Зачем и как разрабатывать корпоративные ценности
Все больше компаний, даже некрупных, задумываются о своей репутации на рынке труда, поскольку при такой высокой конкуренции это самый важный фактор для привлечения нужных ресурсов, и даже сдерживания затрат на персонал.
Вот тут и возникает вопрос, - а чем мы лучше других, какое у нас преимущество для работников, почему у нас работать круче, чем у кого бы то ни было. Так возникает вопрос осознания и формирования корпоративной культуры, которая помимо привлечения персонала играет огромную роль в адаптации и результативности сотрудников, их удержании. А культура, в том числе, описывается ценностями.
Не раз видела и слышала, что ценности прописывают согласно пожеланию собственника или генерального директора, - хочу, чтобы ценности были такие и такие, чтобы люди вели себя таким образом. Чем это хорошо, а что мы упускаем при таком подходе?
Из хорошего можно отметить скорость и высокое вовлечение лидера в историю создания духа компании.
А что теряем, давайте увидим на примере того, как правильно подойти к делу:
1. Оценка текущей ситуации
Мы живем не в вакууме. Скорее всего на момент прописания ценностей у вас УЖЕ ЕСТЬ стихийно сложившаяся культура и принципы.
Если спустить указания сверху, упустим понимание уже существующих позитивных черт организации, а самое главное, их осознание сотрудниками. А значит, упустим возможность продвижения своего конкурентного преимущества текущим сотрудникам.
При оценке мы также увидим и недостатки, которые, возможно, совсем не видны сверху, и поймем возможности корректировки.
Из методов используем фокус группы с правильной выборкой, чтобы представить все уровни управления, функции, регионы, возраста сотрудников для понимания общего и объединяющего начала, а также сложившихся субкультур.
2. Определение ключевых ценностей и их описание
На этом этапе важно проанализировать, какие ценности существенны для успеха бизнеса, способствуют повышению лояльности сотрудников, помогают привлечению и удержанию, а какие параметры хотелось бы усилить, внедрить.
Так рождается список желаемых параметров корпоративной культуры.
Когда список готов, правильно выверить отклик на него с выборкой сотрудников. Если лидер опускает этот шаг, он не сможет услышать обратную связь от своей организации и потеряет вовлеченность.
Также на этом этапе проверятся ясность формулировок.
Из методов здесь подходят опросы, фокус-группы, мозговые штурмы, фасилитируемые сессии с руководством.
3. Коммуникация и вовлечение широкого круга лиц
Самый важный, самый ключевой этап для того, чтобы ценности из плаката на стене превратились в живое руководство к действию и ваше конкурентное преимущество.
Здесь роль высшего руководства очень важна, но и роль каждого руководителя в цепочке каскадирования критична. Каждый уровень организации должен «пропитаться», каждый сотрудник должен понять и принять ценности на своем личностном уровне.
Помимо внутренней коммуникации необходимо начать выстраивать свой имидж вовне компании.
Из методов здесь хорошо работают игры, тренинги, фасилитируемые сессии, презентации, брошюры, новостные ленты, интеграция в ключевые процессы управления персоналом, статьи на сайтах, публикации, конференции и пр.
4. Проверка понимания и соответствия. Поддержание. Пересмотр
Чтобы понять, насколько успешно проходит коммуникация и усваивание, периодически проверяйте понимание и соответствие ценностям. Это постоянный регулярный процесс.
Для поддержания нужна система стимулирования и мотивации. Кроме того, необходимо периодически проверять соответствие ценностей текущим задачам бизнеса и новым вызовам и по необходимости пересматривать их.
И здесь роль лидеров организации также критична, как и на этапе формулирования пожеланий, умение слышать свою компанию через обратную связь поможет правильно распоряжаться своим дорогостоящим человеческим ресурсом.
Правильное поощрение руководством соответствующего поведения, особенно личным примером и системой поощрения.
Из методов на этом этапе эффективны опросы, фокус группы, получение обратной связи через постоянную «горячую линию», создания мотивационных программ и пр.
Вывод - в данном случае быстро равно некачественно, а тогда зачем затевать?.. Зато при должных инвестициях возврат на них гарантирован высокой лояльностью и продуктивностью.
А как у вас с развитием корпоративной культуры? Есть потребность?
На днях давала комментарии телеканалу URAL1 о трендах в найме. Что мы наблюдаем сегодня? Что навыки важнее диплома и человек превыше всего, а гибкость – это супер сила кандидата. И развитие сотрудников – уже нормальная инвестиция в будущее компании.
Сценарий до боли знакомый: у сотрудника срочный вопрос, а коллега, который может помочь, находится где-то за 1000 км. Пишем ему на почту — ждем. Не ответил? Звоним. Трубку не берёт. Пишем в мессенджер. Наконец, коллега отвечает: «Напиши на почту Иванову». И всё начинается заново. В статье показываем на реальном кейсе, как раз и навсегда избавиться…
Корпоративная культура — это не просто набор правил или ценностей, а динамическая система, которая влияет на эффективность компании, мотивацию сотрудников и их вовлечённость. Однако даже самые успешные организации не застрахованы от ошибок в её построении. В статье мы разберём несколько реальных кейсов из практики компании AXES Management, чтобы по…
Название статьи говорит само за себя. Трансформации корпоративной культуры, которые можно объяснить и которых можно было избежать. Стоит почитать хотя бы ради отсылок к исследованиям особенностей группового поведения.
Исследования доказали, что укрепление сотрудничества среди сотрудников или отделов способно повысить ежегодную прибыль организации в восемь раз! Этот вывод сделала Хейди К. Гарднер, проанализировав данные о деятельности двух тысяч топ-менеджеров в 2015 году. Но что же означает «улучшить взаимодействие»? Какие критерии помогут вам определить, что ва…
«Спиральная динамика», «красная компания», «бирюзовые организации», «семейная культура» — если вам знакомы эти термины, значит, вы уже сталкивались с корпоративной культурой. Существует множество типологий, каждая из которых пытается объяснить это сложное явление, но ни одна из них не является универсальной. Это нормально: каждая модель описывает л…