Не шаблонно, а по шаблону: как сократить время пресейла на 99% и оставить заказчика довольным
На горизонте крупный клиент, каждый час на счету – а вы уже морально готовитесь к тому, что на коммерческое предложение у вас уйдет целая жизнь. В этот момент нельзя действовать шаблонно, а вот по специальному шаблону – можно и нужно. В этой статье раскрываю секрет, как сократить время на пресейл с помощью всего ОДНОГО файла.
Как вы обычно составляете коммерческое предложение на разработку сайта? Несколько дней пишете html-cтраницу? Создаете презентацию отдельно для каждого клиента? Скорее всего, так и есть, и на это уходит невероятное количество времени. А что если я скажу, что все это можно сделать с помощью всего одной таблички-шаблона? Таблички, которая сократит время пресейла с 2 дней до 20-30 минут!
Меня созовут Алина, я – ассистент коммерческого директора SEO-агентства Rocket Business. Эта статья про лайфхак, который наша команда протестировала на 50 клиентах и с которым мы навсегда забыли, что такое долгий и мучительный пресейл.
И вы забудете – если прочитаете статью до конца. А еще там вас ждет сюрприз ;)
Почему мы придумали этот шаблон?
Раньше мы следовали алгоритму, закрепленному нашим регламентом. Стандартный порядок действий был таким: пробрифингуй, оцени, создай КП, продай. Далее подключается команда – специалисты рисуют прототип и дизайн, занимаются версткой, интегрируют, тестируют и внедряют изменения на сайте клиента. На этапе пресейла клиент видит стандартную презентацию, а мы – общий план действий. Но этот подход уже не работает – и вот почему:
- вовлеченных клиентов не устраивает стандартное коммерческое предложение, они хотят вникнуть в детали разработки и отслеживать результат на каждом этапе;
- невозможно уместить ВСЮ информацию о проекте в одну презентацию;
- как правило, менеджер проекта контролирует выполнение задач самостоятельно, рискуя просрочить дедлайны и упустить важные этапы;
Есть и дополнительный фактор - многие компании используют трекеры задач. Это безусловно классный инструмент, но не стоит исключать баги в его работе. Сбой может внезапно снести часть задач – а в это же время клиент напомнит о ежемесячном отчете, который должен был получить «еще вчера».
Оценив риски и преимущества, наша команда решила создать универсальную таблицу с детальным планом работ. Менеджеры могут направлять этот файл клиентам уже на этапе пресейла – там прописано все до деталей. Теперь мы не тратим уйму времени на презентации и переписки, мы просто меняем информацию от клиента к клиенту. А еще этот шаблон можно заскринить или распечатать, чтобы исключить риск потери задач в ходе работы над проектом.
Ну таблица и таблица. Что в ней особенного?
В таблице прописаны все этапы работы: их последовательность и стоимость, подзадачи, сроки выполнения, за каким специалистом они будут закреплены, стоимость часа, примерная оценка по времени, как данные пункты фиксируются в договоре и т.д.
Нужен сайт на фреймворке или CMS? Берем шаблон и корректируем информацию по брифу:
разделяем страницы на логические подгруппы и относим к отдельным модулям;
удаляем ненужные пункты;
оцениваем примерное количество трудозатрат на реализацию фронта, бека/верстки и интеграции страниц.
Суперсила таблицы в том, что она обеспечивает полную прозрачность компании перед клиентом, который остается в курсе всех нюансов работы. После заключения договора команда продолжает работать в этом же файле, а клиент имеет возможность отслеживать процесс в режиме реального времени.
Кому пригодится?
Такая табличка пригодится как компаниям, которые занимаются разработкой сайтов, так и фрилансерам для самоконтроля и прозрачной коммуникации с клиентом.
Ну а теперь подробнее про каждый из этапов. Напоминаю, что эту статью стоит дочитать до конца, чтобы не упустить бонус!
Этапы работ
Работа с шаблоном состоит из 5 основных этапов. В дальнейшем каждый этап может меняться и адаптироваться под особенности каждого конкретного кейса.
- Подготовка и пресейл.
- Работа над дизайн-концепцией.
- Настройка сервера и работа над главной страницей.
- Работа с модулями.
- Завершение работ.
На 1–3 и на 5 этапе мы работаем по методологии Waterfall (от англ. – водопад) – она подразумевает последовательный переход от одной задачи к другой. Работа на этих этапах уже выстроена в логически правильном порядке, который нецелесообразно менять. Waterfall необходим, если:
✅ заказчик хорошо понимает, какой результат хочет;
✅ у него уже есть проработанная концепция;
✅ вы точно знаете, что концепция кардинально не поменяется в процессе работы.
Этап 1. Подготовка и пресейл
В этап подготовки мы закладываем работы по пресейлу – брифингуем клиента и предлагаем оптимальный стек, на котором лучше всего разработать сайт. Это дает нам понимание, какие пункты мы внесем в шаблон таблицы.
Например, клиент хочет одностраничник без анимации – тут точно не нужен фреймфорк. Мы предлагаем ему какую-то легенькую CMS или даже конструктор.
Далее формируем стек и согласовываем его со всеми отделами, которые будут подключены к проекту. После этого оцениваем объем предстоящих работ.
На этом этапе на первый план выходит SEO-специалист, который уточняет, какую структуру сайта хочет видеть клиент. Ну и, наконец, переходим к шаблону, который наполняем информацией:
- получаем информацию от SEO-специалиста – какая структура будет у нового сайта или что нужно будет корректировать в действующем;
- анализируем релевантных конкурентов, которые демонстрируют высокие показатели по трафику;
- составляем структуру сайта на основе анализа конкурентов и брифа;
- согласовываем структуру с клиентом;
- составляем гибридную таблицу элементов на основе анализа конкурентов.
По итогам заполнения шаблона мы формируем пул рекомендаций. На основе гибридной таблицы прописываем то, что необходимо внедрить в проект, создаем структуру страницы.
Этап 2. Дизайн-концепция
Первый этап работ завершается согласованием предложений со стороны клиента. После этого мы переходим к самому творческому этапу – разработке дизайн-концепции основных страниц: главной и 404 страницы.
На данном этапе подключаем дизайнера, который согласовывает дизайн-концепцию с SEO-специалистом и разработчиками, а затем презентует ее клиенту. После согласования отрисовываем страницы и готовим их к верстке.
Этап 3. Настройка сервера и реализация главной
После утверждения дизайна переходим на подготовительный этап перед разработкой, который включает в себя настройку сервера и реализацию отрисованных страниц. В рамках данного этапа у нас зафиксированы базовые работы для любых типов сайтов. Здесь также включены в работу наши главные герои – программист, сеошник и дизайнер. А также приглашаем на сцену новое лицо – тестировщика. Перечень работ может незначительно отличаться в зависимости от выбранных технологий.
На этом этапе настраиваем тестовый ресурс, разрабатываем компоненты страниц и тестируем результат. Каждый шаг фиксируем в таблице.
Этап 4. Модули
На 4-м этапе мы используем модульный подход – делим сайт на логические единицы и разрабатываем их поочередно. Модули сайта можно выделить после того, как сеошник пропишет структуру сайта.
Согласно этому подходу, сначала полностью отрисовываем дизайн на модуль, потом реализовываем front-end часть. В финале интегрируем back-end часть на тестовой версии сайта.
Страницы из одного модуля лучше разрабатывать последовательно. Но можно параллелить сами модули, если позволяет логика и ресурсы команды.
В плане работ модули должны быть пронумерованы, например: «Модуль 1. Каталог», «Модуль 2. Новости» и т.д. Когда модуль передается на верстку или интеграцию, в теме задачи должно быть указано его название, а в содержании – номера страниц на верстку.
Этап 5. Завершающий
Возвращаемся к нашим водопадам – на этом этапе снова следуем методологии Waterfall.
После реализации всех страниц мы донастраиваем некоторый функционал и подключаем внешние функциональные модули.
Далее – проверяем функциональность тестовой версии сайта, проводим базовую SEO-оптимизацию. После этого переводим сайт на боевой домен и снова тестируем.
По окончании разработки выдаем клиенту все исходники, боевой сайт и UI-Kit проекта.
Заключение
Каждый из этих этапов включает в себя четкий алгоритм действий, которому мы следуем в нашей таблице. Его структура может меняться в зависимости от запросов заказчика.
С помощью одного файла мы не только упростили взаимодействие команды, но и в рекордно короткие сроки реализовали сразу несколько проектов по разработке сайтов.
И, как и обещала в начале статьи, делюсь с вами нашей палочкой-выручалочкой. Ловите ССЫЛКУ!
Давайте вместе разрабатывать быстро, качественно и без лишних переработок