Будущее Galina Tsvetkova
5 234

Шеринговая экономика вырастет в десять раз к 2025 году

И всё потому, что миллениалы и поколение Z делают ставку не на владение, а на пользование.

В закладки
Аудио
Шеринговая экономика вырастет в 10 раз Телеграм канал Цифрозор

Подробнее про отдельные сегменты и модели экономики совместного потребления, где равные пользователи обмениваются, делятся, продают товары и услуги (каршеринг, краткосрочная аренда помещений, вещей), мы расскажем в одном из следующих выпусков, а сейчас назовём общие признаки шерингового бизнеса:

  1. Полностью автоматизированный онлайн-сервис, процессы не требуют практически никакого обслуживания.
  2. Краудфандинговая рейтинговая система: рейтинги пользователей и отзывы собираются, обрабатываются, влияют на итоговый рейтинг поставщиков услуг.
  3. Оплата за результат.
  4. Пользовательский контент, обратная связь от пользователей, общий доступ к информации.
  5. Рыночные цены благодаря чрезвычайно низкому уровню затрат.

Объём и прогнозы роста

Европейская консалтинговая компания Juniper Research отмечает, что мировая экономика совместного потребления (sharing economy) в 2017 году достигла $18,2 млрд, и, по прогнозу, удвоит свою текущую рыночную стоимость к 2022 году, достигнув более $40 млрд (из них 50% займет Северная Америка, на долю восточной Европы прогнозируется около 5%).

Нам эта цифра кажется даже заниженной, либо здесь не учтены данные по России. Согласно отчету РАЭК, объем российского рынка интернет-сервисов совместного пользования вырос в 2017 году на 20%, достигнув 390 млрд рублей ($6 млрд), а в 2018-м превысил 500 млрд, показав рост на 30%.

Эксперты McKinsey прогнозируют, что к 2025 году половина мировой экономики будет задействована в совместных моделях потребления. Потенциал роста объёма рынка шеринговой экономики, по оценке PricewaterhouseCoopers (PwC), значительно выше текущего: отрасль способна вырасти до $335 млрд к 2025 году за счёт пяти ключевых секторов: путешествий, совместного использования автомобилей, финансов, поиска персонала, а также потоковой передачи музыки и видео.

Яркий пример успеха бизнес-модели экономики совместного потребления — достижения Airbnb по сравнению с традиционными гигантами в гостиничной индустрии. Американская шеринговая компания Airbnb по данным PwC ежегодно обслуживает почти на 22% больше туристов, чем международная сеть отелей Hilton. Обращаем внимание, что Airbnb ни копейки не потратила на недвижимость по сравнению с конкурентами (данные на 2018 год):

Сравнение показателей Airbnb и гигантов индустрии гостеприимства, данные lovata.com на 2018 год Telegram-канал «Цифрозор»

Другой пример — сервисы совместного использования автомобилей, в том числе американский Uber и Lyft, французский BlaBlaCar, индийский Ola и другие, которые, по оценке Juniper Research, к 2022 году принесут 47% общего дохода экономики совместного пользования.

В России пока основной вклад в экономику совместного потребления вносят c2c-продажи (72% от объёма транзакций в 2018г.) и услуги частных лиц — фрилансеров (19%). Но сегменты транспорта (каршеринг и карпулинг) и краткосрочной аренды жилых помещений активно развиваются, занимая уже 7% от объёма транзакций.

В частности рынок каршеринга, по данным «Сбербанка», вырос в 2018 году в пять раз по сравнению с 2017-м и достиг 7 млрд рублей РАЕК называет другую цифру — 13 млрд рублей.

Охват населения

Согласно отчёту, опубликованному исследовательским центром Pew в 2016 году, 72% населения США использовали какой-либо онлайн-сервис совместного потребления. В России пока только 25% (по данным РОЦИТ от 2017 года) пользователей интернета когда-либо пользовались услугами шеринговых платформ.

Характеристика российского пользователя шеринговых услуг:

  1. Пол: 55% - мужчины (в Европе перевес в пользу мужчин меньше — 52%, в США — полный гендерный баланс).
  2. Возраст: почти 60% — 18–30 лет, более 30% — 35–41 год, на пользователей старше 41 года приходится менее 10% (в США тоже преобладает молодежь, но 30% приходится на людей старше 40 лет)
  3. Место проживания: 75% живут в городах-миллионниках, в первую очередь это Москва.
  4. Доход: 80% — высокий и средний

К последнему пункту: преимущества шеринга оценили даже в сегменте люкс: владельцы частных самолетов, яхт, дорогих машин готовы предоставлять их в пользование, а другие — брать в краткосрочную аренду для поездок и отдыха.

В одном из следующих обзоров я подробнее разберу направления шерингового бизнеса.

Подготовлено мной для Telegram-канала «Цифрозор» с использованием источников: red-circule.com, tiarcenter.com, lovata.com, raec.ru, sberbank.ru, pewinternet.org, emarketer.com, pwc.com, rbc.ru, wiki.rocit.ru. При поддержке Цеха маркетинговых исследований Гильдии маркетологов.

Ссылки на исследования по теме:

  1. Отчёт «Сбербанка» о каршеринге от 2019 года.

  2. Инфографика РОЦИТ от 2018 года.

  3. Исследование РАЭК Экономика совместного потребления в России 2018 года.

  4. Отчёт REW Research Center о шеринговой экономике от 2016 года.

  5. PWC: New business models in the e-commerce era.

  6. Обзор Lovata от 2018 года.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Galina Tsvetkova", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 64, "likes": 31, "favorites": 151, "is_advertisement": false, "subsite_label": "future", "id": 71329, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 12 Jun 2019 21:28:49 +0300" }
{ "id": 71329, "author_id": 310881, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/71329\/get","add":"\/comments\/71329\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/71329"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199118, "last_count_and_date": null }

64 комментария 64 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
7

А можно получить шеринговое образование ?
Ну типа потратить на это в два раза меньше времени, и получить в 3 раза больше практически полезных навыков ?

Ответить
20

Инфоцыгане занервничали

Ответить
1

стартап будущего

Ответить
0

уже настоящее, есть такие школы) Я туда, кстати, иду учиться

Ответить
0

это где это что ?

Ответить
0

я понял, но это школа програминга.
а я вообще об образовании ))

Ответить
0

В принципе, сейчас многим темам можно совершенно бесплатно научиться в интернете, столько людей делятся знаниями.

Ответить
0

Посмотрите про Школу 21 от Сбербанка. Примерно все, как Вы описываете )

Ответить
0

от сбера ? ем... а другие варианты есть ?)

Ответить
1

Это франшиза французской школы 42. НО! Узко специализированное: программирование.
А чем вам не нравится Сбер? Это уже не та контора, что была раньше. Почитайте про их новые проекты.

А вообще, шеринговые платформы для образования - это те же репетиторс.ру и т.п.

Ответить
0

Давно сделано, называется разделение труда, практикуется в больших городах, чем больше город, тем выше специализация.

Ответить
10

Люди просто не могут купить себе услуги или вещь. Отсюда и рост.
А не потому что это так удобно.

Ответить
1

Вы наверно плохо читали статью. По статистике 80% клиентов высокий и средний доход. Шеринговые компании как раз начинают пользоваться практичные люди, которые умеют считать деньги.

Ответить
1

Ну все же он прав в чем то. Одно дело не брать на себя администрирование, другое "уметь считать деньги". Тут даже многие кичатся, что они умеют "считать деньги" aka экономить. И у них постоянно такие формулировки типа "не выгодно владеть автомобилем", как будто должно быть выгодно, это же расходы. То есть у людей просто нет на это денег, для них это дорого. Я же пиджак не шэрю, потому что у меня есть на него деньги.

Ответить
1

Все логично. Если я хочу покататься на порше, но у меня нет бабла на его покупку - я юзаю каршеринг.
Почему не юзают нищие? Потому что у них совсем другие потребности, им бы на хлеб наскрести.

Ответить
0

По другому не получится с ростом населения, такой себе коммунизм получается, от каждого по способностям, каждому хоть на пару минут.

Ответить
6

Рабовладение 2.0. Даже при феодализме крепостные имели собственность.

Ответить
2

Не знаю почему вас минусуют, все думают, что у них выбор, но я думаю видно, что это навязывают. Образ жизни 1 днем, образно. Очень просто же отобрать в будущем 1 чип и у тебя нет машины, квартиры, одежды, работы все в аренде и ты бомж и опустился. И все уже не боятся потерять что есть, а бояться стать бомжи

Ответить
1

ну такое.
какой чип и кто отнимет? если это сделает сама компания, то клиента с радостью подберут конкуренты. даже если на рынке будет монополия, как только она начнет разбрасываться клиентами, то конкуренты тут же появятся. Если же же это будет происходить на гос. уровне, то шеринг экономика тут вообще не причем.

Ответить
2

Когда кэша не будет, тогда тебе майор одним кликом все счета заблочит, как сейчас списания делают налоговые и прочие. И ничего подбрасывать не нужно. А когда на биометрию все закроют, ты даже в подъезд войти не сможешь зимой согреться.

Ответить
3

Как Убер и другие такси попали в этот список и как-то влияют на общую долю и тенденции? Убер и другие такси это сервисы, краткосрочные услуги, а не шеринг (share - доля, sharing - разделять), где на время передается объект владения одного в пользование другого.

В случае с такси это может быть шерингом только тогда, когда к вам подъехал таксист, встретил вас, передал ключи и тачку и ушел, договорившись, когда и где вы возвращаете тачку и ключи.

Убрать эти 47% и объемы рынка будут уже не те, чтоб обращать на них много внимания.

Ответить
2

Либо когда ты едешь в Убере с другими пользователями, которым по пути. Тестили вроде такую услугу.

Ответить
0

Ага, UberPool, весьма занятая вещь.

Ответить
0

Да, все верно!

Ответить
2

Большинство автомобилей находятся в частной собственности самих водителей, которые подключаются с Уберу и т.п. через фирмы-прокладки.
Поэтому да, частник сдает вам в краткосрочную аренду автомобиль вместе с услугой водителя. А владельцы Тесла в Америке скоро смогут сдавать свое авто в аренду и без водителя.

Ответить
0

Тогда запишите весь транспорт всего мира в эту вашу шеринговую тему. Вы ездите на частных автобусах (и не только) и делите их с еще сотней людей, а берете его либо у частника или государства в аренду на краткий промежуток времени за небольшую плату. Кинотеатры и еще кучу разных бизнесов туда же добавьте! Да и все мы делим одну Землю. Шеринг (в оригинале - «Пис»), вам!

Ответить
1

Валерий, райдшеринг (также карпулинг) — совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков. Убер изначально позиционировался как шеринговая тема, к сервису мог подключиться любой водитель.
В России больше воспринимается как таки (в т.ч. из-за необходимости соответствовать законодательству), но в мире - это типичный пример шеринга.
И да, огромный объем занимают компании, ставшими гигантами. Убрать их - останется небольшой, но все же растущий рынок. Примеры я опишу, пожалуй, в следующей статье.

Ответить
2

Всегда были люди, которые не готовы были платить за владение и всегда Были люди, готовые принимать от первых деньги за пользование.

С экономической точки зрения, еслииговорить про недвижимость, в частности в Германии с ипотекой 1.3% для всех 100, а то и 115% от суммы квартиры, выгоднее покупать или покупать и сдавать. И выходить в ноль по кредиту, чтобы через 15-30 лет быть собственником жилья. Нежели эти 15-30 лет платить за аренду чужого эти же деньги.

Ответить
4

Добавлю.
Это я к тому, что Шеринговая модель выгодна лишь для краткосрочных услуг (раз в месяц снять яхту, квартиру, машину). Это конечно, выгоднее, чем покупать и содержать

Ответить
0

Окей, ты приезжаешь в другую страну по контракту на два года. Ты будешь покупать себе машину, квартиру?

Ответить
0

Частный случай. Машину да, если экономически выгодно.

Ответить
2

Многое что делать выгодно экономически, но невыгодно по затрачиваемому времени и силам.

Ответить
2

я так понимаю, ожидается, что шеринг экономика даст людям больше мобильности.

Ответить
0

В РФ примерно также имхо, только в первоначальный платеж упирается у большинства.

Ответить
0

И проценты высокие.

Ответить
0

Ну переплата равна стоимости аренды, так что терпимо.
Просто платеж будет выше аренды, доход нужен нормальный.

Ответить
3

А почему не учтён рынок проституток? Это же тоже «шеринг» получается. Или без мобильного приложения уже не то?😂

Ответить
0

Это просто услуга, а вот когда твоя девушка или жена будет за деньги отдаваться другим в свободное от тебя время, тогда шеринг.

Ответить
0

Каршеринг тоже Услуга, однако шеринг.
Яндекс сдаёт свои машины с поминутной оплатой. А ночных бабочек сдают бардели. В чем разница?

Ответить
0

Хороший вопрос кстати, считать ли каршеринг совместным пользованием, я считаю что нет, это просто поминутная аренда, к шерингу больше блаблакар относится.

Ответить
2

аналогия с лоукостерами- да это дешево. Но это всего лишь один из сегментов авиарынка. Сравнивать сети отелей с квартирами на ночь некорректно в любом смысле. Примерно как сравнивать покупку готовой мебели и шкафов "сделай сам". разный сервис, разные сегменты

Ответить
1

Сегменты как раз далеко не всегда разные, покупатели перетекают от одних к другим.

Ответить
0

бог с ними, с сегментами, в одном случае это сеть отелей, а в другом, грубо говоря - агенство

Ответить
2

Могилы на кладбище тоже можно шерить :

Пакет "light - день" : Схоронили - поплакали - земелькой присыпали. В 00-00 выкопали - выкинули. На утро следующий.

Пакет "optima - 9 дней" : всё то же самое, но еще можно прийти на 9 дней на поминки. В 00-00 10-го дня выкопали - выкинули. На утро следующий.

Пакет "ultra-православие - 40 дней" : как и в предыдущем, но есть еще и поминки в 40 дней. В 00-00 40-го дня выкопали - выкинули. На утро следующий.

Пакет "часовой", он же "вспомним", он же "родительский день" : на рандомную могилу ставят вашу атрибутику заранее - фото усопшего, на граните съемными-наборными красивыми буквами ваш трогательный "стишок" заранее составляют и т.п. Пришли - поплакали - водочки-конфеток оставили. Ушли. В конце часа смена атрибутики. Следующие...

В каждом пакете есть доп. опция - оградку покрасить, листья подмести и т.п. Краску выдают, листья заранее насыпят.

Ответить
0

Во многих странах так и есть, только срок побольше, 10-15 лет, потом либо забирай прах, либо плати, либо выкинут.

Ответить
1

Отличная статья, спасибо! Буду ждать продолжение! Подписалась на ваш канал!

Ответить
0

Спасибо!

Ответить
1

Было бы круто написать краткий обзор или статью "100 шеринговых сервисов России"
Готов поделиться своими наработками)

Ответить
1

Тимофей, поделитесь со всеми, мне тоже интересно! Мы же здесь за шеринг)

Ответить
0

Обязательно! Если вы знаете классные шеринг проекты - делитесь, можно в личку fb

Ответить
0

Тимофей, как раз собираю информацию для следующей статьи в продолжение этой темы, с примерами сервисов. Буду рада, если поделитесь, Вас укажу в статье тоже.

Ответить
0

уже добавился к вам в FB

Ответить
1

Надеюсь, коворкинги тоже посчитали

Ответить
0

Да, коворкинги - один из сегментов шерингового бизнеса.

Ответить
0

Это как-то не очень попадает в общие признаки шерингового бизнеса. Вообще ни один из признаков к коворкингам не подходит.

Ответить
0

Небольшие сегменты не всегда совпадают, действительно. Ещё пример - аренда зонтиков в Китае, или тех же самокатов на улице, пока не платформ и отзывов, но они появятся.

Ответить
1

Приятно читать, что в мировой экономике есть не только кризисы и биткоин, но и еще такие замечательные явления как шеринговая экономика. Я так понимаю, это явление полезно не только в экономическом смысле. но и в целом для человечества и планеты, поскольку оно оптимизирует потребление.

Ответить
0

Отлично сказано, Антон. Есть даже шеринговые проекты в науке, там речь даже не о потреблении, а о совместном участии.

Ответить
1

У нас периодически друзья арендуют загородный коттедж для празднования семейных праздников. Удобно! Не надо его содержать, платить налоги. Я думаю, что шеринг - это не от бедности, а именно рациональное использование различных благ.

Ответить
0

Посмотреть бы как они выбирают каршеринг с 1 или 2 детьми. Даже такси не возит 2 детских кресла.

Ответить
1

Шеринговая экономика рассчитана на людей без детей. А если точнее, то на вечных инфантилов, которых сейчас до пуя.

Ну если не брать забугорье, то давайте посмотрим как они в центре РФ - Москве устроят ребенка в детский сад с арендой. И потом в школу))))
И тут как нельзя кстати приходит фраза "Лето красное пропела, оглянуться не успела", какие инвестиции? Какие пенсии... Всего этого нет, так о какой выгоде можно говорить? Выгодно - это у меня есть 1000 000 рублей я покупаю квартиру и имею доходность 8%, а положив в банк (любой другой инструмент) я получаю доходность 10%. Сейчас нет альтернатив для обычного человека по соотношению надежность/прибыль.

Тут про другое. У меня нет 1000 000 рублей, и вместо того, чтобы его зарабатывать, я буду жить здесь и сейчас пока меня пьяный петух не клюнет в жО. А потом будут стонать по всем углам, что у меня нет денег на медицину, и из съемной хаты меня выгоняют и тд.

Ответить
0

И всё потому, что миллениалы и поколение Z делают ставку не на владение, а на пользование.

Нет, всё потому, что кризис перепроизводства, когда заводы могут сделать столько условных Солярисов, сколько надо на этой планете, Марсе и Луне, глушится с помощью цифровых технологий, которые позволяют объединить и перенаправить все эти ресурсы. Пока это удаётся и мы видим действительно прогрессивный момент от этих технологий.

Единственное, в этом «шеринговом» угаре надо помнить, что:
1. Всё это строится на уже созданной и развивающейся за счёт роста производительности труда материальной базе. Которой в России уже почти нет. Это первый сигнал, который должен потревожить отечественные цифровые «империи».
2. Всё это возможно только при условии наличия на рынке труда дешёвой рабочей силы и чудовищной безработицы, которая неизбежно на ней следует и заставляет людей доставлять бутерброд из одного конца города в другой. То, что как раз пытались очеловечить и оправдать Delivery Club. У них, правда, не вышло.

«Поколение Z» — продукт, с одной стороны, величайшего технического прогресса, но, с другой, большой угрозой безработицы. Поэтому, с одной стороны, владеть чем-то дорогим действительно смысла всё меньше, с другой — на это просто нет денег. И уже потом можно сказать «миллениалы и поколение Z делают ставку не на владение, а на пользование.».

Ответить
0

Хоть шерь, хоть не шерь! Пользуемая кем либо вещь, принадлежит на праве собственности кому либо, а вот тут и закопан главный оскал капитализма. И пока к сожалению не проглядывается нормальный переход к более "разумным" формам правления и владения какой либо собственностью в мире...

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }