Внедряем HR-аналитику за 5 шагов: чек-лист для рекрутеров
Согласно недавнему исследованию hh.ru и Talantix, российский бизнес всё чаще обращает внимание на цифровые навыки при найме экспертов по подбору персонала. Как правило, в таких компаниях прогнозная аналитика влияет на бизнес-стратегию, помогает оптимизировать бюджет и достигать новых результатов. Есть и противоположные примеры: аналитика не ведётся, разве что ежеквартальные отчёты для галочки, а рекрутер просто подбирает персонал и страдает от невовлечённости коллег, которые «не ценят».
Этот гайд для тех, кто хочет раз и навсегда разобраться в HR-аналитике, перейти на новый уровень работы и поднять статус своего направления в компании.
Шаг 1: Определить цель: для чего нужна HR-аналитика
HR-аналитика — это инструменты и методы исследования и оценки рекрутмент-процесса с целью найти слабые места и их улучшить. Помогает в планировании найма, распределении бюджета, управлении сроками и загрузкой. Поэтому «определить цель» аналитики — это обозначить проблемы, с которыми нужно разобраться эйчару и бизнесу.
Совет: Анализ рынка и скрининг конкурентов — это хорошо, но не стоит собирать не свои проблемы. Исправляйте не то, что «болит» у других, а то, с чем вы сами сталкиваетесь в работе. Изучите свою динамику расходов, показатели по закрытию вакансий, налаженность работы с внутренними заказчиками — так вы получите ясное понимание, с чем стоит работать.
Шаг 2: Уточнить запрос со стороны бизнеса
Даже если бизнес согласен, что аналитике в рекрутменте быть, крайне важно понимать, что сейчас в фокусе у линейных руководителей и топ-менеджеров.
Одна история — бизнес хочет выходить на новые рынки и масштабировать команду. Другая — в условиях нестабильности он оптимизирует процессы и отслеживает все расходы. Кажется, требования к аналитике понятны в обоих случаях — и есть соблазн начать с ходу что-то делать. Но сначала лучше убедиться, что все говорят на одном языке и одинаково видят ценность проекта.
Вот какие вопросы полезно обсудить:
- Зачем руководителю аналитика? С решением каких задач она поможет?
- Есть ли у руководителя предложения, какой инструмент использовать для сбора и обработки данных? Какие есть пожелания к функционалу?
- Какой имеется бюджет на реализацию задачи? Какие сроки?
- С помощью каких метрик будете измерять эффективность внедрённого решения?
Ответы полезно записать — они станут базой, на которую вы будете опираться при внедрении аналитики. Файл с ответами полезно актуализировать на каждом из этапов внедрения. Помните, что HR-команда и бизнес — это тандем, и успех в решении поставленных бизнесом задач зависит от вашей синхронизированности на каждом этапе.
Совет: Бизнес может и не знать, какой инструмент лучше всего справится с решением HR-задач, и предложить Excel, 1C или, в лучшем случае, системы бизнес-аналитики. Поэтому рекрутеру важно самому следить за рынком и знать, какие есть варианты, ведь работать с выбранным решением будет именно HR-команда. Чтобы защитить свой выбор перед руководством, расскажите, как выбранное программное обеспечение поможет решить проблемы бизнеса, и подчеркните отдельные удобные моменты — например, в Talantix легко подключать линейных руководителей в систему, что делает рекрутмент-процесс ещё более слаженным.
Шаг 3. Определить важные HR-метрики: для себя и для бизнеса
HR-метрики — это показатели, которые позволяют оценить эффективность всех HR-процессов в компании, не только подбора, но и адаптации, обучения, развития, оттока и удержания, корпоративной культуры, мотивации.
В числе базовых метрик обычно выделяют:
- срок или скорость найма
- количество закрываемых вакансий
- качество подбора
- процент выполнения плана по закрытию вакансий
- конверсию кандидатов из этапа в этап в воронке подбора
Через отслеживание этих метрик рекрутер понимает, как идут дела, и может оценить результаты изменений. Например, вы уточнили запрос со стороны бизнеса и получили такие ответы:
- При найме ИТ-специалистов есть проблема, что по итогам полного цикла подбора руководству никто из кандидатов не нравится, и приходится начинать поиск сначала. Компания при этом теряет время и деньги. Если оцифруем процесс, поймём, на каких этапах есть проблемы с воронкой, а значит — сможем эти проблемы решить.
- Пытались вносить данные вручную в Excel и строить там воронку, но это было трудоёмко и возникало много ошибок. Поэтому ищем рекрутинговое программное обеспечение с соответствующим функционалом. Основные требования к инструменту — скорость внедрения и простота в использовании, чтобы не пришлось ждать полгода, пока все научатся работать по-новому.
- Бюджет: важно, чтобы выгода от использования решения полностью перекрывала затраты на его внедрение, а в перспективе позволила выйти в плюс за счёт оптимизации процесса подбора.
- Метрики: объём найма, скорость закрытия вакансий, время кандидатов на разных этапах воронки, принятые офферы, анализ причин отказа, стоимость закрытия одной вакансии.
Когда вы выберете и внедрите программное обеспечение, то именно отслеживание обозначенных метрик поможет понять, насколько вы приблизились к решению первоначальных проблем.
Совет: Чтобы объективно оценить ситуацию с подбором, двигайте своих кандидатов по собранной воронке. Сперва может показаться, что работы больше, но она просто стала оцифрованной. Постепенно вы наберёте достаточно данных, чтобы ясно увидеть узкие места — проблемные этапы, на которых чаще всего уходят кандидаты.
Шаг 4. Использовать инструменты для работы с данными
На этом этапе вы приступаете к работе — извлекаете, обрабатываете и загружаете данные. Нужная информация может находиться в разных источниках: от Excel-таблиц и кабинета работодателя на hh.ru до ERP- и ATS-систем. Если вы не используете специальные системы, обратитесь за помощью к ИТ-отделу, бухгалтерии и другим подразделениям — они предоставят дополнительные данные, покажут, что и откуда брать, в каком формате выгрузить.
Важно: Небольшие компании нередко хранят и анализируют данные в формате Excel-таблиц, но это далеко не самый удобный вариант. Ручной ввод и сопряжённые с ним ошибки — довольно серьёзная проблема, ведь главный принцип работы с данными — это «trash in — trash out»: если у вас на входе некачественная информация, не ждите полной и правдивой аналитики на выходе.
Если же вы используете специальную рекрутинговою систему, всё намного проще: проанализируйте накопившиеся данные, дополните их информацией из личного кабинета hh.ru и можете уже формулировать выводы.
Шаг 5. Сделать выводы и определить тактику на будущее
Когда вы собрали данные, проанализировали их и сделали первые выводы, пора обсудить результаты с заказчиками и руководством. Ваша задача — показать, как обстоят дела, и предложить, что с этим делать.
Например:
1. Вы заметили, что ИТ-кандидаты на высокие позиции не хотят делать тестовое и отказываются рассматривать позицию, поэтому бюджет на закрытие позиций растёт.
2. Иногда линейные руководители не согласовывают кандидатов в обозначенные сроки и те уходят к конкурентам, и также растёт стоимость найма.
Предложите решения для каждой из ситуаций, выслушайте обратную связь. Не забудьте сделать акцент на работе HR-команды: сколько вакансий в процессе, какие результаты получены за отчётный период, почему именно такие.
Когда определитесь с решением текущих задач, обсудите планы на будущее:
- определите, какие данные важны для бизнеса, и сформируйте метрики, которые будете отслеживать;
- разбейте подбор на этапы, установите сроки для отчётности;
- ещё раз вернитесь к вопросу инструментов — всё ли устраивает HR-команду и всех вовлечённых в подбор коллег.
Если окажется, что в текущем процессе людям работать неудобно, впору задуматься о специализированной системе для рекрутмента. В нашем примере компания решает внедрить облачную CRM Тalantix.
CRM соответствует ожиданиям по бюджету и скорости внедрения и помогает отладить процесс так, чтобы не растягивать сроки. А ещё даёт возможность поработать с цифрами «руками», например, чтобы решить точечную задачу и детальнее проанализировать процесс — данные из Talantix можно выгрузить в формате четырёх Excel-отчётов:
- Процесс работы над вакансиями — для анализа воронки соискателей, источников подбора, причин отказов, скорости подбора за определённый период.
- Результат работы над вакансиями (выходы на работу) — для анализа успешности закрытия вакансии.
- Статус вакансий — для анализа ключевых параметров в работе над вакансией от заявки на подбор до выхода кандидата на работу.
- Кандидаты на вакансиях — для выгрузки детальной информации по каждому кандидату.
Также суд на четыре года запретил ей заниматься коммерческои деятельностью и удовлетворил гражданский иск на 587 млн рублей.
Суть спора пока неизвестна. В начале марта 2025 года у ритейлера перестали работать сайт и приложение — компания объяснила это сбоем и «переездом» сайта на новый адрес.
Во многих компаниях принято общаться с коллегами и партнерами в общедоступных мессенджерах. Это делает корпоративную инфраструктуру особенно уязвимой перед кибератаками. В чем причина и где решение — рассказывает руководитель направления по информационной безопасности 1С-Битрикс Роман Стрельников.
Сервис не работает с 28 февраля 2025 года — тогда СМИ сообщили об обысках у команды «Глаза Бога», но основатель бота это опровергал.
В 2023 я больше всех продавал на маркетплейсах в своей товарной категории, работал со всеми крупными ритейл-сетями, а всего бизнес приносил 1,1 млрд ₽ выручки и 55 млн ₽ прибыли в год.
Кредитные карты с беспроцентным периодом – популярный банковский продукт, который активно рекламируется как удобный инструмент для управления финансами. «Платите за покупки, а проценты — 0%!» — звучит заманчиво, не так ли? Однако за яркими рекламными обещаниями часто скрываются подводные камни, которые могут обернуться для заемщика большими долгами…
Новая схема мошенничества или как HH научился воровать ваши деньги.
Писал в техподдержку, но Михаил Жуков боится отвечать на вопросы. Начальник техподдержки Елена, так и не смогла решить вопрос.
Схема:
Вы оплачиваете размещение вакансии. Модераторы на лету трактуют правила как им хочется (хотя уже более 9 лет вакансии размещаются одинаково), при этом внимание, правила не менялись! Ваша оплаченная вакансия не размещается, а спустя какое-то время оплаченные деньги за размещение вакансии сгорают.
Итог:
1. Ваши деньги просто украли, зато красивые отчетики по росту прибыли компании HH в отчеты нарисовали.
2. И новая фишка по отъему денег. Если вдруг вы разместили вакансию, то теперь на одну позицию надо размещать много вакансий, т.е. вам надо будет заплатить минимум в два раза больше!
Конкретные примеры:
Пример 1.
Редактор / Копирайтер / Контент-менеджер (Стажер отдела маркетинга)
Размещены и оплачены дважды: 01.11.22 и 04.04.22
Новая трактовка правил от HH: Вакансия была перемещена с размещения в архив, поскольку содержала в себе множественный подбор (2 вакансии в 1 публикации).
Пример 2.
Руководитель проектов / Менеджер проектов в digital
Размещены и оплачены дважды: 01.11.20 и 10.04.20
Новая трактовка правил от HH:
Вакансия была перемещена с размещения в архив, поскольку содержала в себе множественный подбор (2 вакансии в 1 публикации).
Пример 3.
Для части вакансий в тексте писали, что мы рассматриваем не только специалистов, но и стажеров и стажировка оплачивается. Теперь новое выманивание денег, это еще дополнительная вакансия.
Новая трактовка правил от HH: В случае, если у Вас есть потребность, в наборе стажеров, то для публикации вакансии «Стажер» на сайте необходимо в разделе «Дополнительно» выбрать тип занятости «Стажировка».
Т.е. Правила старые, а не профессионализм и жадность руководителей взлетели до небес.
P.S. Жажда наживы не создала еще ни одного художника, но погубила многих.У. Олстон.
Добрый день! Правило модерации "одна публикация вакансии - одна должность" было всегда и не претерпевало изменений, ведь соискатель должен иметь точное представление о будущем рабочем месте и своей функции в организации.
Когда модератор отклоняет размещение той или иной вакансии на сайте, она возвращается на баланс клиента и, соответственно, ни о какой денежной потере речи не идёт. Клиент может вновь разместить вакансию в исправленном виде, и она будет размещаться 30 дней. Кроме того, когда вакансия ещё не подтверждена сотрудником модерации, она уже находится в поисковой выдаче и соискатели могут на неё откликаться и работодатель не несет никаких убытков со своей стороны.
Мы всегда действуем в рамках правил, с которыми вы можете ознакомиться 24/7 на нашем сайте.
Ура, спасибо, официально подтвердили, что деньги украли!!! Как раз HH, сами подтвердили факт кражи денежных средств. Т.к. вакансии нету, как и денег на счете. Честные воры.