Системное мышление как инструмент глобального развития

Берем интервью у Ивана Падабеда<br />
Берем интервью у Ивана Падабеда

Как повысить собственную профессиональную эффективность? Как стимулировать общее развитие в команде? Как двигаясь в новом карьерном направлении масштабировать проекты? И как при этом продолжать идти по пути собственной осознанной эволюции?

Герой нашего материала смог выполнить эти задачи с помощью системного подхода.

О герое:
Иван Падабед
44 года, Португалия
Director of Platform Architecture в компании Pandadoc
Счастливо женат, воспитывает 4 детей и кота

Справляться с проектированием сложных систем, улучшить профессиональные компетенции, занять высокую позицию в перспективной компании, создавать проекты для иностранного IT-единорога — у Ивана Падабеда был большой план, и он превратился в ещё более масштабный проект.

Предел возможностей

Иван Падабед пришел к новому для него формату обучения будучи архитектором решений в крупной информационной IT-компании. Его мотивом послужили обнаруженные собственные когнитивные ограничения — разрабатывать все более крупные и сложные системы становилось все тяжелей. У него была и высокая позиция в компании, и значимый статус в инженерной иерархии. При этом разрастающиеся в масштабах проекты давались ему с большим трудом, а избыток данных приводил к торможению работы. Казалось, что потолок его профессиональных возможностей был достигнут. И он стал искать способы его пробить.

Единственный запрос Ивана звучал, как «обрести супер способность проектировать и работать с все более сложными инженерными системами». Он уже успел попробовать многие узкоспециализированные обучающие сессии — в том числе и у западных специалистов, — разбирался самостоятельно в новейших технологиях, получал сертификации от различных разработчиков. Занимался он и вопросами повышения личной эффективности и планированием времени, с этим было все в порядке. По итогу он уже, казалось, испробовал все возможные способы улучшить свою работоспособность и повысить качество труда.

Инженерный подход

Коллеги Ивана Падабеда, занимающиеся не разработкой софта, а именно проектированием сложнейших физических систем, были знакомы с методиками Анатолия Левенчука. Адаптация ими системных знаний к работе позволяла сделать вывод о том, что данные методы эффективны и применимы в том числе и для деятельности героя. Разрабатываемая Левенчуком теория системного мышления, его курсы и книги показались Ивану крайне полезными.

Так в 2017 года Иван записался сразу на основной курс системного мышления в Школе системного менеджмента, что, кстати, не рекомендуется для начинающих, но наш герой привык брать высокую планку. После краткого ознакомления прошел первый курс обучения, затем самостоятельно и последующий ряд курсов, а потом еще 4 курса по системному кругозору и системной инженерии. Этот период ознаменовался для героя сменой работы — то был органичный процесс его профессионального развития (хотя для многих обращение к новым знаниям и методикам определяется именно запросом на смену работы) .

От проектного подхода к организации бизнеса

По мере прохождения курсов многие вещи стали открываться для Ивана по-новому.

Иван Падабед: «Я начал думать в новых для меня категориях. Кто мои стейкхолдеры (акционеры, ключевые выгодоприобретатели, значимые для деятельности участники процессов — ред.) ? Пришлось переосмыслить весь свой прошлый опыт. Я стал все больше фокусироваться на том, как устроено создание сложных инженерных продуктов в целом, уделять внимание общим глобальным принципам работы. Так случился выход за рамки изначального запроса — от вопросов о работе по созданию конкретного IT-продукта к рассмотрению использования этого продукта в контуре всей бизнес-структуры. Это был качественно новый уровень моих размышлений — на стыке эволюции бизнеса организации и разработки отдельных программных продуктов. Изменилась и моя карьера, теперь она подразумевала куда более широкий спектр задач».

Инструменты управления сложностью

От знаний к навыкам переход для Ивана проходил крайне быстро. Курс обучения был построен так, что промежутки времени между модулями и сессиями давали возможность испробовать новые инструменты на реальных проектах и получить обратную связь.

И. П.: «С первых часов обучения в системному мышлению у меня появились готовые инструменты — например, разделение всех систем на функциональный и конструктивный аспекты. Деятельность обрела новую форму благодаря знанию о возможности работы на разных уровнях — работать вертикально по уровням системы, горизонтально по предметным областям и в отдельности по функциональному и конструктивному спектрам задач. Это позволило управлять сложностью рабочих процессов, разделив большой проект на более простые составляющие, буквально «по слоям». Держа в фокусе общую картину проекта получилось работать и локально, и тактически, внося изменения точечно и именно там, где это было необходимо. Как говорится, «есть слона по частям».

Привязка к реальности

Значительные качественные изменения для Ивана произошли сразу после начала обучения — полностью переформатировался подход к деятельности. Для многих проектов буквально прояснились их фактические цели.

И. П.: «Что мы делаем и зачем, есть ли шанс на успех, реальна ли польза проекта или вымышлена? Так некоторые инициативы в работе были признаны ошибочными, а проекты закрыты. Поскольку даже их успешная реализация не привела бы к реальной пользе для компании. Управление ресурсами для проектов стало тоже значительно более прозрачным. Это был качественный скачок. Доналадка действий происходила уже в процессе работы, дальше происходили итерационные корректировки отдельных связанных между собой системно (!) задач. Различные изменения происходят и до сих пор, несмотря на годы применения теории».

Так новые знания позволи увидеть неочевидные возможности и подстроить известные инструменты под задачи различного формата. Разделение на логическую и конструктивную составляющие систем помогло быстро договариваться о распределении действий со всеми участниками работ, обрести общий язык для переговоров. Научились договариваться внутри проектов и сами их исполнители.

И. П.: «Во многих процессах благодаря внедрению принципов системного мышления обнаружился значительный прирост в понимании между технарями и гуманитариями, а также управляемость ожиданиями в команде. Жить стало проще, а работать легче».

Сам себе стратег

Часто случается, что после обучения альтернативным методам построения мышления выпускники меняют работу или даже сферу деятельности. В случае Ивана все было наоборот. Он стартовал в новом карьерном направлении в момент начала обучения. Для него это был один большой план. Сам курс послужил значимым подспорьем в умении планировать карьерный прогресс в инженерном проектировании и встраивать в жизнь актуальные личные планы, не утопая в сложности проектов. Если раньше Иван пытался вырасти до нужной ему позиции в определенной компании, то теперь ему эта стратегия стала видеться тривиальной. С получением знаний о жизненном цикле и ролях внутри компании структура бизнеса начала выглядеть куда более прозрачной, а полученные знания позволили понять какие именно знания получать и какие практики следует развивать, какие проекты разрабатывать, чтобы оказаться в нужной точке карьеры в нужное время. Следующее место работы было им выбрано уже из позиции персонального стратегирования — изменились и фокус внимания, и предметная область деятельности.

Связь знаний и польза практики

И. П.: «Способ подачи информации в ШСМ и возможность закреплять знания на практике, соединяя новые данные их уже существующими фундаментальными, — то, что больше всего помогает добиваться профессиональных целей. Соединение различных областей знаний на курсах посредством так называемого интеллект-стека позволяет наилучшим образом упрочить комплекс компетенций на всех уровнях — от логического до прикладного. Многоуровневое структурированное улучшение собственных качеств по мере прохождения курсов оказалось лучшим для меня методом обучения. В дисциплине системного мышления уже заложена схема применения его на практике. При этом применить все полученные знания сразу мало у кого получается — для этого требуется иметь огромные полномочия, если речь идёт об изменении способа работы целой организации, также нужно обладать высоким уровнем доверия. Революционно все сразу менять и не нужно, да и сам принцип поступательного развития не подразумевает рывков, прогресс проявляется постепенно, а знания должны соответствовать контексту и окружению. Если компания не готова к системной революции, вреда будет больше чем пользы».

Осознанная эволюция

Небольшими шагами, но непрерывно Иван по-прежнему продолжает совершенствоваться в направлении развития системного мышления, регулярно самостоятельно обновляя знания уже в онлайн-формате, раз в несколько лет повторно проходит отдельные курсы. Когда школа постоянно развивается, меняется в рамках своей стратегии и становится все больше похожей на глобальный университет, быть вечным студентом не зазорно.

И. П.: «Системное мышление меняет в целом понимание и структурирует ресурсы для твоей деятельности. Недаром высшая квалификационная степень для выпускника — деятель, то есть тот, кто действует и создает. Мышление и действия — две основных ценности, которые меняет ШСМ. Я стараюсь мыслить системно (не только в работе) и менять мир вокруг в соответствии с новым пониманием заложенной в нем связи всех систем. Многие вопросы стали куда более понятны, мыслительные процессы структурированы и менее энергозатратны, напряжения во всех аспектах стало меньше. Если обобщить, то можно сказать, что все в жизни становится более ясным и простым. Но поиск наилучших решений продолжается постоянно, и в этом помогают постоянно совершенствуемые знания».

В настоящее время Иван является директором по архитектуре платформ американской компании PandaDoc (компания-«единорог» в сфере IT) . Уже больше трёх лет Иван отвечает за архитектурные практики компании, его деятельность связана с трансформацией организации в системную масштабируемую структуру по производству информационного продукта. Развивать организации и команды, создающие сложные системы, строить их самому и масштабировать — его цель.

Также Иван — активный участник профессиональных сообществ и инструктор по информационной архитектуре компаний. Будучи амбассадором Школы системного менеджмента в статусе «реформатор» (то есть тот, кто развивает методы системного мышления в реформирует в данном русле работу крупных компаний —ред.) по результатам деятельности в применении принципов Школы, Иван транслирует свои знания внутри компании, среди коллег и других инженеров. Таким образом, приобретенные и передаваемые знания оказывают существенное влияние на жизнь и профессиональную деятельность других людей, реформируют бизнес. А для того, чтобы просвещать и обучать, самому герою важна последняя версия знаний и все актуальные обновления в этой фундаментальной новой науке.

4
Начать дискуссию