{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Minecraft - старая новая метавселенная. Или нет?

Продолжаем нашу рубрику «протометавселенные» (в этой рубрике мы говорим про то, какие существуют метавселенные и какими уникальными характеристиками они обладают). Сегодня мы поговорим про платформу, которая едва ли задумывалась как метавселенная. Она вам хорошо известна — это Minecraft.

Главное инди-чудо современности

Minecraft — компьютерная инди-игра в жанре песочницы, созданная в 2009 году шведским программистом Маркусом Перссоном и выпущенная его студией Mojang AB. Уже на этапе бета-тестирования игра разошлась миллиоными тиражами.

Удивительно, но спустя 14 лет игра продолжает неуклонно набирать популярность. Так, в 2021 году в Minecraft играли 140 миллионов человек ежемесячно, что на 30% больше, чем в прошлом году. По последним данным в 2022 году в Minecraft играло ещё больше — более 170 миллионов игроков ежемесячно. Неудивительно, что такие результаты результируют в удивительные прибыли для компании. Например, по заявлениям генерального директора Microsoft модификации и аддоны к игре были скачаны более 1 миллиарда раз, тогда как их разработчики заработали с них более 350 млн. долларов.

Успех игры обусловлен множеством факторов.

Во-первых, игра предоставляет неограниченную свободу творчества. В Minecraft можно создавать собственные миры, рисовать картины, ставить социальные эксперименты. Некоторые игроки создают в игровом пространстве калькуляторы, программы и компьютеры, на которых можно поиграть в майнкрафт.

Во-вторых, игра интуитивно понятна и визуально приятна. В ней нет избыточной «воксельности», она обладает уникальным и хорошо узнаваемым стилем. Это стало важным фактором, который обусловил стремительное распространение игры среди игрового сообщества (главным образом, через YouTube).

В-третьих, эта игра социально аффинитивна, то есть способствует социальному взаимодействию между игроками и даже требует его. Это создаёт множество сценариев игры, которые воплощаются на игровых серверах, собирающих сотни человек (от битв средневековых кланов до космических одиссей в компании друзей).

При этом игра открыта для разработчиков. Любой желающий может создать собственный плагин (дополнение к игре), ввести любые предметы, наборы текстур и персонажей. Это делает творческий потенциал игры безграничным для тех, кто обладает базовым программированием. На основе Minecraft, можно создать уникальный мир, пригласить туда единомышленников и играть. У игры и у опыта, который можно в ней получить, буквально нет границ. Этой бескраностью горизонтов и вдохновился Roblox, который пошёл ещё дальше, создав платформу для разработчиков игр (которые даже могут не уметь програмировать).

Почему Minecraft — уже не игра, а метагаллактика?

Вы удивитесь, но средний возраст игрока в Minecraft — 24 года. При этом большинство пользователей играют на многопользовательских серверах, а не в одиночную игру. Поэтому эта платформа выросла! Она больше скорее не игровой, а социальный опыт в неограниченном игровом контексте. Люди играют в Minecraft, потому что они получают возможно взаимодействовать с друг другом по-новому. И слово «взаимодействовать» — ключевое.

Перелом особенно ярко проявился в 2020-2021 году, когда множество людей оказались отрезаны от социального опыта в ооффлайн, в результате чего произошёл БУМ метавселенных. Люди начали массово воспроизводить опыт реального мира в майнкрафте. Вот несколько примеров.

В марте 2020 года студенты нескольких образовательных учреждений в Бостоне воссоздали в игре копии своих кампусов и провели в ней церемонии вручения дипломов. Они собирались в своих университетах, чтобы учиться, общаться и проводить весело время вместе.

Похожий пример: 22 марта правительство Польши запустило игровой сервер Minecraft для студентов, находящимся дома во время пандемии COVID-19, и организовало в нём творческий конкурс по воссозданию копий известных архитектурных памятников.

Россия не отставала от тренда. 14 июня 2020 года Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова представил в игре спектакль «Вишнёвый сад», поставленный режиссёром Эдгаром Закаряном по мотивам одноимённой пьесы Антона Чехова. Игроки под руководством архитектора Андрея Воронова воссоздали копию театра, где актёры в реальном времени играли и озвучивали своих персонажей. После показа театр стал и дальше проводить спектакли в Minecraft по произведениям русской классики.

Несколькими месяцами ранее международная организация «Репортёры без границ» построила в игре библиотеку со статьями журналистов, попавших под цензуру. Библиотека имеет отдельные секции для пяти стран, находящихся в конце рейтинга свободы прессы: России, Египта, Мексики, Вьетнама и Саудовской Аравии.

Как мы видим, игра приобретает всё больше социального и местами политического контекста. Это делат её не просто игрой, а виртуальным пространством, которое всё больше включает в себя явления и процессы антропогенного мира. Именно в этой перемене и заключается приставка «мета», которую всё чаще добовляют к вселенной Minecraft.

Minecraft и понимание метавселенной

Но можно ли рассматривать Minecraft как полноценную метавселенную? Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю обратиться к визионеру метавселенных Мэтью Боллу, который дал исчерпывающее определение этого термина

Метавселенная — широкомасштабная интероперабельная сеть трёхмерных виртуальных миров, визуализируемых в реальном времени, в которой фактически неограниченное число одновременных пользователей могут получать синхронный и персистентный опыт с ощущением личного присутствия и с непрерывностью данных, таких как идентичность, история, права, объекты, коммуникации и платежи.

Мэтью Болл
Мэтью Болл, визионер метавселенных

Что в этом опредлении подходит к Minecraft? Во-первых, Minecraft, как и Roblox, является действительно массовым явлением. Так, Minecraft уступает лидерство Roblox по количеству пользователей, но остаётся самой продаваемой в мире компьютерной игрой. Поэтому она, без преувеличения, масштабная сеть виртуальный миров. Во-вторых, игра может обеспечивать синхронный и персистентный опыт взаимодействия (например, сервер 2B2T, который никогда не обновлял свой мир).

С остальными же аспектами сложнее. В рамках инфрастркутуры игры миры не интероперабельны (я не могу перенести вещи из одного мира вдругой, не говоря о том, что из Minecraft я не могу перенести свою собственность и идентичнсоть в Roblox). Также число пользователей Minecraft, которые могут играть на одном сервере хоть и привышает показатели большиснвта других метавселенных, едва ли можно назвать«неограниченным». Более того, квадратный мир едва ли приблизился к тому, чтобы обеспечивать иммерсивность (ощущение личного присутствия). Согласитесь, наш мир безумен, но пока не так квадратен, как в Minecraft.

Таким образом, Minecraft — пока не метавселенная, но уникальный случай, когда классическая игра превратилась в протометавселенную. А скорее, в метагаллктику, в которой собраны множество миров, который в совокупности, с моей точки зрения, ближе всего приблизили нас к метавселенной (после Roblox, конечно же).

Подписывайтесь, оценивайте и комментируйте, если дочитали до конца!

Если хотите создать собственный мир в майнкрафт — пишите нам на сайт, чтобы получить собственную метавселенную в Minecraft.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда