Не шаблонно, а по шаблону: как сократить время пресейла на 99% и оставить заказчика довольным

На горизонте крупный клиент, каждый час на счету – а вы уже морально готовитесь к тому, что на коммерческое предложение у вас уйдет целая жизнь. В этот момент нельзя действовать шаблонно, а вот по специальному шаблону – можно и нужно. В этой статье раскрываю секрет, как сократить время на пресейл с помощью всего ОДНОГО файла.

Как вы обычно составляете коммерческое предложение на разработку сайта? Несколько дней пишете html-cтраницу? Создаете презентацию отдельно для каждого клиента? Скорее всего, так и есть, и на это уходит невероятное количество времени. А что если я скажу, что все это можно сделать с помощью всего одной таблички-шаблона? Таблички, которая сократит время пресейла с 2 дней до 20-30 минут!

Меня созовут Алина, я – ассистент коммерческого директора SEO-агентства Rocket Business. Эта статья про лайфхак, который наша команда протестировала на 50 клиентах и с которым мы навсегда забыли, что такое долгий и мучительный пресейл.

И вы забудете – если прочитаете статью до конца. А еще там вас ждет сюрприз ;)

Почему мы придумали этот шаблон?

Раньше мы следовали алгоритму, закрепленному нашим регламентом. Стандартный порядок действий был таким: пробрифингуй, оцени, создай КП, продай. Далее подключается команда – специалисты рисуют прототип и дизайн, занимаются версткой, интегрируют, тестируют и внедряют изменения на сайте клиента. На этапе пресейла клиент видит стандартную презентацию, а мы – общий план действий. Но этот подход уже не работает – и вот почему:

  • вовлеченных клиентов не устраивает стандартное коммерческое предложение, они хотят вникнуть в детали разработки и отслеживать результат на каждом этапе;
  • невозможно уместить ВСЮ информацию о проекте в одну презентацию;
  • как правило, менеджер проекта контролирует выполнение задач самостоятельно, рискуя просрочить дедлайны и упустить важные этапы;

Есть и дополнительный фактор - многие компании используют трекеры задач. Это безусловно классный инструмент, но не стоит исключать баги в его работе. Сбой может внезапно снести часть задач – а в это же время клиент напомнит о ежемесячном отчете, который должен был получить «еще вчера».

Оценив риски и преимущества, наша команда решила создать универсальную таблицу с детальным планом работ. Менеджеры могут направлять этот файл клиентам уже на этапе пресейла – там прописано все до деталей. Теперь мы не тратим уйму времени на презентации и переписки, мы просто меняем информацию от клиента к клиенту. А еще этот шаблон можно заскринить или распечатать, чтобы исключить риск потери задач в ходе работы над проектом.

Не шаблонно, а по шаблону: как сократить время пресейла на 99% и оставить заказчика довольным

Ну таблица и таблица. Что в ней особенного?

В таблице прописаны все этапы работы: их последовательность и стоимость, подзадачи, сроки выполнения, за каким специалистом они будут закреплены, стоимость часа, примерная оценка по времени, как данные пункты фиксируются в договоре и т.д.

Нужен сайт на фреймворке или CMS? Берем шаблон и корректируем информацию по брифу:

  • разделяем страницы на логические подгруппы и относим к отдельным модулям;

  • удаляем ненужные пункты;

  • оцениваем примерное количество трудозатрат на реализацию фронта, бека/верстки и интеграции страниц.

Суперсила таблицы в том, что она обеспечивает полную прозрачность компании перед клиентом, который остается в курсе всех нюансов работы. После заключения договора команда продолжает работать в этом же файле, а клиент имеет возможность отслеживать процесс в режиме реального времени.

Не шаблонно, а по шаблону: как сократить время пресейла на 99% и оставить заказчика довольным

Кому пригодится?

Такая табличка пригодится как компаниям, которые занимаются разработкой сайтов, так и фрилансерам для самоконтроля и прозрачной коммуникации с клиентом.

Ну а теперь подробнее про каждый из этапов. Напоминаю, что эту статью стоит дочитать до конца, чтобы не упустить бонус!

Этапы работ

Работа с шаблоном состоит из 5 основных этапов. В дальнейшем каждый этап может меняться и адаптироваться под особенности каждого конкретного кейса.

  • Подготовка и пресейл.
  • Работа над дизайн-концепцией.
  • Настройка сервера и работа над главной страницей.
  • Работа с модулями.
  • Завершение работ.

На 1–3 и на 5 этапе мы работаем по методологии Waterfall (от англ. – водопад) – она подразумевает последовательный переход от одной задачи к другой. Работа на этих этапах уже выстроена в логически правильном порядке, который нецелесообразно менять. Waterfall необходим, если:

✅ заказчик хорошо понимает, какой результат хочет;

✅ у него уже есть проработанная концепция;

✅ вы точно знаете, что концепция кардинально не поменяется в процессе работы.

Не шаблонно, а по шаблону: как сократить время пресейла на 99% и оставить заказчика довольным

Этап 1. Подготовка и пресейл

В этап подготовки мы закладываем работы по пресейлу – брифингуем клиента и предлагаем оптимальный стек, на котором лучше всего разработать сайт. Это дает нам понимание, какие пункты мы внесем в шаблон таблицы.

Например, клиент хочет одностраничник без анимации – тут точно не нужен фреймфорк. Мы предлагаем ему какую-то легенькую CMS или даже конструктор.

Далее формируем стек и согласовываем его со всеми отделами, которые будут подключены к проекту. После этого оцениваем объем предстоящих работ.

На этом этапе на первый план выходит SEO-специалист, который уточняет, какую структуру сайта хочет видеть клиент. Ну и, наконец, переходим к шаблону, который наполняем информацией:

  • получаем информацию от SEO-специалиста – какая структура будет у нового сайта или что нужно будет корректировать в действующем;
  • анализируем релевантных конкурентов, которые демонстрируют высокие показатели по трафику;
  • составляем структуру сайта на основе анализа конкурентов и брифа;
  • согласовываем структуру с клиентом;
  • составляем гибридную таблицу элементов на основе анализа конкурентов.

По итогам заполнения шаблона мы формируем пул рекомендаций. На основе гибридной таблицы прописываем то, что необходимо внедрить в проект, создаем структуру страницы.

Этап 2. Дизайн-концепция

Первый этап работ завершается согласованием предложений со стороны клиента. После этого мы переходим к самому творческому этапу – разработке дизайн-концепции основных страниц: главной и 404 страницы.

На данном этапе подключаем дизайнера, который согласовывает дизайн-концепцию с SEO-специалистом и разработчиками, а затем презентует ее клиенту. После согласования отрисовываем страницы и готовим их к верстке.

Этап 3. Настройка сервера и реализация главной

После утверждения дизайна переходим на подготовительный этап перед разработкой, который включает в себя настройку сервера и реализацию отрисованных страниц. В рамках данного этапа у нас зафиксированы базовые работы для любых типов сайтов. Здесь также включены в работу наши главные герои – программист, сеошник и дизайнер. А также приглашаем на сцену новое лицо – тестировщика. Перечень работ может незначительно отличаться в зависимости от выбранных технологий.

На этом этапе настраиваем тестовый ресурс, разрабатываем компоненты страниц и тестируем результат. Каждый шаг фиксируем в таблице.

Этап 4. Модули

На 4-м этапе мы используем модульный подход – делим сайт на логические единицы и разрабатываем их поочередно. Модули сайта можно выделить после того, как сеошник пропишет структуру сайта.

Согласно этому подходу, сначала полностью отрисовываем дизайн на модуль, потом реализовываем front-end часть. В финале интегрируем back-end часть на тестовой версии сайта.

Страницы из одного модуля лучше разрабатывать последовательно. Но можно параллелить сами модули, если позволяет логика и ресурсы команды.

В плане работ модули должны быть пронумерованы, например: «Модуль 1. Каталог», «Модуль 2. Новости» и т.д. Когда модуль передается на верстку или интеграцию, в теме задачи должно быть указано его название, а в содержании – номера страниц на верстку.

Этап 5. Завершающий

Возвращаемся к нашим водопадам – на этом этапе снова следуем методологии Waterfall.

После реализации всех страниц мы донастраиваем некоторый функционал и подключаем внешние функциональные модули.

Далее – проверяем функциональность тестовой версии сайта, проводим базовую SEO-оптимизацию. После этого переводим сайт на боевой домен и снова тестируем.

По окончании разработки выдаем клиенту все исходники, боевой сайт и UI-Kit проекта.

Заключение

Каждый из этих этапов включает в себя четкий алгоритм действий, которому мы следуем в нашей таблице. Его структура может меняться в зависимости от запросов заказчика.

С помощью одного файла мы не только упростили взаимодействие команды, но и в рекордно короткие сроки реализовали сразу несколько проектов по разработке сайтов.

И, как и обещала в начале статьи, делюсь с вами нашей палочкой-выручалочкой. Ловите ССЫЛКУ!

Давайте вместе разрабатывать быстро, качественно и без лишних переработок

Не шаблонно, а по шаблону: как сократить время пресейла на 99% и оставить заказчика довольным
1313
9 комментариев

Очень круто, что всего лишь какая-то таблица так кардинально упрощает процесс. Да мне кажется, что с экселем вообще всё проще! Я вот там список покупок веду и цены товаров вписываю, потом проверяю, всё ли по нужной цене пробивают. Спойлер: обычно далеко не всё)

1
Ответить

Кажется, вроде такая простая вещь, но насколько полезная. Поделилась с коллегами, они пищат от радости)

1
Ответить

Приветствую в клубе поклонников таблиц и списков))) Абсолютно согласна, таблица - лучший помощник в планировании! Все четко и по полочкам. А в работе с большими проектами просто незаменима!

Ответить

И мы в клубе фанатов таблиц! Давно уже ушли от сложных долгосочиняемых КП в сторону 1 простой таблички. Она даже проще вашей, потому что на этапе пресейла клиенты часто просят убрать лишнюю инфу, оставить только цифры.

https://docs.google.com/spreadsheets/d/1w_OT49YNHBLw46qLPA3rCdGvLwsHBbz7apuyi3_Tkwk/edit?usp=sharing

А этапы работ и план-график у нас делает проджект при старте проекта уже.

1
Ответить

Рады видеть вас в клубе любителей таблиц!) Возможно, для ваших клиентов удобен такой формат. Мы же решили отразить все этапы работы сразу для полной прозрачности. Как я писала в статье, эту таблицу можно и нужно корректировать в зависимости от запросов клиента. Особенно, когда у компании широкий спектр услуг.

1
Ответить

Ох где же вы были несколько лет назад с этим волшебным файликом, мне бы он очень пригодился)) посмотрела внимательно, ну просто незаменимая вещь, молодцы! Скинула коллегам ссылку на эту бесценную статью

1
Ответить