6 шагов к успеху: предприниматели о решениях на цифрах

Что такое стратегическое решение? Какое оно? А на цифры смотрите? А что считаете? С этими вопросами мы обратились к предпринимателям и руководителям. Команда Guestimate узнала, какие решения они считают ключевыми, какими инструментами пользуются. Пришло время поделиться результатами.

Что такое стратегическое решение?

Определение большой цели и плана, как к этой цели прийти

Наталья Пономарева, COO в строительной компании, CEO сервиса экспресс-фотосессий

Когда есть большие риски и большие последствия

Алексей Литвинов, founder & CEO proaction.pro & logopotam.ru

Это те, решения, где я меняю цели и амбиции

Первый сюрприз нас ждал уже в самом начале исследования. Все согласились, что стратегические решения - важные, амбициозные и значимо меняют деятельность компании. Однако каждый руководитель вкладывает в понятие что-то свое, личное.

8 из 10
средняя субъективная оценка важности стратегических решений в компании

Предприниматели также сходятся во мнении, что реализация стратегических решений требует много времени и/или ресурсов - как финансовых, так и человеческих.

Принять стратегическое решение - это взять на себя ответственность, потому как цена ошибки обычно близка к критической. Приведем лишь несколько примеров стратегических решений, с которыми сталкиваются предприниматели:

  • Структурная трансформация команды,
  • Изменение операционки параллельно с мотивацией команды,
  • Изменение структуры владения и управления бизнесом,
  • Изменение схемы работы и масштабирования бизнеса,
  • Выбор направления для инвестирования внутри бизнеса.

Как принимают стратегические решения?

Нет единственно верного способа принимать стратегические решения. Каждый предприниматель черпает мотивацию в чем-то личном, у каждого свой, уникальный стиль принятия решений.

Опыт, окружение, обстоятельства, доступные инструменты и ресурсы, внутренне и эмоциональное состояние - в каждый момент времени руководитель находится под влиянием целого вороха факторов. Каждый фактор по-своему влияет на стиль принятия решения руководителя.

Не претендуя на академичность, мы собрали и проиллюстрировали цепочку шагов, которые делают предприниматели, когда сталкиваются с необходимостью принять стратегическое решение.

Шаг 1. Определение цели, желаемого результата

Прежде чем решать, необходимо понять для себя зачем вообще нужно принимать данное решение. Часто к предпринимателю необходимость принять стратегическое решение приходит в ответ на выявленную проблему. “Зачем” задает необходимую рамку на “как” и “когда”, помгает сфокусироваться и отсечь лишнее.

На этом этапе руководителей прибегают к своему опыту, используют фреймворки постановки целей (например SMART), советуются с ближайшим кругом руководителей, обязательно продумывают линию ответственности. Для выявления проблем могут использоваться глубинные интервью и кастедвы.

Шаг 2. Определение критериев принятия решения

После постановки цели необходимо определить критерии принятия решения: сколько на него можно потратить ресурсов, кого вовлечь, насколько готова организация к изменениям. На этом этапе многие впервые прибегают к помощи цифр - например, строят финансовую модель.

В отношении финансовой модели мнения респондентов разделились: часть респондентов изначально составляет модель принятия решения, чтобы оценить, как сходится экономика, другая — напротив, предпочитает двигаться постепенно.

Финансовая модель сама по себе не дает однозначного ответа на вопрос, какая альтернатива лучше. Как минимум потому что не все факторы можно оцифровать. В финмодели можно быть уверенным лишь настолько, насколько ты уверен в заложенных в нее данных и предпосылках. В компании может просто не быть нужных данных или экспертизы для формулирования предпосылок.

Шаг 3. Поиск и формулирование альтернатив

Один из самых креативных этапов принятия решения - поиск и формулирование альтернатив. Тут мы узнали про огромное количество источников данных и инструментов, которые используют предприниматели.

  • анализ деятельности конкурентов,
  • кастдевы, глубинные интервью клиентов,
  • исследования рынка,
  • обращение к экспертам/подрядчикам,
  • обращение к менторам и участникам бизнес-клубов.

Читай дальше, чтобы узнать больше про плюсы и минусы разных источников данных

При принятии стратегического решения важно узнать у наставников их опыт и их результаты, а затем применить их алгоритмы в своем бизнесе

Игорь Попов, Founder packman.pro

Шаг 4. Выбор лучшей альтернативы

Это один из самых важных шагов - именно в этот момент и принимается стратегическое решение. На этом шаге предприниматель методом “вдумчивого всматривания” выбирает одну из альтернатив. Шутка с долей правды

Данный шаг для всех очень индивидуален. Альтернативы могут на этом этапе объединиться или претерпеть изменения. Альтернатив может и прибавиться. Ведь в этот момент руководитель хорошо погружен в проблематику, но не перегружен информацией. Для человеческого мозга это одно из самых комфортных состояний для выбора.

Однако именно в этот момент остается лишь одна альтернатива.

Шаг 5. Подготовка плана реализации

Когда понятно “что” делать, время приступать к “как” - стратегическое решение становится стратегическими задачами. Выбранная альтернатива обрастает шагами, процессами, сроками, ответственными. На этом шаге в большинстве случаев появляется либо финмодель (если ее еще не было), либо бюджет. Формируются KPI, фиксируется критерии внедрения альтернативы, метерики и показатели для мониторинга хода реализации плана.

Определить инструменты и пути для достижения цели: что и в кого инвестировать, какая у кого зона ответственности, какой ФОТ, какие тесты, гипотезы и проверки

Наталья Пономарева, COO в строительной компании, CEO сервиса экспресс-фотосессий

Шаг 6. Внедрение и контроль

В процессе реализации плана необходимо постоянно отслеживать изменения и вносить коррективы, поскольку “крещение” практикой в 99% выявляет пробелы в планировании. Для мониторинга и контроля можно использовать как цифровые решения вроде дэшбордов в BI системах, так и пятиминутки-собрания с ответственными. Для мониторинга также смотрят на то как меняются финансовые потоки.

Источники данных для решений: плюсы и минусы

Эмпирически кажется, что чем более зрелый бизнес - тем реже приходится предпринимателям принимать стратегические решения и тем комплекснее, долгосрочней решения становятся. Даже в самых зрелых бизнесах руководители сталкиваются со стратегическими решениями не реже 2 раз в год. Часто - с необходимостью принять такое решение бизнес сталкивается впервые.

Предприниматель может дать своей интуиции и опыту нащупать “контуры” решения, делегировать операционное управление, но когда дело доходит до стратегических решений - мы все же рекомендуем включать режим “решать на данных”.

Без анализа цифр не вырасти в 10 раз

Игорь Попов, Founder packman.pro

Как только появляются процессы работы с цифрами, начинают появляться оцифрованные гипотезы. Потому что откуда иначе цифрам для гипотез взяться?

Алексей Литвинов, founder & CEO proaction.pro & logopotam.ru

С данными, конечно, тоже не всегда просто. Редко, когда имеющихся первичных данных достаточно для принятия стратегического решения. Данные приходится искать, собирать, обрабатывать, чистить, структурировать.

Мы составили рейтинг источников информации для принятия стратегических решений, прозвучавших в интервью:

  • Собственные данные бизнеса
    ➕ первичка, статистика, история акций, сезонность продаж - это цифры про твой бизнес, релевантней некуда
    ➖ не всегда есть в нужном “разрезе”, и что-то приходится пересчитывать и упрощать
  • Информация от предпринимателей, партнеров, менторов
    ➕ на нашем опыте сообщества предпринимателей одни из самых поддерживающих и кооперативных в мире, особенно для своих
    ➖ если ты еще не "свой", найти близких по духу людей и вписаться в тусовку займет время
    ➖ коммерческими данными делиться никто не будет (и ты особо не делись 😁)
  • Экспертная информация, заказные маркетинговые исследования и опросы
    ➕ глубокое понимание вашей проблематики, доступ к структурированной информации и знание лучших практик
    ➖ нужного эксперта найти непросто, а задать правильные вопросы — еще сложнее
  • Отраслевые издания и данные от авторитетных поставщиков (Bloomberg, Nielsen и тп)
    ➕ можно найти почти любую цифру в вашей нише
    ➕ цифрам и методологии можно доверять
    ➖ цена
    ➖ данные могут запаздывать на срок до полугода
    ➖ данные потребуют предварительной обработки для принятия решения
  • Государственная статистика, результаты социологических опросов
    Данные собираются преимущественно для государства, а не компаний. Как следствие - методология расчета и разрез данных может вам не подойти.
    ➕методологии расчета стабильны на горизонте десятилетий, можно не беспокоиться что сравниваешь апельсины с яблоками
    ➖ почти все опираются на эти цифры ⇒ сложно вытащить конкурентное преимущество
  • Открытые источники, интервью, СМИ, LinkedIn
    К таким данным надо относиться с настороженностью. Данных много, методология почти нигде не описана, сложно различить мнение от факта.
    ➕ есть почти все
    ➕ в СМИ периодически просачиваются данные коммерческой тайны и некоторые цифры до даты их официального опубликования
    ➖ поиск и отбор нужных цифр требует компетенции, данные в одном предложении могут быть не сравнимы друг с другом
  • “Разведданные” от конкурентов
    В целом мы не рекомендуем пользоваться "разведданными" не только из соображений деловой этики. Есть шанс попасть на недостоверные данные.
    ➕ цифры “живого бизнеса”, высокая точность данных
    ➕ релевантно преимущественно крупному бизнесу
    ➖ не этично

Советы от предпринимателей

В конце исследования мы попросили опрошенных руководителей поделиться советами с предпринимателями, которым сейчас необходимо принять стратегическое решение:

При принятии стратегического решения важно внутреннее согласие с ним и уверенность. Это формируется на основании проделанной работы и анализа данных.

Не существует правильных и неправильных стратегических решений. Есть ваше решение и дальнейшая ответственность и последствия.

Не бывает "вечных" стратегических решений. Вы всегда, в любой момент можете его (решение) изменить исходя из актуальной обстановки.

Важно отдавать себе отчёт, где страшно, где не понятно, где новое и эти параметры также включать в анализ ситуации и найти свой способ совладать с ними.

И да, стратегическое решение не станет "обыденностью" или "рутиной". Оно будет вовлекать и отзываться. Вот как раз если это стало "обыденностью" наверное стоит подумать: "а все ли в порядке?"

Советую принимать решения на основе цифр. Для этого нужно отстроить процессы заранее

Алексей Литвинов, founder & CEO proaction.pro & logopotam.ru

О Guestimate

Любим данные и знаем что с ними делать. С 2015 года внедряем data-driven, помогаем настраивать мониторинг и аналитику для поиска оптимальных решений и раскрытия потенциала продаж.

Оставляйте заявку на бесплатную консультацию, где мы ответим на все интересующие вас вопросы и подробно разберем особенности вашего проекта.

А также мы разработали бесплатный готовый шаблон, который поможет вам самостоятельно настроить управленческий учет и аналитику в компании.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда