Как мы помогли автоматизировать расчеты для страховых компаний и "избавились" от учета в Excel

Как мы помогли автоматизировать расчеты для страховых компаний и "избавились" от учета в Excel

Казалось бы: все, что можно вручную вносить в Excel, уже давно автоматизировано. Но не в этом кейсе:

1 января 2023 года ЦБ усложнил жизнь страховым компаниям, приняв Положение № 781-п. из-за чего на порядок выросло количество отчетов, а также сильно изменились правила расчета обязательств.
В этих условиях страховщики действовали по-разному: в панике обучали сотрудников или искали способ автоматизации всех операций.

На фоне повышенного спроса наш партнер ИНТЭК-консалтинг обратился к нам за разработкой системы автоматизации для страховых компаний. Продукт шел под именем «Интэк. Резервы — 781-п» — этакое говорящее название, которое помогает страховщикам понять, какую задачу он решает.

С чем пришел заказчик

Вопрос автоматизации бизнес-процессов стоял «остро» перед всеми страховыми компаниями: до внедрения разработанного ПО, расчеты производились в MS Excel. Данные вносились вручную и передавались в формулы. Здесь можно заметить несколько очевидных проблем:

— в любой момент мог потеряться целый фрагмент данных, так как любая незначительная оплошность приводила к серьезным искажениям;

— ошибки в формулах, которые влияли на результат отчета;

— да и, вообще, было крайне неудобно искать эти самые ошибки, когда одна запятая могла исказить всю логику.

При разработке системы автоматизации мы преследовали 3 цели:

— автоматизировать все вычисления;

— реализовать поиск и подсветку допущенных ошибок;

— обеспечить формирование корректного актуарного расчета.

Далее расскажем, какие этапы мы прошли, что не получалось с первого раза и каких результатов достигли.

Этапы проектирования системы автоматизации для страхового бизнеса

В любом проекте важно действовать последовательно. Мы работали в таком порядке:

  • Составили архитектуру базы данных. Грубо говоря, собрали все объекты, определили связи между ними и выделили место для хранения. Структуру проекта построили на основе техзадания.
  • Потестировали «на котиках»: ). Договорились с заказчиком, что сначала выполним один расчет и продолжим в случае успеха. После тестов внесли корректировки и утвердили промежуточные итоги.
  • Масштабировали систему. На этом этапе занимались расширением функционала системы, вводя все новые и новые расчеты.
  • И снова протестировали продукт. Тут оказалось, что мы не учли некоторые обстоятельства, вызванные человеческим фактором. А дело вот в чем: страховые компании по-своему называли одни и те же документы. Наша система не допускала расхождений в наименованиях, и это пришлось исправлять — ниже расскажем, каким образом.
  • Оптимизировали актуарные расчеты. Здесь мы работали совместно с аналитиком ИНТЭК-консалтинг. С его опытом в страховом бизнесе было легче исправлять ошибки и оптимизировать процессы формирования актуарных расчетов.
  • Утвердили результаты. Заказчик получил готовое ПО для автоматизации процессов расчета страховых резервов. На первых этапах эксплуатации продукта мы оказывали техническую поддержку. Сейчас же просто выпускаем небольшие обновления, и, кстати, планируем разработку нового функционала.

Проблемы при разработке и интеграции системы автоматизации «Интэк. Резервы — 781-п»

Трудностей в этом проекте хватало, но мы справились, причем без костыльных решений. Вот три ключевые проблемы, которые пришлось решать в лоб:

  • Несовместимость загружаемых документов. Выше сказала об этом: у страховых компаний нет четкого стандарта для названия документа — это может быть номер полиса, номер договора или масса других вариантов.
Вячеслав Виноградов 
Team lead ItFox

Пожалуй, самым сложным в этом проекте было сохранить консистентность данных для финального расчёта, потому что каждый последующий расчёт требует результаты предыдущего. Особенно это вызывало трудности из-за того, что мы рассчитывали отчеты пачками (частями построчно), дабы снизить нагрузку на сервер.

В финальном расчёте требовались все результаты, поэтому результаты каждой пачки надо было правильно передавать к другим результатами, в которых эта же пачка данных участвовала.

А вот что мы придумали:

Разработали функционал сверки полей при чтении загружаемых данных. То есть пользователь самостоятельно обозначает нужные поля из своего файла с теми, которые есть в системе. Таким образом ПО может обработать документ, даже если в нем все названия не совпадают с дефолтными. Также мы установили минимальный набор полей, обязательных к заполнению. В итоге риски потери данных оказались ничтожными.

И все-таки на случай ошибки мы предусмотрели отдельный файл с записями сбоев. Для поиска неполадок настроили множество условий — тут ничего интересного, только правила вроде «длина поля «вид страхования» не должна превышать 100 символов с пробелами». Суть в том, что теперь все ошибки были на виду, и они исправлялись сразу во всех отчетах.

Сверка полей
Сверка полей
  • Специфичность задачи. Ранее нам не доводилось работать со страховыми расчетами. Поэтому мы не могли самостоятельно проверить цифры, которые давал заказчик. Для реения данной проблемы мы обращались к специалистам в страховом бизнесе. Наша коллаборация помогла создать, действительно, удобный и эффективный способ автоматизации.

Вторая проблема отпала во многом благодаря заказчику. Нам предстояло разработать около 100 расчетов, и здесь оперативная обратная связь была как нельзя кстати. Когда не удавалось найти ошибки в предоставленных страховщиками формулах и данных, заказчик помогал с тестированием. Мы со своей стороны предлагали идеи по оптимизации алгоритмов.

  • Большие массивы данных. Входные данные считывались из файлов весом в несколько гигабайт. Их нельзя было просто открыть и использовать. Оказалось, что нам банально не хватает серверных мощностей.

Для решения проблемы мы разработали скрипт, который читал данные фрагментами по 10 000 строк. Затем все фрагменты объединялись в той же последовательности, что и в исходном документе. Теперь нас не волновал объем файла: будь хоть 2 млн строк, скрипт справится в разумные сроки. И все это работало на небольших вычислительных мощностях.

Итоги сотрудничества по разработке системы автоматизации для страховых компаний

Совместными усилиями мы выпустили уникальное ПО — систему автоматизации процессов «Интэк. Резервы — 781-п».

Данный продукт решает проблемы следующие страховых компаний:

— деятельность соответствует требованиям Положения ЦБ РФ № 781-п; — упрощается сценарий взаимодействия страховщика, актуария и надзорных органов;

— можно оценивать страховые резервы по продукту, договору, группе или портфелю.

Ну и для понимания по порядку изложу, как же работает система:

  • Собираются данные из доступных источников.
  • Данные подтверждаются и уточняются для дальнейшего анализа.
  • Определяется список допущений, совмещаются поля.
  • Проводятся вычисления в рамках актуарного анализа.
  • Составляется актуарный расчет.
  • Полученный расчет отправляется в систему учета пользователей.

Таким образом, система автоматизации «Интэк. Резервы — 781-п» не только удовлетворяет требования регулятора, но и включает в себя все преимущества автоматизации бизнеса.

Кирилл Хрони
Руководитель ИТ проектов по автоматизации отчетности

Хочу выразить нашу благодарность команде ItFox за профессионализм и инновационный подход в реализации данного проекта.

Благодаря внедренной системе, мы достигли значительного ускорения и упрощения процессов расчета резервов. Ключевым моментом стало то, что взаимодействие между страховщиком, актуарием и надзорными органами стало максимально прозрачным и эффективным. Это позволяет не только оптимизировать внутренние процессы, но и значительно улучшить коммуникацию с регулирующими органами.

Тоже нужна автоматизация процессов, тогда обращайтесь к нам за консультацией. В рамках бесплатной беседы по видеосвязи, поделимся опытом, обсудим ваш проект и дадим рекомендации, как реализовать его быстро, эффективно и в рамках бюджета.

140140 показов
9191 открытие
11 репост
Начать дискуссию