Вся жизнь в одном приложении. Супераппы — действительно супер? И почему их нет в США?

За суперприложениями будущее, они захватят глобальный рынок приложений, а формат «‎single purpose»‎ уже не то — такие прогнозы давали еще в 2019 году. Мировой рынок пока не захвачен, но всё к этому идет. Значит, пора познакомиться с этим явлением поближе.

В чем суть и польза суперприложений?

Суперапп — это многофункциональное приложение, единая платформа для самых разных аспектов жизни. Мы уверены, что вы пользовались и хорошо знаете Яндекс Go, VK, Тинькофф и т. д. Суперприложение позволяет решить все задачи, не обращаясь к нескольким разным сервисам: доставка, такси, каршеринг, бронирование билетов, оплата штрафов и ЖКХ, покупка билета в кино и выбор салона красоты теперь вместе.

Но чтобы стать «супер» приложению с основной функцией нужно пройти три этапа:

  • Интеграция с платежными сервисами;
  • Интеграция с поставщиками других услуг;
  • Расширение сервисов: повышение лояльности клиентов, сбор данных и привлечение новых пользователей.

Самые распространенные функции можно сгруппировать так: платежи и финансовые услуги (безналичные и мобильные платежи, инвестиционные платформы, страхование, кредиты и займы, платежи и вознаграждения по QR-коду, розничные услуги), бронирование (транспорт, кино, театр, музеи, спортивные события, рестораны, гостиницы, электронные аптеки и e-commerce), другие функции (новости и медиаконтент, звонки и сообщения, поиск работы, недвижимость, облачное хранилище, доставка).

Розничные торговцы и бренды интегрируют в суперапп свои мини-приложения. К их плюсам относится скорость (кэшируются на телефоне и загружаются быстрее, чем отдельное приложение), пользовательский опыт (их не нужно загружать или обновлять через магазины приложений), взаимосвязанность, стоимость и быстрота выпуска (разработка дешевле на 50-80%).

Выгода супераппов для бизнеса очевидна: интеграция новых сервисов, выстраивание экосистемы, более дешевое привлечение широкой аудитории, сбор и обмен ее данных и быстрое масштабирование продуктов. Пользователю тоже всё очень удобно: десятки сервисов в одном окне, экономия памяти телефона (правда не всегда), персонализированные предложения с учетом личных предпочтений и активности. Идеально? Не совсем.

Недостатки супераппов

Тут обратимся к мнению самих разработчиков суперприложений. В число главных раздражающих факторов они включают перегруженный экран, неожиданные трансформации, невозможность настроить порядок на экране, отсутствие поиска по сервисам и отдельные неработающие функции. К тому же суперприложения часто занимают много памяти — больше, чем моноприложения по отдельности. Часть функций (и иногда большая) пользователю попросту не нужна, и он удаляет суперприложение, скачивая по отдельности лишь необходимые сервисы.

Наконец, супераппы считывают гигабайты персональных данных: кто вы, где работаете, куда ездите, где, на что и сколько тратите, как проводите досуг (разнородность сфер жизни делает этот объем наибольшим среди других приложений). Кто-то не придает этому значения, но у многих пользователей супераппы ассоциируются с риском контроля их данных одной корпорацией и возможной утиечки.

География супераппов

Супераппы доминируют в Азии. Тренд пошел из Китая: там создали сначала просто мессенджер WeChat (2011) и позднее Alibaba (2015), концепцию переняли географические соседи по Юго-Восточной Азии: Южная Корея (KakaoTalk), Япония (Line), Индонезия (Gojek), Малайзия (Grab). По мнению Forbes, суперприложения закрепились в Азии, потому что местные потребители владели маломощными смартфонами, которые не тянули по 40-50 приложений. А по данным Insider Intelligence, модель суперприложений в Азии взлетела по двум причинам: 1) население, не охваченное банковскими услугами, перешло на мобильные платежи 2) строгие правила рынка приложений (в том числе запрет на многие западные).

Как недавно написал Forbes, в США больших суперприложений по-прежнему нет. Строгое антимонопольное законодательство и более консервативная аудитория, которая привыкла к одному ресурсу, препятствуют росту американских и европейских супераппов (хотя 72% западных потребителей в них заинтересованы). А между тем, согласно исследованию, супераппы в США ежегодно могли бы приносить по $3,2 трлн от пользователей.

Профессор Нью-Йоркского университета Скотт Галлоуэй написал: «Создание американского суперприложения является стратегическим императивом следующего десятилетия и может привести к созданию первой компании стоимостью $10 триллионов».

Платежный сервис WhatsApp в ближайшие годы может кардинально изменить ситуацию в Латинской Америке и Африке. Мессенджер имеет 2,2 млрд активных пользователей в месяц: это отличная возможность начать монетизацию и получить доступ к небанковскому населению, которое активно пользуются приложением для обмена сообщениями. Но запустить платежный сервис будет нелегко из-за антимонопольных мер.

И все же вернемся к мировым лидерам. Топ-6 суперприложений:

  • С отрывом лидирует китайский WeChat, у которого 1,24 млрд пользователей (и 450 млн ежедневных). Около 35% из них проводят в приложении более 4 часов в день. К середине 2021 года в WeChat насчитывалось, более 4,3 млн мини-приложений. Мессенджер, электронный кошелек, доставка, транспорт, такси, байкшеринг, бронирования, госуслуги — такое ощущение, что тут действительно вся жизнь.
  • Alipay вместе с WeChat держат 95% рынка мобильных платежей Китая. У Alipay более 1,3 млрд пользователей (730 млн ежемесячных) и 3 млн мини-приложений. Набор сервисов во многом повторяет WeChat, но без мессенджера.
  • Paytm — крупнейшая платформа цифровых платежей в Индии. 350 млн человек пользуются также доставкой, оплатой общественного транспорта и трэвел-сервисом.
  • Малайзийский Grab начинал как агрегатор такси, а в 2018 году запустил платежный сервис Grab Pay. Число предложений расширилось, а количество пользователей превысило 185 млн.
  • Из 50 миллионов человек, проживающих в Южной Корее, 45 млн являются пользователями Kakao, изначально запущенного как мессенджер. Конкуренция? Не, не слышали.
  • А индонезийский Go-Jek превратился в суперапп из сервиса мототакси.

В России ключевые игроки рынка — «Яндекс», «Сбер», «Тинькофф» и Mail. ru Group. По оценке аналитиков, отечественный рынок цифровых экосистем в 2020 году составил $51 млрд, а к 2025 году прогнозируется рост до $134 млрд.

0
2 комментария
Богдан В.

Не думаю, что тема суперапа взлетит для сша/европы - западный менталитет в корне отличается от восточного в этом плане.

зы я, например, не люблю азиатский автопром именно по этой причине ;)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Михайлов

Да, мог бы я еще несколько лет тому назад подумать, что можно заказывать лекарста вместе с кормом для собаки. Пользуюсь постоянно Сбер Еаптекой, покупаем там не все, но очень очень многое - памперсы для ребенка,зоотовары,лекарственные препараты. Удобно, когда большую часть необходимых товаров можно заказать в одном приложении, да и проблем с доставкой никогда не было.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
null