Худшая бизнес-модель — это экспресс-доставка продуктов за 15 минут?

Почему стартапы с российскими корнями запускаются в США, месяцами рассказывают о своих достижениях, а потом быстро закрываются. О «Пузыре доткомов 2.0».

Худшая бизнес-модель — это экспресс-доставка продуктов за 15 минут?

Некоторые тренды оказываются лишь временным явлением.

Кризисные периоды — отличное время для новых форматов. Пандемия подарила нам диджитализацию бизнеса, новые подходы к работе и многое другое. Но, как показала история, некоторые тренды — лишь временное явление.

Три года назад предприниматели решили, что «доставка до двери» покорит мир. И вслед за этой идеей российские стартаперы отправились завоевывать американского потребителя. В 2020 году основатели из России запустили в Нью-Йорке «Fridge No More», «1520» и «Buyk», а уже в 2021-2022 годах эти три сервиса пропали из магазинов приложений.

У всех стартапов был опыт работы с «дарк-сторами», были локальные партнеры и были миллионы долларов в виде венчурного финансирования. Но, игнорируя очевидные проблемы бизнес-модели, основатели оказались в новом «пузыре доткомов», с долгами перед инвесторами. Разбираемся, как это произошло.

В чем ошибка этих стартапов?

Худшая бизнес-модель — это экспресс-доставка продуктов за 15 минут?

На бумаге все было здорово и просто

Люди больше не ходят в кафе и рестораны, реже посещают продуктовые магазины, а некоторые полностью перешли на удаленку. И задача предпринимателя — создать продукт, который попадет в эту категорию.

С этой теорией Антон Гладкобородов и Павел Данилов создали «Fridge No More», Олег Шевлягин, Мария Данильцева и Мушег Саакян — «1520», а Родион Шишков, Сергей Сульгин и Вячеслав Бочаров — «Buyk». Ставка была на том, что в мегаполисах сверхбыстрая доставка будет выгодна с финансовой точки зрения.

Аналитические обзоры и опросы потребителей подтверждали позиции основателей. Инвестиции от венчурных фондов и ангелов также разрослись — с 2020 по 2022 год стартапы в категории «fast delivery» подняли более $8 млрд. В то время многие основатели утверждали, что речь шла только о первых этапах роста.

А в реальности так

Если не вдаваться в детали, то для потребителя Fridge No More, Buyk и 1520 отличались названием и дизайном одежды для курьеров. Стартапы начали с Нью-Йорка, подняли крупные раунды (Buyk — $46 млн, Fridge No More — $16,7 млн) и собрали огромные штаты курьеров на велосипедах.

Сервисы предлагали доставку от «темных магазинов» до клиентов за 15-20 минут или быстрее. Заказы принимались через приложения, быстро собирались сотрудниками ближайших помещений и доставлялись курьерами на велосипедах. План расширения также был простой — проекты стартовали в определенных районах и планировали поэтапно «захватить» весь Нью-Йорк.

Осознание, что у описанной модели есть проблемы, пришло не сразу. Основатели считали, что, рано или поздно, они выйдут на прибыльность и главное сейчас — побольше вкладывать в маркетинг, расширение штата и новые дарк-сторы.

Эксперты назвали взлет и падение «fast delivery» вторым «Пузырем доткомов». 
Эксперты назвали взлет и падение «fast delivery» вторым «Пузырем доткомов». 

В сентябре 2021 года кофаундер «1520» Мария Данильцева назвала бизнес-модель своей компании «супер-эффективной» и предположила, что 1520 скоро повысит прибыльность магазинов, поскольку им не придется инвестировать в новые площадки. Спустя три месяца стартап исчерпал финансирование и стал первым банкротом в нашем списке.

Позже основатели начали понимать, что их бизнес сталкивается с реальными проблемами. Но признавать это они не хотели. Buyk и Fridge No More продолжили инвестировать в маркетинг, сократили штат и стали проводить регулярные акции, чтобы привлечь больше клиентов. Но это не помогло.

Сервисы быстрой доставки все еще были убыточны, а инвесторы начали «трезветь» и сократили финансирование таких компаний. В попытке спасти ситуацию Fridge No More обратился к DoorDash — одному из лидеров быстрой доставки в США — чтобы продать бизнес. Сделка почти состоялась, но, по неизвестной причине, сорвалась. Fridge No More признал, что больше не может обслуживать клиентов и закрылся.

Buyk стал последним сервисом экспресс-доставки с российскими корнями в Нью-Йорке. Но проработал он лишь на неделю дольше Fridge No More. Стартап боролся с теми же проблемами, но в качестве причины закрытия сослался на санкции, введенные в марте 2022 года. Хотя основатели не числились в санкционных списках.

Итоги и выводы

Худшая бизнес-модель — это экспресс-доставка продуктов за 15 минут?

Уже после краха Fridge No More, Buyk и 1520 начали появляться первые заявления о том, что сверхбыстрая доставка не очень-то и нужна потребителям, а позволить себе такой бизнес могут лишь единицы — как правило, крупные компании с большими бюджетами.

Бриттен Лэдд, консультант по цепочкам поставок продуктов и бывший стратег Amazon, заявил, что «быстрая доставка продуктов — это худшая бизнес-модель, из когда-либо созданных». По его мнению, единственная причина, по которой такие стартапы могли существовать — это не самые опытные венчурные фонды. Как и в эпоху доткомов, когда стартапы поднимали сотни миллионов, а после — скоропостижно банкротились.

Они все слишком похожи на Kozmo.com

Бриттен Лэдд.

С этой позицией согласен и профессор Гарвардской школы бизнеса Томас Эйзенманн. Он также увидел множество параллелей между пузырем конца 90-х – начала 2000-х и экспресс-доставкой во время пандемии. Это не сработало тогда, это не сработает и сейчас, отметил профессор.

А вывод у экспертов простой — любой, даже самый трендовый стартап, должен считаться с экономическими факторами, а не рассчитывать на следующий раунд финансирования. Этот тезис может показаться очевидным, но для многих стартаперов он стал большим открытием в 2022 году, когда венчур резко сократил инвестиции.

Задать вопросы участникам бизнес-сообщества PsyWho можно тут.

77
реклама
разместить
10 комментариев

Только вчера вкусвилл вдруг ввел минимальную сумму заказа. До этого можно было хоть хлеб за 50 рублей заказать. (((

1

хз. мне как-то стремно гонять человека из-за пары бургеров (хоть я за это и плачу). равно как и не хочу набирать продуктов на полтонны.

Интересно было читать, я скинул друзьям, им тоже интересно было читать

1

Они тоже доставкой занимаются?

Интересно, почему экономика у них не срослась, вроде бы выгодно иметь штат чем магазин с кассирами и прочим персоналом🤔

1

Эти стартапы рассчитывали, что пандемия изменила поведенческую модель покупателей, а в итоге люди всё равно стали выходить из дома в магазины за продуктами и в кафе.