтобы увести негативный фон от компании. Но ещё раз повторю, это абсолютно случайное происшествие.

Через какие этапы развития прошла компания?

У любого инновационного продукта есть четыре этапа развития, и на каждом работают свои инструменты.

Эти четыре этапа предполагают определённые типы потребителей: 1) покупают мечтатели, 2) ранние пользователи, 3) массовый рынок, 4) скептики. И до того как я это понял, было очень тяжело работать.

Потому что сначала я сам сделал 1000 холодных звонков — звонил в торговые центры, в магазины цветов, звонил везде. Мне не удалось продать ни одного робота. И я не понимал почему. А всё лишь потому, что холодные звонки, это инструмент продаж на массовом рынке и для скептиков. А на первоначальном этапе, самый действенный вариант — это работа со СМИ и публикации.

И уже на переходе к ранним пользователям постепенно начинает работать интернет-маркетинг, когда есть понимание, какие боли вы решаете, есть опыт, есть цифры какие-то, метрики по эффективности. И то же самое у нас.

Почему СМИ так важны? Потому что это инструмент продвижения продукта на этапе мечтателей и перехода к ранним пользователям. Холодные звонки делали — не получилось. Только сейчас мы постепенно начинаем делать интернет-рекламу и применять инструменты правильных холодных звонков, но всё равно основное направление для нас сейчас — работа со СМИ.

Какое событие оказало наибольший толчок в развитии компании?

Таких событий было несколько. Первое — когда мы стали победителями конкурса GenerationS в 2014 году, который проводила РВК. После этого, при содействии РВК, о нас сняли небольшой репортаж и четыре раза показали в прайм-тайм по «России 24». Весь январь 2015 года был завален звонками. Нам звонили со всей России. Так мы открыли для себя российский рынок. У нас появились первые дистрибьюторы и клиенты.

Второе — когда в 2016 году журнал Forbes выпустил список 30 предпринимателей младше 30 лет, куда включил и меня. Попал я туда после того, как съездил на конференцию Slush, где мы оказались благодаря «Сколково». Мы стали их резидентами, и они нас направили на выставку, оплатили стенд и всем резидентам дали возможность там выступить. Об этом списке написали СМИ во всём мире и уже в 2016 году на нас обрушился шквал заказов со всего мира.

Третьим событием стал побег нашего робота летом 2016 года, об этом тоже написали практически все, в общей сложности было 330 тысяч упоминаний в СМИ по всему миру. Тогда начали приходить заказы из далёких стран: Чили, Великобритания, Ирландия.

Последнее — когда мы съездили на выставку CES в 2018 году, к нам тогда обратилось очень много компаний. В основном те, которые на самой выставке не были, но смотрели обзоры посетителей.

Ещё авария с Tesla. Я бы даже сравнил эффект от Tesla на одном уровне со сбежавшим роботом. Было огромное количество публикаций, упоминаний, в 600 раз выросла посещаемость на сайте, а у видео было 1,5 млн просмотров на YouTube.

Саммит участников списка Forbes: 30 under 30
Саммит участников списка Forbes: 30 under 30

В 2018 году вы заключили свой крупнейший контракт — 2 838 роботов на $56,6 млн. Как проходили переговоры?

После побега робота о нас узнали представители Intellectronix, компании-производителя электронных компонентов для автомобилей в США. Их собственник взял нас на заметку и начал читать о нас информацию. Уже в 2017-2018 году они обратились к нам с запросом о том, кто мы такие.

Мы начали с ними диалог и договорились, что продадим им одного робота, чтобы они посмотрели, как с ним работать, и уже после решим, каков план дальнейших действий. Мы отправили им робота и как раз в тот момент победили в конкурсе Global Pitch, который проводил ФРИИ вместе со «Сбербанком».

По результатам этого конкурса компанию-победителя направляли в Кремниевую долину на питч-сессию перед американскими инвесторами. Мы поехали в США и попросили взять нам билеты не до Сан-Франциско, а до Кливленда, чтобы по пути заехать и встретиться лично с нашими американскими коллегами.

На тот момент они уже успели протестировали робота и были в восторге. Они два года изучали данную тему, попробовали всех наших конкурентов и подтвердили, что наше предложение — лучшее на рынке. Когда мы к ним приехали, они сказали, что всегда мечтали заниматься робототехникой и поэтому хотят стать нашими официальными представителями на территории США.

У них есть более 300 дистрибьютеров в США и Канаде, они готовы были забрать всех роботов, которые были у нас в наличии. После этого они сказали, что им нужно 300 роботов и спросили, сколько мы готовы поставить в следующем месяце.

Мы переглянулись и говорим: «Ну, 16 роботов». А ещё через месяц? Мы говорим: «Ну, 18». После этого они сказали, чтобы мы увеличивали производственные мощности и начали производство как можно скорее. А они в качестве подтверждения своих намерений передадут в наш фонд 500 тысяч акций своей фирмы, которые на тот момент стоили $1,2. Мы заключили с ними контракт: первый год обязуемся поставлять по 16 единиц каждый месяц, на второй год — по 20 единиц.

К пятому году мы перейдём на 100 единиц. После возвращения в Россию мы сразу же переехали в новое помещение на 2 тысячи м², чтобы иметь возможность производить до 100 единиц в месяц. Если быть откровенным, американские коллеги чуть-чуть отстают от объёмов закупок, то есть они должны были сейчас купить больше, чем купили по факту. Но у нас такие условия — если они не выполняют объём, то теряют условия эксклюзива.

Катя Первова (@katepervova)
Катя Первова (@katepervova)

Какие особенности ведения дел у американских предпринимателей?

Больше всего нас удивило, что в Америке такой истории с контрактами и пунктами, как у нас, мы почему-то не видели. Там имеют полноправную юридическую силу и переписка по электронной почте, и телефонные разговоры.

Как выяснилось, на контрактах печать они не ставят и поэтому слова у них тяжелее. Мы за один день составили контракт с юристами с обеих сторон, и на следующий же день они сделали нам первый перевод. До этого общались по почте около полугода. Где-то через три месяца общения они купили первого робота и уже смотрели его.

Какие ощущения, когда ты заключаешь договор на сумму в $56,6 млн?

Ощущения — настороженность. Нужно, чтобы все условия выполнялись и чтобы ни на каком этапе не подвести людей. И фокусировка моментальная. И, конечно же, радость.

Благодаря этой сделке, США станет самым массовым рынком для Promobot. С чем ты связываешь такой спрос?

Вернемся к этапам развития: во многом благодаря тому, что у них ВВП $20 трлн, а у России — всего $1,5 трлн. Там денежной массы настолько много, что они себе могут позволить именно ментально побыть мечтателями или ранними пользователями в различных отраслях.

Посмотри, что будет в Долине, и года через три то же самое будет в Москве. Это всё связано с тем, что люди могут позволить себе ошибаться. А у нас некоторые предприниматели вкладывают последние деньги, и поэтому нам менее свойственно идти на риск.

Вопрос про выставку в Лас-Вегасе. Кто может на этой выставке участвовать, сколько стоит это участие и насколько это эффективно для компании?

Касательно выставки CES: можно пойти по простому и дешевому пути, а можно по дорогому и сложному. На выставке есть стенд от РЭЦ (Российский экспортный центр), который они полностью выкупают, и компании, которые проходят по критериям, могут бесплатно там выставляться. Минус лишь в том, что ты не можешь выбрать месторасположение и повесить баннер, который хочешь.

Но открыть рынок, попробовать, поехать ты можешь. Мы пошли по другому пути. Арендовали стенд 60 м², поставили на нём сцену, каждые полчаса у нас был танцевальный перфоманс роботов для привлечения внимания. По бокам стояли ещё четыре робота с разными кейсами: робот-консьерж, ритейл, робот для торговых центров и робот для бизнес аналитики.

В общей сложности, включая перелеты, логистику, проживание, аренду, вышло $40 тысяч. Но благодаря тому, что по результатам CES у нас было около 90 целевых заявок через сайт, затраты окупились одной поставкой роботов в Мексику.

Или, например, поставка в Конго. Местная компания нашла нас по упоминанию в CES ещё в 2018 году. Также было очень много упоминаний в СМИ, десятки видео-репортажей, ну и про инцидент с Tesla говорили все в США: CNBC, CBC, FOX TV и много кто. У нас на сайте есть раздел «Дневники CES», я там подробно расписал, как всё это происходило, и каждый, кому интересно, сможет найти там всю полезную информацию.

Выставка CES в Лас-Вегасе
Выставка CES в Лас-Вегасе

Есть ли какой-то резонанс, когда люди узнают, что это робот российского производства?

Наш американский партнёр говорит, что негативное отношение есть. Люди начинают переживать: а если поломка? Как мы будем искать запчасти и проводить техническое обслуживание, а как с логистической точки зрения? Поэтому мы сейчас сделали американскую версию сайта, где все телефоны и адреса указаны американские. То есть мы не подчеркиваем, что мы российская компания. Но если напрямую спрашивают, то всегда честно отвечаем.

Рынок США, например, более богатый в плане инвестиций. Почему вы до сих пор в Перми?

У нас в Перми построена производственная цепочка. Производство пластика, производство металла, производство электроники, всё находится в одном месте и за день можно заехать в пять точек и всё будет нормально. В Москве, например, это невозможно.

Если повезет, ты в два, максимум в три места заедешь, и всё, ты весь день потерял. Также у нас есть сильные университеты, где очень хорошая инженерная школа. В городе, скажем, изобрели электродуговую сварку, есть завод авиадвигателей, делают ракеты, военные заказы. Пермь вообще основали потому, что нашли в земле металл, построив целый город.

Удобно с логистической точки зрения, удобно с человеческими ресурсами, потому что зарплаты меньше, чем у московских специалистов, а качество местных — очень высокое. Средняя зарплата инженеров и конструкторов у нас выше рынка — 50 тысяч рублей, и люди в очередь выстраиваются, уходят с оборонных предприятий и приходят к нам. С точки зрения продаж мы всё-таки не в 1994 году живем, мы с кем угодно можем общаться из любой точки, главное — знать язык. А если нужна физическая встреча, то два часа на самолете, и ты в Москве, еще два — и ты в Берлине, еще девять — и ты в Нью-Йорке.

Мы живём в современном мире, поэтому Пермь — лишь надпись на визитке. Мы глобальные люди и глобальная компания.

Какие главные трудности, с которыми вы столкнулись за время развития компании?

В первую очередь, конечно же, не могу умолчать обо всех инженерных трудностях, с которыми коллеги сталкиваются каждый день. Так, они думают, что подойдёт один вид двигателя, когда же он приезжает, оказывается, что его реальное использование далеко характеристик на сайте и в документах. Тем самым теряются время и деньги.

Была большая проблема, когда начали взрываться телефоны Galaxy S7. Во всем мире Международная авиационная федерация запретила к перевозке литий-ионные батареи на борту. А литий-ионные аккумуляторы — основа любого прибора, это очень ёмкие, недорогие и легкие батареи.

Все отказывались брать на борт наших роботов и полностью встал экспорт. В итоге мы нашли всего одну компанию из Шеньчженя, у которой есть специальный сертификат мирового уровня для перевозки таких батарей.

Теперь роботы отправляются из Перми, а аккумулятор отдельно приезжает к клиенту из Шеньчженя. Ничего сложного нет, аккумулятор приехал отдельно, ты его поставил и всё. Но решение проблемы заняло больше полугода.

Ещё одна проблема — интернет. Не везде он есть, не везде работает хорошо, поэтому мы сделали собственную систему распознавания речи. Очень долго мучились, долго делали, но в итоге получилось.

Техническую поддержку организовать правильно тоже было проблемно. Мы сделали техподдержку полностью в WhatsApp. У каждого робота есть свой чат, и каждый собственник может обратиться с вопросом о неполадках. Все отмечают, что среди робототехнических компаний, у нас лучше техподдержка в мире.

Отдельно сталкиваемся с хейтом в интернете, многие пишут: «Ха-ха, вот вы распильщики бюджета, живёте на государственные гранты». А мы вообще за всю историю никогда гранты не получали. Единственный раз получили только инвестиции от ФРИИ, отдав за них долю в компании. Призы мы получали, но это вообще не те деньги, мы их уже давно многократно вернули в виде налогов.

Как сейчас выглядит твой рабочий день?

Я прихожу на работу к 11:00 и ухожу с работы в 23:00. В 11 прихожу, потому что в Москве это как раз уже начало рабочего дня, а ухожу в 23:00, потому что в Нью-Йорке в это время уже обед. Дольше физически сидеть уже не получается. Моя должность — директор по развитию, и я занимаюсь всем, что касается коммерческих сделок и сбыта.

Ваша оценка компании?

Мы сейчас ведем переговоры с несколькими фондами и привлекаем деньги для того, чтобы активнее работать в США. Компания оценивается в 2 млрд рублей, эта сумма подтверждена цифрами и аудитом.

Твоя доля в компании 6,6%. При оценке в 2 млрд рублей, ты сейчас долларовый миллионер, хотя ещё пять лет назад был студентом. Как изменилась твоя жизнь и сказалась ли на тебе слава?

Во-первых, я очень интересно живу. Каждый день что-то происходит. Мне организм позволяет работать по 12 часов, потому что я не могу назвать это работой, я наоборот только заряжаюсь каждый день всё большей и большей энергией.

Слава — мне совершенно нет до этого дела, единственная цель большого внимания — это финансовая сторона компании. И я во всех новостях выступаю именно за компанию, за себя вообще практически стараюсь не говорить, и коллег к этому призываю.

Конечно, в Facebook незнакомые люди добавляются, на конференциях подходят. Но, например, один раз пришел в McDonald's в Перми покушать, а мне говорят: «О, это ты тот парень из Promobot, проходи без очереди».

Но, конечно, работаем мы не ради этого. По поводу крупных покупок я вообще не парюсь, считаю, что стоимость денег сильно преувеличена. Мы с командой обеспечили основные базовые потребности (квартиры, машины), и сейчас всё вкладываем в развитие компании. И, конечно, много путешествуем.

Стоит ли бояться будущего роботов и развития ИИ?

Когда роботы проникнут во все отрасли, будут выполнять всю самую грязную, скучную и опасную работу, они будут становиться самостоятельными экономическими единицам.

Наш мир в будущем будет выглядеть так: бескрайние поля, которые будут обрабатывать автоматические роботы-комбайны и свозить на автоматизированные склады зерно, откуда сырьё будут увозить беспилотные грузовики. А потом автоматический дрон будет доставлять прямо к двери человека пищу и все необходимые вещи для удовлетворения базовых потребностей.

Уже сегодня это реальность, все эти вещи существуют, просто не так распространены. Это всё приведёт к тому, что распространится такое явление, как безусловный базовый доход. Множество людей смогут работать минимальное количество часов или не работать вообще. Конечно, останутся творческие профессии, но у человека будет выбор — либо работать, либо нет.

Будет ценно именно ручное производство. И это приведет к тому, что большинство людей окажутся на вершине пирамиды Маслоу. Потому что у них будет, где спать, что есть, с кем общаться, будет время на спорт и семью.

И когда человек оказывается на вершине пирамиды Маслоу, он начинает творить и созидать. Будет небывалый всплеск в культуре, искусстве, творчестве, науке, то есть во всем, что не сможет делать робот. Очень быстро начнет развиваться общество. Но, конечно, это приведет к тому, что многие люди начнут спиваться и себя уничтожать всяческим образом. Но это происходит и сейчас, и будет происходить в будущем. И главная опасность здесь не от роботов.

Есть такая теория — теория сингулярности, которая гласит: настанет тот момент, когда компьютер начнет самостоятельно выстраивать код, осознавать себя и начнет планировать. Грозятся, что сценарий развития будет как в «Матрице» или «Терминаторе».

Одно из главных направлений гласит, что робот должен быть обязательно оснащен красной кнопкой, чтобы его можно было остановить в любой момент. А ключевые решения, как, например, в военной отрасли, о необходимости наносить удар, должен отдавать человек.

Если руководствоваться такими простыми вещами, то сценарий будет очень позитивный и контролируемый. И, собственно, человечество к этому идёт, бояться этого не стоит, будущее с роботами будет только лучше.

Как Пермь стала столицей робототехники: интервью с сооснователем и директором по развитию компании Promobot

В комментариях вас часто сравнивают с Boston Dynamics, причём не с лучшей стороны. Что ты можешь ответить на это ?

Нас сравнивать совершенно некорректно. Единственное, что нас объединяет — мы делаем роботов. Это как сравнивать производителей электроприборов, допустим, производителей электрических дверных звонков и электрочайников.

Мы делаем разные продукты, для разных рынков, разных ценовых категорий и для разных потребителей. Promobot делает сервисных роботов, которые нужны для работы в местах повышенного скопления людей. Они должны выполнять ряд задач: общение, консультирование, ответы на вопросы и так далее.

И стоимость Promobot не должна быть выше $30 тысяч, иначе его невыгодно покупать. Boston Dynamics вообще не делают роботов для рынка, они некоммерческая организация. Их основная задача — фундаментальные исследования. У них стоимость роботов составляет миллионы долларов, а у нас всего $30 тысяч.

Они делают единичные экземпляры для выполнения определенных задач. Поэтому сравнивать нас некорректно, глупо. Это могут делать только невежды. Поэтому не будьте невеждами, лучше сравнивайте нас с роботом Pepper, вот там мы с удовольствием подискутируем.

В 2020 году будет юбилей — пять лет с того момента, как вы собрали первого робота в гараже. Какие у компании планы на следующие пять лет?

Главное для нас сейчас — это масштабирование и глобализация компании. У нас есть четкое понимание, что Promobot — хороший и востребованный на рынке продукт. Наша основная задача — выйти и закрепиться на других рынках: Америке, Европе и Ближнем Востоке.

Но при этом мы не останавливаем наши основные исследования и продолжаем разрабатывать индивидуальные кейсы применения. Будем развивать роботов-полицейских и роботов-консультантов для большего числа отраслей.

Будем вести фундаментальные исследования в распознавании речи и лиц, автономной навигации, мехатроники, компьютерного зрения. Если в цифрах, то мы хотим увеличиваться в три раза каждый год. Пока этот темп нам сохранять удаётся.

Чтобы ты сказал себе двадцатилетнему?

Верь в себя! Всё получится! Не бойся и делай как чувствуешь!

1414
26 комментариев

Отличная, мотивирующая история. Это главное. Молодцы ребята. И ещё. Как только я вижу негативные комментарии, я понимаю, что это просто зависть.

8

Классное вью, Олег - молодец!

7

Комментарий недоступен

5

У этой модели тесла даже нет автопилота.
Плюс у ребят в коллекции столько таких постановочных роликов, что я не понимаю как кто-то еще ведётся на это (то робот сбежал, то перед роботом девушка оголила грудь, то в университете робот спас маленькую девочку от падения шкафа и так далее).
А вообще даже в самой Перми этими роботами не пользуются. Ну стоит может парочка в офисах сбера, но никто ими не пользуется, они неудобные, страшные, глючные, и просто, зачем?
И как вообще их можно сравнивать с Boston Dynamics? Последние действительно прорывные вещи делают от которых дух захватывает, а первые только бабки осваивают, собирают какой-то трешак из говна и палок, которому даже применения толкового нет и раздувают хайп, да и то в последнее время всё унылее и унылее.

8

В целом не так важно, является ли этой история правдой или грамотной постановкой. В России не так много компаний, которые способны строить свое продвижение через положительный хайп и сарафанное радио. Поэтому в любом случае стоит только порадоваться за эффект)

7