Миллиарды ресурсов и денег в космосе, но как и кто может их добыть?

Под руководством США несколько стран стремились стимулировать растущую космическую горнодобывающую промышленность, которая могла бы бросить вызов старым представлениям о солнечной системе «для всего человечества».

Если бы вы сегодня высадились на Луне и тщательно осмотрели ландшафт, вы бы обнаружили на ее пыльной поверхности несколько флагов.

Однако эти национальные символы не имеют большого значения, когда речь идет о земельных претензиях и территориальной юрисдикции в этой сфере. Это потому, что международные условия установили, что ни одна нация не может претендовать на землю в космическом пространстве или на какое-либо небесное тело – ни на планету, ни на Луну, ни на астероид.

Такие места являются «достоянием всего человечества», согласно Договору о космосе, подписанному США и многими другими странами в 1967 году. Однако продолжаются споры о том, запрещает ли это соглашение частной промышленности работать в космическом пространстве, особенно в сфере космической добычи полезных ископаемых.

Если компания Acme Moon полетит, соберет лунный камень и вернется домой, получит ли она полные права собственности на этот камень? Или Acme нарушила международное право?

Пока страны готовятся к новой гонке в космической отрасли, ответ на этот вопрос остается неясным.

Космическая добыча: металлы за гранью меры

Солнечная система содержит ресурсы в масштабах, которые человечество только начинает понимать, и компании сформировались в надежде их добыть.

Давида, седьмой по величине астероид в системе, по оценкам, содержит металлы стоимостью 27 квинтиллионов долларов (26 990 000 000 000 000 000 долларов США), а также азот, аммиак и водород. «Золотой астероид», или 16 Психея, состоит из железа, никеля и золота и стоит всего 10 квинтиллионов долларов. НАСА планирует запустить космический зонд в октябре 2023 года, который полетит к астероиду и обследует его.

Договор о космосе

Со всеми этими желанными ресурсами неясно, кто на самом деле может претендовать на них. В разгар Холодной войны около 60 стран подписали Договор по космосу, который запрещал милитаризацию космоса и не позволял космическим странам претендовать на него.

Знаменитая теперь статья 2 гласит, что пространство и его содержимое «не подлежат национальному присвоению путем притязаний на суверенитет, посредством оккупации или какими-либо другими средствами».

В договоре далее поясняется, что любая неправительственная организация (например, космическая шахтерка), которая работает в космосе, должна сначала получить специальное разрешение от своего национального правительства и следовать всем правилам договора. Некоторые оппоненты утверждают, что это ссылается на статью 2 и запрещает Acme собирать свои камни.

США задают новый тон соглашениями Артемиды

Администрация Трампа также организовала в 2020 году «Соглашения Артемиды» — документ, который перекликается с предпочитаемой США интерпретацией того, что статья 2 не применяется к частному бизнесу. К саммиту присоединились несколько стран, но в группу не вошли Россия и Китай, главные космические соперники Америки.

«Хотя этот пакт претендует на подтверждение Договора по космосу, на самом деле он увеличивает вероятность конфликта, расширяя интерпретацию коммерческого космического права и одновременно устанавливая жесткие геополитические границы», — отмечается в статье в журнале Foreign Policy . «Без участия России и особенно Китая большая часть мира будет рассматривать «Соглашения Артемиды» как неформальный свод правил кликового клуба, а не как настоящее многостороннее соглашение».

Согласно январскому бюллетеню Международной ассоциации юристов, такой конфликт может привести к судебному разбирательству «в ближайшем будущем». Пока неизвестно, признают ли государства претензии на космические ресурсы, выданные другой страной, или посчитают это нарушением статьи 2.

Надеюсь вам понравилась статья.

Так же, у меня есть свой канал, в котором я размещаю интересные новости, обзоры и сервисы по нейросетям и искусственному интеллекту, которые помогают в работе и жизни. Если вам интересна эта тема, буду рад вас там видеть -

Ирина Маратовна

Действительно очень интересный вопрос и статья

Po...

Кто первый придумает как быстро и дёшево добыть тот и добудет!

Sergey Gnezdilov

Оствье это внукам. Для начала нужно там вахты построить, и эсковатор хотя бы закинуть. В текущих и в перспективах 50-100 лет вряд ли кто-то придумает как эффективно побеждать/использовать гравитацию (;
И да. Что бы ваши "внуки" могли что- сделать то учить текущее поколение нужно уже сейчас.

Артурас Лапинскас