{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

На что, кому и в каком объёме сегодня выдают POS-кредиты в России

Исследование Хоум Банка.

C начала 2023 года мы отмечаем устойчивый рост выдач POS-кредитов относительно прошлогодних значений. За январь — июль 2023 года нами было выдано в 1,5 раза больше таких кредитов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Увеличение объема вновь выдаваемых кредитов произошло не только за счёт увеличения числа таких выдач, но и за счёт роста среднего чека. Во многом это связано с либерализацией одобрения.

Традиционно POS является самым низкорискованным видом потребительского кредитования за счёт целевого использования средств, относительно небольшой средней суммы такого кредита и высокой оборачиваемости. По мере адаптации ритейла к новым экономическим условиям и роста платежеспособного потребительского спроса банки сейчас имеют возможность пересматривать свои риск-политики в сторону смягчения.

Рынок POS-кредитования, как и рынок розничной торговли в целом, полностью оправился от прошлогоднего шока. Это восстановление проявилось не только в росте объема всего рынка, но и в его активной трансформации и развитии новых сегментов. Все большую значимость приобретают технологии, которые позволяют ещё значительнее расширить потенциал рынка. Мы стараемся идти в ногу со временем, наши самые передовые технологические решения позволяют и увеличить удовлетворенность клиентов, и повысить эффективность бизнеса партнеров

Ирина Жимерина директор по развитию партнёрского бизнеса Хоум Банка

В одном из крупнейших операторов сотовой связи «Билайн» также отмечают рост уровня одобрения и среднего чека по сравнению с прошлым годом за счёт восстановления потребительского спроса. При этом отмечено смещение фокуса в сторону устройств среднего ценового сегмента. Страхование техники становится более востребованным, т.к. защита своего гаджета все более актуальна для клиентов в связи с уходом многих официальных сервисных центров из России.

«Сегодня можно утверждать, что рынок приспособился к новым обстоятельствам. Поменялись поставщики, продукция Apple и Samsung, которая ранее занимала наибольшую долю рынка, теперь поступает через разных дистрибьюторов. География таких поставок широкая, выбор поставщика зависит от предлагаемых цен, уже нет привязки к определенной стране. При этом каждая версия смартфонов тестируется нами на совместимость с сервисами Билайна. С брендами, оставшимися в России, работа не изменилась, а объемы поставок даже увеличились. Активно развивается среднеценовой сегмент устройств, в частности, таких вендоров, как Xiaomi, Tecno и Infinix», — сказала Татьяна Ахмина, директор департамента развития партнёрских финансовых сервисов ПАО «Вымпелком».

Среди новых для POS-рынка сегментов стоит упомянуть растущую популярность образовательных услуг — их доля в июле 2023 года составила около 4% от всех выдач POS-кредитов. С начала года она выросла более чем в 4 раза. Образовательные площадки сегодня готовы предлагать своим клиентам широкий перечень услуг, рассрочку на которые можно оформить полностью дистанционно. Уже сегодня доля онлайн-оформления рассрочек у некоторых партнеров Хоум Банка достигает 15%. Это значительно расширяет возможности привлечения новых клиентов и делает образовательные услуги одними из самых перспективных направлений на рынке POS.

Святослав Морозов, коммерческий директор, Skillbox Английский сообщил, что по итогам первого полугодия 2023 года спрос на курсы английского языка на платформе вырос на 136% год к году, тогда как число новых пользователей — на 77%. «Сегодня мы видим, что 2023 год в целом отличается по динамике в сторону увеличения. Рост также коснулся и среднего чека на продукты — он увеличился на 90% год к году. Это связано с расширением продуктовой линейки и увеличением числа индивидуальных уроков в пакетах. Так, сегодня мы предлагаем курсы английского для маркетологов и IT-специалистов, а также запустили языковые интенсивы с коучем. Эти факторы также повлияли на незначительное увеличение доли рассрочек. Клиентам гораздо удобнее раз в месяц вносить небольшой платеж, а не платить всю сумму единовременно».

Максим Колпаков, CMO образовательного агрегатора Prodamus так прокомментировал текущие тренды: «Мы предоставляем IT-сервисы для онлайн-бизнеса, преимущественно в сегменте образования. Действительно, рост на рынке сохраняется. В 2023 году это не менее 50% к оборотам прошлого года. Стоит отметить, что популярность рассрочек также активно растёт».

Люди стали активнее пользоваться платными медицинскими услугами, оформляя на них POS-кредит или рассрочку. Их доля в наших выдачах выросла с начала года в 1,6 раза до 2,5%.

В сезон отпусков активно растет популярность туристических рассрочек. Доля данного сегмента составляет сейчас 2,0% от всех POS-выдач против 0,8% в начале года. При этом в данном сегменте действует ряд ограничивающих факторов – он зависим от доступности авиасообщения, а также от волатильности обменного курса. При нивелировании данных факторов можно ожидать еще более активного роста.

Многие люди озабочены созданием уюта в своих домах. Мебель сейчас является вторым по значимости сегментом в структуре POS-выдач нашего банка с долей 20,4% (против 19,3% в начале года). Также наши клиенты активно интересуются покупкой и установкой новых кухонь – доля таких выдач составляет сейчас 5,2% против 4,0% в начале года. Отмечается рост востребованности кредитных продуктов в сегменте «окна и двери» – с 0,3% в начале этого года до 0,7% в июле. Мы связываем это со строительным бумом прошлых лет и увеличением числа жилых помещений, введённых в эксплуатацию.

Руководитель службы франчайзинга мебельной компании «Эра» Мария Мамыш прокомментировала ситуацию в своем сегменте рынка: «В 2022 году наши франчайзинговые партнеры отмечали снижение объема кредитных продаж. Но уже в этом году ситуация кардинально изменилась, мы видим активный рост этого показателя по отношению к прошлогодним значениям. Считаем, что это связано с изменением потребительских настроений – приобретение мебели стало намного более востребовано у покупателей. Кроме того, они готовы использовать для этого не только собственные, но и заемные средства, предоставляемые банками».

0
5 комментариев
Дмитрий Романов

как выявили корреляцию между ростом pos и ростом экономики?

Ответить
Развернуть ветку
Alex K

Рост количества кредитов на медицинские услуги - тренд, печальный для общества в целом и хороший для банков в частности.

Ответить
Развернуть ветку
Вайр

кому? мигрантам выдают кредиты, спекулятнам-мошенникам всяким! чудовищная рекордная кредитная нагрузка в стране! на черта оно надо! чтоб вам разорится! у меня ни единого кредита и не нужны чужие грязные деньги!

Ответить
Развернуть ветку
Митряев Денис

Я, конечно, не экономист, но, чисто мое мнение, рост POS кредитования - яркий сигнал о жопе и низкой экономической грамотности. Покупать под конский (а у POS) он чаще всего такой смартфоны и бытовую технику - ну блин. Есть кредитки с 0%. Только проблема в том, что у большинства доходы не позволяют войти в беспроцентный период, вот и кредитуются на точке продаж. Причем у ритейлеров, которые нехилую маржу имеют, а не на маркетплейсах.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Агаджанян
Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда