Как мы построили процессный офис с нуля

Как мы построили процессный офис с нуля

Контекст

Выстроили процессный офис с нуля при запросе от бизнес-заказчика — сделать прозрачным то, как выстроилась система на сейчас в компании. Важно учитывать, что это начало происходить в период, когда геополитическая ситуация в стране была такова, что головные офисы многих компаний были вынуждены покинуть страну. Компания встает на новые рельсы — эдакий стартап в виде корпоративного зверя.

Компания X является крупнейшей в сегменте. До моего прихода процессы описывались точечно в департаментах подрядчиками, но из-за низкой зрелости и классического подхода (описание AS-IS/TO-BE → сопровождение TO-BE) результат осел на полке. Внутренние эксперты по процессам централизованно отсутствовали, а сами сотрудники начали воспринимать инициативы как «бюрократию», что не удивительно.

Идея о необходимости описания процессов пришла от совокупного запроса IT и одного из лидеров в топ-менеджменте, который знал об эффектах процессного подхода. Основной болью в начале была необходимость прозрачности текущей системы управления бизнесом (AS-IS).

Сопутствующие боли:

  • Жесткая линейно-функциональная структура без кросс-функционального взаимодействия
  • Процессы с согласованиями «на ручном приводе», занимавшими до 50% длительности (выявили уже в процессе)
  • Time-to-market продуктовых решений — до 2 лет

Задача / цель

Основная цель — обеспечить прозрачность блока управления цифровым меню и его взаимодействия с ИТ.

Лично для себя выделила три поднаправления:

  • Сформировать стратегию развития процессного офиса (на базе модели CMMI)
  • Сформировать и нанять команду, развивающую процессное управление в продуктовых и операционных контекстах
  • Обеспечить цифровую копию компании до конца 2025 года

Что было сделано

Первым шагом стал сбор имеющейся информации: результаты подрядчиков, проекты, процессы. Обнаружилась фрагментарность и низкая вовлеченность. Мы пошли итеративно: составили roadmap, глоссарий и провели серию воркшопов по цифровому меню.

Как мы построили процессный офис с нуля

К описанию процессов перешли через 1,5 месяца — сначала определили процессы, критичные для реализации.

Методология: описание процессов владельцами процессов. Это:

  • экономит ресурсы
  • повышает ответственность
  • развивает системное мышление у лидеров и помогает выявить лидеров без него

Сотрудников изначально привлекала через функциональное подчинение. Через 9 месяцев начался набор 4 штатных аналитиков. Коммуникации строились в Яндекс.Трекер.

Использованные инструменты:

  • BPMN (адаптированная методология)
  • SIPOC
  • RACI
  • Lean Business Model Canvas
  • APQC FM
  • VAD

Вызовы и как решали:

1. Встречи постоянно откладывались из-за других приоритетов в департаментах. Решение: начали привязывать описание процессов к запланированным проектам. Все переносы фиксировали в трекере — с причинами и решениями.

2. Отсутствие мотивации у участников. Решение: нашли самых заинтересованных, выстраивали коммуникацию через призму win-win, показывая, как это поможет им самим.

3. Непонимание «зачем это нужно» даже на уровне топов, особенно после ухода одного из сторонников. Решение: подготовили презентацию-сравнение с/без процессного подхода. Поняли, что этого недостаточно — следующим шагом стало обновление WHY и подготовка кейсов с цифрами по ROI на основе внешних примеров.

4. Ожидание, что Process Office «всё сделает за нас». Решение: разделили зоны ответственности, внедрили принцип co-design, внутри команды отрабатывали сценарии сопротивления.

5. Боязнь контроля и открытости. Решение: сменили терминологию на нейтральную (вместо «проверка» — «структурирование»), строили доверие итеративной коммуникацией.

6. Фрагментированность знаний. Решение: собирали информацию через призму боли и проектов, делали быстрые воркшопы, визуализировали в реальном времени, создавая вовлеченность.

7. Параллельные трансформации (OKR, CRM и др.) вызывали перегрузку. Решение: стали интегрировать процессную работу в текущие проекты, а не запускать параллельно.

8. Отсутствие процессного мышления. Решение: перешли с языка процессов на бизнес-язык, построили VAD-схему, проводили внутренние тренинги.

9. Формальные согласования «для галочки». Решение: с самого начала ввели процессный трекер, увязали инициативы с целеполаганием, начали тестировать формат сценарных карт и метки «используется/не используется» в базе знаний.

10. Отсутствие владельцев процессов. Решение: если владельца не удавалось назначить — процесс уходил в бэклог, с возможностью вернуться к нему при наличии ресурса и приоритета.

Результат / эффект

Первым ощутимым результатом стало описание сквозного процесса управления меню от идеи до RFC:

  • согласования между продуктом, ИТ и операциями
  • зоны ответственности
  • точки валидации
  • интеграции с CRM, Axapta

Это позволило:

  • повысить удовлетворенность заказчиков благодаря соотнесению боли-процесс-решение
  • ускорить онбординг в 3–6 раз
  • впервые описать процесс до запуска проекта

Другие результаты:

  • Инициировано и принято в работу >2 RFC на основе описанных процессов
  • К нам начали обращаться продуктовые и ИТ-команды за фасилитацией
  • Даже не вовлеченные команды начали спрашивать: «А какой тут процесс?»
  • Поддержка со стороны директора по маркетингу (позже стал членом совета директоров)
  • MVP digital-баннеров был успешно защищён с нашей поддержкой
  • Создана система шаблонов взаимодействия по типам стейкхолдеров

Это было начало прошлого года и небольшая часть результатов 2025 года. Да, удалось собрать критически важные точки, выстроить отношения с несколькими ключевыми стейкхолдерами и запустить процессный подход «в поле».

О том, что ещё получилось, какие выводы мы сделали, и чего всё-таки не хватило — расскажу в следующей статье.

А как по-вашему нужно было поступить иначе в начале пути формирования Процессного офиса?

2
3 комментария