Гарик Харламов остался один на один со своими сосисочными. Или как рестораторы делают проекты совместно со звездами

Гарик Харламов остался один на один со своими сосисочными. Или как рестораторы делают проекты совместно со звездами

Ъ сообщил, что господа Васильчуки (сеть ресторанов «Чайхона № 1», «Депо.Москва» и др.) вышли из совместного бизнеса с шоуменом Гариком Харламовым – сети быстрого питания Хот Дог Бульдог.

Но нам интересна совсем не причина (она, кстати, по мнению экспертов – отсутствие на рынка интереса к франшизе бренда и не самые впечатляющие финансовые показатели по итогам 3 лет работы).

А как это было сделано и что какие выводы можно сделать о принципах этого когда-то совместного бизнеса.

Итак, доля Васильчуков в 27% перешла к самой компании. В бизнесе остались г-н Харламов и финансист г-н Р.Хикматуллоев, у каждого по 27%.

САМОЕ ЖЕ ИНТЕРЕСНОЕ в этой истории –

это способ выхода г-на Васильчука из бизнеса. Он позволяет предположить, о чем партнеры договаривались на старте, кто какую роль играл и на каких принципах было построено партнерство.

1.Как г-н Васильчук выходил из бизнеса Хот Дог Бульдог

Г-н А.Васильчук вышел из бизнеса не через продажу своей доли г-ну Харламову или кому-то еще. А через передачу своей доли самой компании (ООО), т.е. когда спрашивать мнения остальных партнеров не обязательно.
Передача доли в саму компанию - особая юридическая процедура, она должна быть прямо предусмотрена в уставе.
Фактическая реализация выглядит так:
1.участник ООО оформляет через нотариуса специальное заявление о выходе из общества; 2.после чего его доля переходит к обществу, 3.общество в ответ обязано выплатить вышедшему участнику стоимость такой доли (% от размера чистых активов компании).

2.Что это значит

1.1.Похоже, г-н Васильчук не был уверен в успехе уже изначально и участвовал в проекте под условием.
Иначе сложно объяснить, почему он получил от остальных партнеров персональное право на выход еще на стадии создания бизнеса.

Юридическая реализация механизма:

Все партнеры должны единогласно включить в устав компании условие о праве на выход.

Такое право может быть дано всем партнерам проекта, либо только одному конкретному партнеру (категории партнеров).

1.2.Похоже, право на выход г-на Васильчука было отложенным, т.е. было привязано к определенному событию, т.е. возникало при условии наступления или не наступления определенного события.

А именно - если по итогу 3 лет работы компания не достигнет неких KPI, согласованных партнерами на старте. Например, по количеству собственных и/или франшизных точек, по финансовым показателям и т.д.

Год регистрации Хот Дог Бульдог - 2021, год выхода г-на Васильчука из бизнеса - 2024.

Юридическая реализация механизма:

Такая тонкая настройка механизма выхода из бизнеса под условиями включается:

1.либо в Устав компании (но так делают редко, поскольку устав любой компании – общедоступная информация, а кто же захочет быть столь прозрачным),

2.либо в специальное Партнерское соглашение (SHA, акционерное соглашение, корпоративный договор).

Главное - корректно сформулировать условия, которые автоматически создают в будущем право на выход из проекта.

1.3.Похоже, г-н Васильчук не брал на себя финансовые риски проекта либо они были строго ограничены суммой Х (по сравнению с другими партнерами).

При этом Г.Харламов и Р.Хикматуллоев были авторами проекта и смогли убедить ресторатора г-на Васильчука помочь им с кухней. А тот согласился только при условии своей ограниченной финансовой ответственности.

Ведь иначе кто б согласился отпустить из компании одного из партнеров в финансово сложный период? Только если бы все партнеры изначально согласились на такие условия.

Юридическая реализация механизма:

Еще в момент создания бизнеса партнеры:

1. Фиксируют в Партнерском соглашении финансовые обязательства каждого отдельного партнера перед бизнесом. Например, 1.кто и в какой сумме финансирует проект, 2.возвратная эта инвестиция или невозвратная, 3.при каких условиях придется делать дополнительный взнос. При этом какой-то отдельный партнер может и не иметь подобные финансовые обязательства перед бизнесом.

2. Фиксируют НЕфинансовые обязательства партнеров. Например, обязательное участие партнера-шоумена в маркетинговых кампаниях по продвижению бизнеса.

3. Часть партнеров выдает личные поручительства за будущие финансовые обязательства компании: если она не сможет рассчитаться с кредиторами – за неё это сделают такие партнеры из своего личного кармана. В таком случае «нефинансовый» партнер подстрахован от субсидиарных исков от кредиторов бизнеса.

Общий вывод:

общее дело со звездой еще не залог успеха, и опытные предприниматели это хорошо понимают и структурируют бизнес-партнерства с учетом такого риска. Что правильно)

Подчеркну, что это всё лишь мои предположения.

А вообще, ситуация напоминает мне кейс Тимати и Black Star Burger, но в зеркальном исполнении: в том случае из бизнеса стремительно уходил Тимати )

Разборка других бизнес-партнерств и инвестиционных сделкок с точки зрения их юридической упаковки есть тут. Только практические вещи. Без юризмов. Welcome!

2 комментария

Я к стати помню тот выпуск где он представил эти свои сосисочные, и Воля ему как раз намекал чем это все может закончиться, было забавно, хотя думаю на своей харизме, при правильном маркетинге может еще вырулит.

Ответить

И правильно Васильчуки сделали что ушли от него. Фигня полная.

Ответить