Как выйти на конверсию одна победа на три участия в тендерах
На днях нам посчастливилось пообщаться с тендерным предпринимателем, который выстроил крупный многопрофильный бизнес на тендерах. Александр развивает одновременно пять направлений, собственноручно прособеседовал восемь сотен кандидатов, чтобы отобрать лучших в свою команду, и вышел на конверсию в 25-33%.
Одним лишь госзаказом он не ограничивается и постоянно ищет новые возможности — тут и онлайн-школа, и транспортная компания, и даже некоторые услуги по установке и пусконаладке.
В данный момент Александр уже не участвует в операционке, а активно развивает PR-направление и останавливаться на этом не планирует.
Выжали самый сок из этого интервью и делимся результатом. Читайте, смотрите, удивляйтесь — человека с такой жизненной искрой и непреклонностью редко встретишь.
Полное интервью по ссылкам ниже:
Кнопки «бабло» в тендерах нет
Первое, что мы спросили у нашего гостя, есть ли у него какая-то уникальная информация, секретные методики или супер-лайфхаки, которые он передает своим ученикам.
В тендерах, как и в любой другой сфере, нет одной универсальной техники, которая позволила бы с первого дня начать зарабатывать, но есть несколько хитростей, которыми поделимся ниже.
Урок 1: Покупай чужой опыт, не надо своим лбом пробивать стену
Начинать работу с тендерами самостоятельно — долго и сложно. Лучше выбрать безопасный путь и пройти обучение.
Чтобы обучиться тендерному делу самостоятельно, наш гость потратил 6-8 месяцев. Учился методом проб и ошибок — штудировал закон, искал информацию в интернете, пробовал подавать заявки. Несмотря на то, что большую часть заявок отклоняли, он продолжал бить в одну точку.
Первой закупкой, которую наконец удалось выиграть, стала поставка гаражного оборудования для детского лагеря ФСБ. На ней Александр заработал 10 тыс. рублей.
Спустя четыре года, в 2016 году, он запустил свой онлайн-курс. Целью было передать знания и образ мышления новичкам, чтобы потом собрать из них команду и масштабировать бизнес.
Сейчас этот курс перерос в полноценную онлайн-школу, которая вполне может стать первым шагом к участию в закупках.
Урок 2. Если нет опыта, начинай с ЗМО
Чтобы попробовать себя в тендерах и понять, подходит ли тебе этот способ заработка, начни с закупок малого объема. Риски здесь невысокие — даже если контракт прогорит и ты потеряешь обеспечение, опыт все равно останется.
Урок 3. Формат мультиниши хорош только на старте, рано или поздно придется нишеваться
Многие начинающие предприниматели пробуют себя в разных направлениях, ведь это своего рода гарантия того, что заказы всегда будут. В госзаказе это не всегда работает.
Чтобы определить, какая ниша подходит больше всего, Александр выстроил свою систему аналитики и нишевания с упором на узкий региональный рынок и короткий промежуток времени.
Чтобы выбрать нишу, обрати внимание на:
- опыт
- бэкграунд
- знания
- навыки
- ресурсы
После того, как выбор сделан, можно приступать к оценке объема рынка, конкуренции, уровня демпинга. С учетом этих вводных оценивается объем рынка, конкуренция и объемы демпинга. К примеру, анализируем завершенные закупки стаканов в Поволжье за последний квартал. Если маленький объем рынка, то много денег заработать не получится.
Урок 4. Анализируй неуспех
На ошибках учатся, это нужно понимать и регулярно применять в работе с тендерами. Аналитика поражений позволяет ответить на вопрос “Почему?” Возможно, выбрана не та ниша или не тот поставщик товара.
Урок 5: Важно понимать ЧТО ты делаешь и КТО будет покупать
Чтобы исполнить тендер, часто требуется не только глубокое понимание конкретного направления, но и заказчика. Главная задача тендерного специалиста — сделать так, чтобы заказчик был доволен, и понять как это сделать еще до подачи заявки.
Следующим этапом уже идет выстраивание диалога. Цель — убедиться, что суть и смыслы, которые заказчик вкладывает в ТЗ, совпадают с вашим видением результата.
По этой причине Александр не доверяет новичкам большие контракты, а для начала предлагает прочувствовать на себе хотя бы три закупки. Тендерный специалист становится готов к крупным закупкам через полгода-год или после десяти успешных тендеров.
Урок 6: Доверяй, но проверяй
Доверчивость, открытость и легкость на подъем — те качества, которые позволили Александру построить успешный бизнес. Однако, именно они принесли ему немало сложностей.
Для того, чтобы найти близких по духу людей, которым можно доверить работу с тендерами, наш гость провел около 800 собеседований. По итогам этой работы, он выделил три уровня тендерных специалистов:
- Технический специалист («кнопочник») — отлично выполняет элементарную работу по поиску актуальных тендеров по заранее настроенным ключам.
- Тендерный специалист — помимо поиска тендеров может проанализировать рынок и по заданным параметрам дать прогноз. Ему можно доверить не только подачу заявок, но и заключение контракта, и разбирательства в ФАС.
- Тендерный эксперт — высшая каста. Знает рынок настолько, что может предвосхитить появление бюджета у заказчика еще до того, как он сам об этом узнает.
На данный момент в штате у Александра около 18-20 человек по разным направлениям. Среди них три сугубо «нишевых» специалиста — спец по камню, спец дизельно-генераторным установкам и спец по недвижимости.
Урок 7: Волшебная таблетка — это количество попыток
В тендерах, как и в любом другом бизнесе, важна настойчивость и вера в себя. Нет, не было и не будет ни одного предпринимателя, у которого все бы получилось с первого раза, и жизненный опыт нашего гостя это подтверждает.
Не сдавайтесь. Пробуйте. Стучитесь во все двери, за одной из них может оказаться ваша дорожка к победе в тендерах, а Тендерплан вам в этом поможет.
Бэкграунд
По образованию учитель английского и французского, юрист. Также прошел переквалификацию на контрактного управляющего. Работал на заправке кассиром, в агентстве недвижимости, ассистентом руководителя, риелтором, страховщиком, а затем устроился пожарным сутки через трое, где и появилась идея построить свой путь в госзаказе.
В цифрах:
18-20 специалистов по разным нишам в штате
94 контракта исполнено за 2024 год
4,5-4,7 млн рублей — средняя цена контракта
1 победа к 3-4 участиям — средняя конверсия