Как опозориться и потерять лучших соискателей за 5 минут. Красные флажочки и худшие интервью

Кем вы видите себя через 5 лет в нашей компании? Почему вы хотите у нас работать? Надо быть последними идиотами, чтобы задавать подобные вопросы человеку, которого вы видите в зуме впервые в жизни или ещё не видели вовсе. О, а еще есть умники, которые для первичного отбора высылают кандидату психологический тест, чтобы понять психотип будущего члена команды. Вы прикалываетесь? Я раз 10 проходила этот тест и подстраивала свои ответы так, чтобы получился правильный результат: няша няшная. Спойлер: это неправда.

Как опозориться и потерять лучших соискателей за 5 минут. Красные флажочки и худшие интервью

За все годы своей маркетингово-копирайтерской деятельности (почти 15 лет) я, поверьте, видела всё и даже больше. Я работала в стартапах, маленьких предприятиях и крупных бизнесах, а также прошла порядка 50 собеседований. Интересно то, что со времен моей самой худшей работы (более 10 лет назад я работала копирайтером в IT-стартапе и директор заставлял меня ходить по офисам, раздавая коммерческие предложения, которые я сама и написала) в большинстве компаний мало что изменилось.

Бардак в бизнес-процессах, размытые зоны ответственности, безграмотность, отсутствие управленческих навыков у руководителей, нездоровые kpi, слабая команда – всё это только верхушка айсберга.

Написанием данной статьи я преследую две цели:

  • помочь классным спецам во время собеседования отфильтровать динозавров и просто бездарей, чей бизнес скоро потонет, дабы сэкономить ваше время, нервы и деньги;
  • открыть страшную правду работодателям: почему вам никогда не нанять крутых профессионалов.

Давайте по порядку.

1. Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что. "Бизнесмены" от боженьки

Один раз я была тем самым новичком, который вышел на обед и больше не вернулся.

Это было морозное утро декабря 2011 года, я только переехала в Москву и остро нуждалась в работе. Мне назначили собеседование в 9 утра, я добиралась до места 1,5 часа и в моем распоряжении были черно-белый телефон Нокиа и распечатанная карта с маршрутом. В офисе компании меня встретили двое из ларца: парочка тучных мужичков, которые проводили меня в свой кабинет и вдвоем уселись по ту сторону стола. У меня был небольшой опыт работы и я не претендовала на хорошую зарплату (моей задачей было научиться и вырасти как специалист), но то, что я услышала на встрече, вызвало во мне дичайшую тревогу. Что вы нам можете предложить? Какие у вас есть идеи по развитию нашего бизнеса? Почему мы должны вас нанять? И прочая чепуха. Да, конечно, ребята, я соглашаюсь на мизерную зарплату только ради того, чтобы спасти ваш тонущий бизнес, всегда об этом мечтала. После встречи эти двое показали мне рабочее место, куда торжественно усадили и со словами “ну ты в этой админке быстро сама разберешься” покинули поле видимости. Я вышла на обед и отключила телефон.

Вы скажете: ну это было 13 лет назад, сейчас таких идиотов можно встретить только где-то в глубинке. Но это неправда. Вчерашние идиоты теперь просто выучили множество модных корпоративных словечек, при этом игнорируя такую необходимую составляющую, как чёткие, регламентированные и прозрачные бизнес-процессы. Ну понятное дело, заниматься грамотным строительством бизнеса – дело трудоёмкое, сложное и требующее глобальных изменений в текущих процессах.

В прошлом году на собеседовании я задала вопрос будущему руководителю на эту тему, в частности, о том, соблюдаются ли в компании регламенты бизнес-процессов, каковы структура отдела, зона ответственности, иерархия, кто принимает конечное решение – руководитель или собственник. На что мне ответили примерно следующее: “Самое главное, чтобы каждый член команды отвечал за результат. Это наша ключевая ценность. Нам нужны люди, которые умеют брать ответственность на себя”. Тестовое задание после встречи я даже не открыла.

Как опозориться и потерять лучших соискателей за 5 минут. Красные флажочки и худшие интервью

Да, безусловно, бывает и так, что представитель компании на интервью отвечает на все вопросы идеально и вы принимаете оффер, но по факту ситуация оказывается ровно противоположной. Однако нижеприведённые вопросы всё же помогут хотя бы немного отфильтровать компании, у которых даже близко нет понимания, что такое бизнес:

  • За осуществление каких бизнес-процессов я буду отвечать?
  • Какова моя зона ответственности?
  • Есть ли регламент взаимодействия с другими отделами?
  • Из каких этапов состоит программа адаптации в вашей компании?
  • Есть ли испытательный срок и каковы критерии оценки? Как оплачивается этот период?
  • Каковы структура и иерархия в отделе, кто принимает конечное решение?
  • Какими навыками и личными качествами должен обладать ваш идеальный кандидат на эту должность?
  • Это новая должность в вашей компании или текущая? Почему вы расстались с предыдущим специалистом?

Ответы на эти вопросы помогут вам понять, насколько в компании ценят и уважают порядок, есть ли у бизнеса перспективы, сможете ли вы развиваться как специалист. Если вы не хотите устроиться работать туда, где все закончится выгоранием и ненавистью к своей работе, еще на берегу обращайте внимание на подобные вещи.

Как опозориться и потерять лучших соискателей за 5 минут. Красные флажочки и худшие интервью

3. Сразу три красных флажка. Тестовое задание до интервью

Вам не кажется абсурдной ситуация, что человек тратит свое время на выполнение тестового задания в неизвестную ему компанию без понимания, хочет ли он там работать или нет? Лично я выполняю тестовое только после встречи с рекрутером/руководителем, оценив степень моей симпатии к данной компании. Бывают такие окрыляющие встречи, что всё: я горю от нетерпения и жду тестовое, чтобы вложить в него весь свой профессиональный опыт и душу. Или наоборот. Как-то раз я общалась с будущим руководителем, который после встречи в зуме направил мне тестовое (в целом оно было максимально лёгким для меня), и я его также даже не открыла. Человек в экране моего ноутбука всю встречу что-то мямлил, задавал вопросы по бумажке, а сам тон беседы был максимально неприятным, недружелюбным и высокомерным. Так зачем мне выполнять тестовое и тратить свое время, если я тут точно не хочу работать?

Другая история из моей практики: когда-то давно я выполнила тестовое до интервью и меня пригласили на встречу. Это была ошибка. На встрече мне рекламировали аналитический инструмент для маркетологов: товарищи просто устроили конвейер из целевой аудитории своего продукта.

Но и это ещё не все. Компании, которые на всём экономят, любят поиграться с тестовыми, чтобы поюзать бесплатную рабочую силу. Вы открываете тестовое, а там работы минимум на два дня. Тратите свое время, отправляете, а в итоге даже не получаете обратную связь. Или получаете что-то в духе “Результаты вашего тестового задания не соответствуют нашим ожиданиям. Удачи с поисками!” Что буквально означает “Спасибо, что два дня работали на нас бесплатно, мы это очень ценим, лошок”.

Мораль сей басни такова: если вам направили тестовое до интервью, спрашивайте о том, как оно будет оплачено. Если никак – давай, до свидания.

3. Ярмарка тщеславия и конкурс самых тупых вопросов в мире

Как опозориться и потерять лучших соискателей за 5 минут. Красные флажочки и худшие интервью

Почему вы хотите у нас работать? На данный вопрос я отвечу так же, как отвечала всем потенциальным работодателям: “Я откликнулась на данную вакансию, потому что по моему мнению и на данном этапе знакомства в вашей компании я смогу удовлетворить свои профессиональные компетенции и заниматься интересными задачами за достойную оплату. А что будет дальше – время покажет”. Всё, господа. Нет никаких “Я хочу работать только у вас, чтобы стать частью вашей волшебной синергии”. Можно хотеть работать в Гугле, но вы же не Гугл. Открою вам страшную правду: все вопросы в подобном духе никак не раскрывают личность кандидата, уровень его амбиций и софт скилс и никто в здравом уме не ответит на них искренне. Вы просто услышите заранее подготовленные “правильные” ответы, не более того.

Лично для меня такой подход означает следующее: вопросы для интервью не проработаны, поиск кандидата передали в руки дешёвого рекрутера-новичка, будущий руководитель – слабый специалист, который предпочитает действовать по допотопному учебнику, а не исходя из своего опыта.

Какое у меня было самое классное интервью, после которого я без промедлений приняла оффер (хотя на руках у меня было еще 2 других и я выбирала между ними)? Оно выглядело примерно так:

  • Расскажи о функционале и результатах на двух последних местах работы?
  • Чем нравится твоя работа?
  • Лонгриды на сложные технические темы умеешь писать? Есть опыт написания тз разработчикам? С аналитикой дружишь? Какие-то свои фишки в работе есть? Как относишься к критике?
  • Сколько хочешь денег, хочешь ли стать в дальнейшем руководителем или остаться рядовым сотрудником, какие виды деятельности даются сложнее, а какие проще? В чём чаще всего косячишь? Готова к оплачиваемым переработкам?

Честный простой диалог между двумя профессионалами без всяких “Кем вы видите себя через 5 лет в нашей компании”. На этой встрече я увидела своего будущего руководителя, который зрил в корень, не задавал поверхностных вопросов, разбирался в людях и сам был крутым спецом, который реально шарит. Если вы хотите расти и работать в команде талантливых профессионалов, а не корпоративных марионеток, делайте выводы уже после первой встречи.

4. Одностороннее движение. Большой красный флаг

Все знают, как проходит классическое собеседование: рекрутер/руководитель презентует компанию, вы рассказываете о себе и отвечаете на вопросы, далее сами задаёте интересующие вопросы. Как я уже писала ранее, в первую очередь меня волнует отлаженность бизнес-процессов и порядок в компании. В прошлом году у меня была пара запоминающихся встреч, где практически на каждый мой вопрос рекрутер просто отвечал “А это вы узнаете на следующем этапе собеседования”. И почему я после этого должна захотеть вообще появиться на этом самом следующем этапе, если ни на один вопрос я не получила внятного ответа? Если вы решили устроить конвейер из кандидатов, наплевав на их время и подготовку к встрече, то я, пожалуй, попрощаюсь с вами прямо здесь и сейчас.

Повторюсь: когда компания ищет сильного классного спеца, понимая его значимость и ценность, вам не придется общаться с этими дегенератами. Представитель компании готовит презентацию, вникает в суть должности, разбирается во внутренних бизнес-процессах, потому что его задача закрыть не вакансию, а бизнес-задачу заказчика. И если рекрутер допускает возможность так быстро упустить профессионала из-за того, что решил себе упростить работу, задумайтесь. Скажите мне, кто ваш рекрутер, и я скажу, кто вы.

Чем такой безрамотный подход грозит работодателям: первая встреча должна заинтересовать соискателя ровно так же, как и соискатель должен заинтересовать вас. Если вы устраиваете допрос, ничего не давая взамен, у кандидата будут встречи сразу после вас, которые ему понравятся гораздо больше. Если вы думаете, что в море полно рыбы, то же самое можно сказать и о местах работы.

5. Намеки на секту. Море красных флажков

Я уже работала в компании, где каждый сотрудник должен был питаться святым духом и пахать на чистом энтузиазме во имя какой-то там миссии. За эти годы я прямо-таки преисполнилась пониманием, зачем нужны все эти “мы одна семья” и бесконечные корпоративные тренинги. А именно: чтобы иметь возможность регулярно переходить личные границы и не выплачивать бонусы за перманентные переработки. Мне не нужна ваша корпоративная семья, чтобы почувствовать свою значимость и найти каких-то там единомышленников с едиными ЦЕННОСТЯМИ. Повторюсь, я просто классный спец и мне нравится реализовывать свои профессиональные компетенции, давайте вы все просто перестанете корчить из себя Чарльза Мэнсона.

Если вы услышали все эти рассказы про радугу и волшебные пони на собеседовании, сразу спросите, как оплачиваются переработки и зумы в выходные дни, есть ли регламент взаимодействия, запрещающий писать в корпоративные чаты вне рабочего времени, проходят ли корпоративные тренинги в будний или выходной день.

Как опозориться и потерять лучших соискателей за 5 минут. Красные флажочки и худшие интервью

Скорее всего, будет что-то ещё, но это основное. Что думаете? Кем вы видите себя через 5 лет? Напишите в комментариях.

Если интересно почитать статью на тему бизнес-процессов, с чего начинается их описание и зачем это вообще нужно, также дайте знать.

Подписывайтесь на канал, чтобы читать больше вкусных статей на тему работы, бизнеса и контент-маркетинга.

2525
43 комментария

Спасибо автору за многобукав. Очень забавно наблюдать за работодателями, которые несмотря на страшную нехватку кадров продолжают демонстрировать весь этот цирк на собеседованиях.

5
Ответить

И ведь реально цирк. Может быть, однажды мы будем жить в мире, когда мэтч между соискателем и работодателем будет проходить без боли?

1
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Согласна с вами тоже. Реалии таковы, что многим крутым спецам из нужды приходится играть в эти игры. Я показала проблему со стороны соискателя, но! При этом я отлично знаю, с каким кошмаром порой приходится сталкиваться и нанимающей стороне.

1
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Илья, судя по вашему ответу, вы где-то в тексте узнали себя ;)

5
Ответить

Спасибо за ваше мнение. Понимаю вашу точку зрения, но я подсветила лишь одну сторону, и это не значит, что я не знаю боли нанимающей стороны)

2
Ответить