Рубрика развивается при поддержке

Цифровая смерть: что случится с пользователем в интернете после его ухода

Позиции смерти, которая на протяжении столетий являлась очевидной неизбежностью, сильно пошатнулись в последние десятилетия. Разработка антибиотиков, практически удвоение средней продолжительности жизни и победа над детской смертностью – звенья одной цепи. Сегодня ученым становится ясно, что у любой смерти есть причина, а смерть от старости происходит не из-за достижения предопределенного возрастного лимита, а из-за «поломки» какой-то функции в организме.

В закладки

И в целом можно сказать, что человечество начинает вступать в новую войну – войну со смертью, которой уже был брошен вызов. В 2013 году Time написала о Calico (“California Life Company”) – компании, принадлежащей Google, и ведущей разработки в сфере борьбы со смертью. Но несмотря на миллиардное финансирование и пул небезызвестных ученых, деятельность организации остается загадкой – официальные отчеты ссылаются на размытую формулировку исследований проблем старения и связанных с ним заболеваний, а результаты работы Calico обещает презентовать только в 2027 году.

Calico была одной из первых компаний, создавшей интерес среди венчурных инвесторов, ищущих новый рынок. Элита Кремниевой долины, которая выросла, будучи обученной тому, что все может быть хакнуто, не видит причин, по которым то же самое не может быть верно и для наших тел. Но даже если исходить из такого понимания, до полноценной конфронтации человека и смерти еще очень далеко.

Однако есть еще один интересный аспект этой темы – жизнь в цифровом пространстве. Сама идея того, что социальная жизнь возможна после смерти – не нова, но дискуссии о смерти в цифровом пространстве по прежнему подобны уравнениям со множеством неизвестных.

The Conversation

Право

К сожалению, вопрос цифрового наследия в мире почти или совсем не решён, а значит, принципы, модели поведения и законы ещё только предстоит выработать. Возможно, само деление на смерть виртуальную и смерть реальную спустя какой-то промежуток времени будет неактуален.

Другой важный аспект – это вопрос существования персональных данных после смерти человека. Должны ли мы заботиться о приватности чатов, фотографий, плейлистов человека после смерти так же бережно, как и при жизни? Например, вступивший в силу в 2018 году Европейский регламент защиты данных (GDPR), относит к персональным данным только те данные, что принадлежат живым людям. То есть, например, ваши личные фотографии по действующему законодательству вполне могут стать достоянием наследников.

Подобным образом дела обстоят и в США. Недавнее дело (Estate of Swezey) выявило путаницу в законах штатов относительно управления и распределения цифровых активов при смерти. В этом деле наследник попросил Apple передать ему фотографии покойного, хранящиеся в его личной учетной записи iCloud. При этом, ни одно положение в завещании покойного не уполномочивало исполнителя к получению такого доступа, но передавало всю остальную собственность. Однако суд выразил мнение, что личная собственность включает в том числе и активы, хранящиеся в цифровом пространстве, а значит наследник имеет полное право к получению доступа к iCloud умершего. Сложившийся прецедент говорит, что доступ к iCloud не требует отдельного судебного решения и передается наследнику как и любое другое имущество. А для личных сообщений все-таки нужно отдельное судебное решение. Так что, если все-таки соберетесь умирать, не забудьте спрятать свой iCloud понадежнее.

В 2013 году одно из немногих решений в этой области в России появилось у компании-регистратора Reg.ru, которая, помимо прочего, предлагает опцию завещания домена. Проделать такое с юзернеймом, увы, сейчас невозможно.

Соцсети & Сервисы

Сегодня в Facebook около 1.8 миллиарда мертвых пользователей. Социальная сеть разрешила наследникам превращать профили в "мемориальные страницы", которые существуют вечно. Наследника ("legacy contact") можно назначить при жизни. Когда пользователь умрет, его доверенное лицо должно будет отправить в службу поддержки соцсети специальный запрос.

После его подтверждения в профиле покойного напротив имени появится специальная пометка (Remembering), а наследник сможет добавить на страницу прикрепленный пост (например, с некрологом или информацией о дате и месте прощания с человеком), ответить на новые запросы на добавление в друзья, поменять юзерпик и т.д. При этом внести изменения в прошлые записи, удалить старые фото или кого-то из друзей, получить доступ к личной переписке покойного не получится. Никто не может войти в учетную запись или обновить ее, и она остается замороженной как место для близких, чтобы поделиться своим горем.

8000
Пользователей Facebook умирают ежедневно

В 2012 году началось одно из самых громких дел в данной сфере – немецкая девочка погибла после попадания под поезд, когда ей было 15, а в 14 – передала пароли от своих соцсетей родителям (в обмен на то, что они разрешат ей ими пользоваться). Facebook, до того, как родители авторизовались на странице дочери, успел сделать страницу «мемориальной», и поэтому родители не смогли войти на нее. Как результат – 6 лет судов и, в конце концов, в 2018 году германская судебная система решила дело в пользу родителей и постановила социальной сети предоставить доступ родителям к странице девочки в полном объеме. То есть, даже личная переписка человека не защищена приватностью после его смерти.

Подобно Facebook, в Instagram учетная запись умершего человека может быть либо мемориализирована, либо ближайший член семьи может запросить удаление учетной записи. Чтобы мемореализировать учетную запись, Instagram требует доказательства смерти – от документов до ссылки на некролог или новостную статью.

The New York Times

Пресс-служба «ВКонтакте», в свою очередь, также утверждает, что всегда прислушивается к пожеланиям родственников умершего: «Один из вариантов решения этого вопроса — повышение приватности страницы, когда весь контент, размещенный на ней, становится доступен только для друзей, а аккаунт сохраняется в том виде, какой он имел на момент последнего захода на сайт его владельца».

Впрочем, существуют и куда более радикальные способы продлить свою жизнь – специальные сервисы. Такая мысль о продлении пришла в голову и Евгении Куйде, когда ее близкий друг Роман Мазуренко погиб в автокатастрофе в 2015 году. Евгения так скучала по нему, что создала на базе переписки в социальных сетях чат-бота.

Эта история привела к созданию «Replika» – приложения, которое узнает вас лучше при общении – самообучаемый ИИ чат-бот. Теоретически, такой чат-бот – будущее для коммуникации с людьми, которых уже нет, ведь он будет общаться приближенно к реальному человеку. Приложение имеет более 200 000 активных пользователей в месяц и привлекло $11 миллионов от инвесторов, включая Y Combinator и All Turtles, бизнес-инкубатор, которым управляет бывший генеральный директор Evernote Фил Либин. Существуют и десятки других подобных сервисов, однако большинство из них находится в зародышевом состоянии.

Должны ли мы оставить наше цифровое “я” ”живым” навсегда? Должны ли мы удалять страницы близких, фактически стирая их из цифрового пространства – или оставлять их в качестве мемориалов, мест для соболезнований и воспоминаний людей? Этично ли “воссоздавать” людей без их разрешения или вопреки желанию других друзей или семьи? Простых ответов на эти вопросы не существует. Однако даже такие вопросы, скорее этические, чем технические, международные компании должны помогать решать. И как подсказывают политики, распространенные в основных социальных сетях сегодня, смерть пользователя – это не просто удаление учетной записи или даже оставление ее в состоянии покоя – аккаунты продолжают взаимодействовать с другими пользователями.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Кирилл Соснин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 11, "favorites": 33, "is_advertisement": false, "subsite_label": "future", "id": 93323, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 19 Nov 2019 13:21:35 +0300", "is_special": false }
Самый сильный бренд
страны*
*Третий год подряд по версии Brand Finance
0
{ "id": 93323, "author_id": 9859, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/93323\/get","add":"\/comments\/93323\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/93323"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199118, "last_count_and_date": null }
2 комментария
Популярные
По порядку
4

Здесь должен быть остроумный комментарий с отсылкой к Чёрному зеркалу.

Ответить
0

Остроумный баян, если точнее))

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }