{"id":14290,"url":"\/distributions\/14290\/click?bit=1&hash=bece6ae8cf715298895ba844b6416416882fe02c5d18dab2837319deacd2c478","title":"\u041a\u043e\u0440\u043f\u043e\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043a\u0430\u043a \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435 \u0445\u043e\u0442\u044f\u0442 \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u0447\u0430\u0442\u044c \u0441 \u043c\u0430\u043b\u044b\u043c \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043e\u043c","buttonText":"","imageUuid":""}

Железка с Wi-Fi — ещё не IoT: как делать по-настоящему умные устройства

Многие производители пытаются сделать свои устройства умнее. Но подрядчики затягивают сроки и не учитывают особенности бренда, а переведённые китайские системы не подходят российским пользователям. Сооснователь Syncleo Михаил Приэль рассказал, как делать успешные IoT-проекты в облаке.

Михаил Приэль
CEO Syncleo

Рынок интернета вещей (IoT, Internet of Things) растёт крайне быстро. Ещё несколько лет назад приходилось убеждать пользователей и производителей в том, что это полезно. Теперь же покупатель зачастую просто не купит устройство, если оно недостаточно «умное».

Syncleo разрабатывает IoT-системы и приложения для бытовых приборов. Мы создали свыше 200 устройств для более чем 20 клиентов, а также CRM-платформу, на базе которой компании могут разворачивать собственные системы.

Системой IoT мы в Syncleo называем полноценное решение, которое включает прошивку Wi-Fi- или Bluetooth-чипа на устройстве, необходимые облачные сервисы и мобильное приложение.

Аппетит приходит во время еды

Шесть лет назад мы начинали с разработки умного устройства для приготовления еды в вакуумной упаковке. В кулинарии этот метод называется су-вид. Такое оборудование считается профессиональным и используется в ресторанах, но наш клиент продавал его для домашнего использования. Поэтому нужна была умная система, которая сможет заменить профессионального шеф-повара.

Мы разработали систему, позволяющую автоматически определять необходимый режим приготовления, исходя из свойств продукта и вкусовых предпочтений, но прибор был достаточно сложным для реализации.

Прототип умного прибора для су-вида

Клиент отказался почти от всех функций, кроме надписи «Wi-Fi» на коробке, но партию всё равно раскупили. Пользователи оценили идею, хотя в отзывах писали, что ждали большей помощи от «умной системы».

Это придало уверенности производителю, и в следующую версию он включил все функции, которые мы предлагали в первый раз, и попросил принести ещё идей.

Технология, доступная всем

IoT — быстро развивающаяся область, которая ограничена по большей части воображением и видением производителей, а не технологическими возможностями. Это напоминает рынок смартфонов: компания, которая первой создаст «iPhone» среди IoT-устройств, и станет законодателем моды. Поэтому мы много работаем с брендами категории B: они достаточно большие, чтобы позволить себе самостоятельно вести разработку, но при этом могут оставаться гибкими в своих решениях.

Ещё есть небольшие локальные бренды бытовой техники, которые не могут позволить себе полноценную разработку, но у них много интересных идей. Специально для таких компаний мы повысили уровень автоматизации своей платформы и создали Syncleo IoT CRM, где они могут собирать собственные системы. По цене это доступно даже стартапу.

Подобные автоматические системы существуют, но их владельцы держат контроль над устройствами на своих серверах. Мы же строим всё на сервере, который принадлежит клиенту, даже если это облачный сервер.

Интерфейс Syncleo IoT CRM

Переезд в новое облако в режиме реального времени

Когда устройств и пользователей стало много, нам понадобился надёжный масштабируемый облачный сервис. Это было особенно важно для баз данных, на которых выстраивается поддержка и развитие всей системы.

Системы заказчиков из России были построены на зарубежном облачном сервисе, что вызывало сложности со скоростью реакции, стоимостью и доступностью. При этом нам нужно было перенести существующие системы в новое облако незаметно для пользователей, без перерыва в работе. Прошивки устройств и мобильные приложения должны были остаться без изменений — по крайней мере, первое время.

В итоге мы выбрали облачную платформу Yandex Cloud, в частности потому что там есть Managed Service for YDB — сервис для управления базами данных. Он поддерживает бессерверные вычисления, обеспечивает высокую доступность, масштабируемость и согласованность данных. Кроме того, в бессерверном режиме YDB совместим с AWS DynamoDB, что позволяет использовать стандартные утилиты и упрощает миграцию из других облачных хранилищ: достаточно перенести данные и изменить адрес базы данных для соединения.

Мы переехали за месяц, причём все изменения вносились под наблюдением клиентов. В результате мы повысили скорость реакции и снизили стоимость поддержки для заказчиков.

Также с помощью YDB мы развернули нашу систему Syncleo IoT CRM.

Кому нужна синица в руках, или Как поймать своего журавля

Как правило, за каждым брендом стоит человек — чаще двое — чьё уникальное видение легло в основу концепции бренда и завоевало сердца многочисленных фанатов. И конечно, у них есть своё видение умных устройств: должны ли они делать удобным управление, предоставлять новые функции или давать полёт фантазии благодаря разнообразию настроек.

Но для воплощения этих идей нужна собственная разработка. Набирать свою команду дорого и хлопотно. Довериться внешней команде страшно: раньше, чем через полгода, никто ничего не покажет, а это много времени и затрат с неопределённым результатом. К нам часто обращаются заказчики, которые уже несколько раз пытались запустить IoT-проекты с разными подрядчиками, но без результата.

Поэтому многие бренды покупают готовые решения у Китая, переводят интерфейс на русский язык и потом сокрушаются о том, что умные устройства бесполезны и рынок к ним не готов. А всего-то нужно найти надёжного партнёра, который сделает проект прозрачным и понятным и разложит его по шагам, каждый из которых будет занимать не более 2−3 недель. Именно так мы завоёвываем доверие клиентов и помогаем им воплощать их видение.

Самым сложным было наладить сотрудничество с китайскими заводами, где производится почти вся бытовая техника в мире. Мы нашли несколько методов совместной работы, и каждый китайский завод, с которым мы сотрудничаем, выбирает удобный для себя. Когда устройство подключено к серверу клиента и работает в руках китайских инженеров, можно переходить к кастомизации и добавлять уникальные функции для конкретного клиента.

Отношение к IoT меняется и у производителей бытовой техники, и у покупателей. Сейчас мало просто назвать прибор умным — нужна персонализация, практичность, удобство использования. У людей уже есть представление о том, как система должна работать, есть требования даже к мобильным приложениям. Надписи «Wi-Fi» на коробке точно недостаточно.

Рецепт успешного IoT-проекта:

• Сервер — твой главный инструмент. Не скупись на хороший сервер и держи его при себе.

• Начинай с маленьких порций, но будь готов к гораздо большим объёмам.

• В своих блюдах используй любимые ингредиенты — оставь полуфабрикаты для фастфуда.

• Суп со свёклой — ещё не борщ, железка с Wi-Fi — ещё не IoT.

0
3 комментария
Лев Щенин

Статья интересная, жаль "сапожник без сапог".
Адрес почты на сайте не работает...

Ответить
Развернуть ветку
Olga Gil SYNCLEO

Лев, добрый день. Спасибо за комментарий. Проверили, все работает. Можно отсюда скопировать: [email protected]

Ответить
Развернуть ветку
Dis

увести сотрудников у конкурента и спиздить кодовую базу - ещё не стартап ;р

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда