{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Цифровой мир и цифровизация: в чем разница

В 23 статье серии «Менеджмент цифрового мира» (оглавление) я начинаю рассказ про современное развитие менеджмента в IT. Цифровой мир делает софт неотъемлемой и критичной составляющей бизнеса, и потому понимание и применение передовых практик IT-менеджмента становится критичным для успеха бизнеса. А начну я свой рассказ с рассмотрения разницы между переходом в цифровой мир и цифровизацией.

Цифровизация и цифровая трансформация — популярные мемы, за которыми стоит самое разное содержание.

Те, кто до сих пор живет в эпоху слабой автоматизации, особенно в части управленческой деятельности, под цифровизацией часто понимают просто переход на электронный документооборот и высокий уровень замены управленческого труда информационными системами.

Следующий уровень понимания цифровизации – это построение цифровых моделей производства и моделирование процессов сначала на этих цифровых моделях. Которые должны обеспечить не просто качественное планирование в рамках существующего цифрового процесса, но и сценарное планирование его изменений

Об этом был интересный доклад Алексея Кораблева на SECR‑2019. Что интересно, он делился российским опытом по созданию цифровых двойников для производства (мой конспект http://mtsepkov.org/SECR-2019). И в этом же залоге сделан курс Алексея Боровкова петербургского Политеха «Технологии Фабрик Будущего» в петербургском Политехе. Кстати, какая-то добрая душа выложила состав курса и ссылки на презентации, конспекты и содержание.

Это создает впечатление, что переход в цифровой мир следует построить модели собственной компании и перейти на управление с помощью этих моделей. На самом деле, это не так. И более того, управление на основе цифровой модели не является обязательным условием: переход в цифровой мир осуществляется не в рамках отдельной компании, а в рамках сегментов целых отраслей.

Компания не обязательно идет в цифровой мир сознательно – она может неожиданно оказаться там вместе с отраслью

Все компании вдруг оказываются в новых условиях деятельности, в которых критическим фактором функционирования бизнеса становится качество IT-систем и способность быстро изменяться, следуя за потребителем. А для этого требуется цифровая модель потребителя, а не только собственной компании, встраивание компании в цифровой маркетинг и умение объединить бизнес и IT под общим управлением.

Компании требуется цифровая модель потребителя, а не только ее самой, встраивание в цифровой маркетинг и объединение бизнеса с IT

Первыми в цифровом мире оказались IT-компании, предоставляющие свои продукты в интернете, сегмент Public Web. Очень быстро появилась продажа других услуг, особенно не требующая контакта с потребителем – билеты, туры, интернет-магазины. При этом помимо каналов продаж возникали чисто электронные площадки и агрегаторы, такие как aviasales, booking или AliExpress, которые принципиально изменяли если не структуру отрасли, то продажи в ней.

Следующими были банки, так же стремительно осваивающие интернет-пространство. При этом, что интересно, началось столкновение банков и других отраслей: с одной стороны, банки начали продавать авиабилеты и туры, а, с другой – торговые интернет, соцсети и телеком начал предоставлять банковские услуги по переводу средств, уничтожая банковский доход от комиссий за перевод. Тинькофф представляет собой пример чисто цифрового банка, работающего вообще без офисов и развивающегося очень эффективно, и развитие такой формы сдерживается только консерватизмом потребителей.

Даже если компания предоставляет физический, а не электронный продукт, ее прибыльность все больше определяется вовсе не производством этого продукта, а качеством софта и умением с ним работать. Например, авиакомпании сейчас конкурируют не самолетами и летчиками, а логистикой самолетов, которая определяет затраты на стоянку в аэропортах и подобные расходы и программами лояльности, определяющими наполняемость рейсов, а также способностью вписаться в новый маркетинг цифрового мира с его чисто цифровыми площадками. Это надо уметь делать на всех горизонтах: оперативном, работая в высоком темпе с хорошим софтом; тактическом, проводя изменение бизнеса и IT единым проектом, а не по-отдельности, как раньше; и на уровне стратегического управления: стратегия сохранила принципиальное значение, но формулируется совершенно в других терминах.

Стратегия в цифровом мире формулируется совершенно в иных терминах, чем ранее

Пока мы говорили о переходе в цифровой мир, изменяющим компании и вносящим новые аспекты в деятельность, но в целом сохраняющей структуру деятельности и разделение труда. Однако, с переходом в цифровой мир связано еще одно принципиальное изменение, которое принципиально переформатирует отрасль – уберизация, которая переформатирует отрасль, принципиально меняя всю ее структуру.

Уберизация переформатирует отрасли, принципиально меняя всю ее структуру

Uber убил управленческую деятельность в такси, передав ее софту. Водитель из исполнителя стал самостоятельным действующим агентом, принимающим решения и по конкретному заказу, и по принципиальным условиям обслуживания, и потому, как и где он будет покупать и обслуживать свой автомобиль – самостоятельно, или воспользовавшись лизингом одного из новых таксопарков, которые только по названию и происхождению напоминают прежние, а фактически занимаются совсем другим бизнесом с другими источниками прибыли. А та добавленная стоимость, которую раньше брал таксопарк за управление автомобилями и таксистами в результате поделена между потребителями, для которых снизилась цена, таксистами, получившими дополнительный доход и самой платформой.

Отметим, что Uber – это просто самый громкий пример, ассоциации свободных таксистов и небольших таксопарках во многих городах России прошли тот же путь в местном масштабе, и сейчас в некоторых регионах по-прежнему конкурируют с Яндекс-такси.

Каждая отрасль тут проходит свой путь, но изменения видны уже во многих отраслях. Booking и Airbnb изменили туристический бизнес, выведя туда в качестве независимого поставщика услуг множество мелких отелей и частных хозяев, как Uber вывел водителей такси. При этом, в отличие от такси, в котором водитель имеет весьма ограниченные перспективы роста дохода, хозяева отдельных квартир и мини-отелей вполне могут развивать своей небольшой бизнес в любом выбранном направлении, или не делать этого – это их выбор, и в любом случае они остаются на глобальном рынке, соразмерные крупным отелям и компаниям. Крупные турфирмы, на мой взгляд, продолжают существовать только на массовых направлениях за счет того, что авиакомпании хотят уменьшить свои риски и не готовы самостоятельно организовывать рейсы, предпочитая, чтобы именно турфирмы оплачивали чартеры, и, думаю, это временно.

Интернет-торговля убивает традиционный retail, при этом платформы обеспечивают логистику и гарантии для потребителя. И тут очень интересен пример Alibaba, которая смогла заставить перестроиться Почту России, чтобы та начала уверенно и в разумные сроки доставлять заказы AliExpress. Alibaba как платформа действует не только в рознице, структурно перестраивая взаимоотношения во многих отраслях.

Я думаю, что один из следующих тактов развития – уберизация fashion-индустрии, которая требует более сложной кооперации, чем обычная торговля. Будет четыре игрока: потребитель, стилист, дизайнер и производитель. Для организации кооперации, помимо существующей платформы интернет-торговли, нужна специализированная платформа, позволяющая индивидуализировать модель, разработанную дизайнером, под размеры конкретного покупателя, обеспечив виртуальную примерочную и создав производственные лекала для индивидуального заказа производителю. Это все – чисто технические задачи, и по ним идет интенсивное развитие технологий. Собственно, для плотных и обтягивающих тканей это уже решено, а вот для одежды из свободных и развивающихся тканей виртуальную примерку еще делать не умеют. Ну а дальше надо из дизайна сделать индивидуальные лекала и доставить технологическую информацию для изготовления к производителю, в этом принципиальной сложности нет, это такой развернутый комментарий к заказу, примерно как адрес доставки.

Как и в других случаях, вопрос не только технический, но и социально-экономический. Потому что значительную долю, более трети стоимости конечного продукта сейчас получают компании-бренды, создающие новые коллекции, да и в остальных компаниях доля управленческих расходов, включая стоимость офисов и магазинов, а не только зарплату велика, а массовый маркетинг и рекламу. Так что можно полагать, что не менее половины стоимости товара подлежит принципиальному перераспределению в результате такого изменения отрасли, он будет разделен между участниками, работающими по-новому и потребителем, для которого снизится стоимость.

Уберизация не сильно затронула IT, потому что современная разработка – дело коллективное, а не индивидуальное, а, главное, для передачи сложной разработки необходимо передавать большой контекст информации, а это делать умеют не слишком хорошо. Тем не менее, найм сотрудников во временные команды через фриланс-биржи достаточно распространен, особенно для стартапов. При этом команда для конкретного проекта собирается распределенная команда разработчиков из разных стран на 3‑6 месяцев и в целом ей управлять умеют достаточно эффективно. Хотя наряду с этим существует предложение уже готовых сработавшихся команд.

Удаленная работа и распределенные команды встречаются и во многих компаниях, которые держат постоянный и стабильный штат сотрудников и работают без офиса. Интересно, что на TeamLeadConf-2018 был доклад Алексея Катаева из skyeng в котором он рассказывал, не просто о том, как эффективно организовать такую работу, но и обосновывал, почему удаленная работа эффективнее, чем работа в офисе. Например, при удаленном собеседовании кандидат находится дома, в привычной обстановке, и не нервничает, что позволяет лучше понять его потенциал. В большом посте по итогам конференции есть конспект этого доклада наряду с некоторыми другими.

Кроме того, IT дает впечатляющие примеры технологичного управления большим количеством исполнителей. Один из интересных флагманских примеров – Яндекс.Толока, организация, в которой несколько десятков менеджеров обеспечивают работу 800 тысяч (да, восьмисот тысяч) исполнителей. О подробностях Ольга Мегорская рассказывала в докладе на Highload-2018 (мой конспект). При этом они начали включать в выполняемые задания и IT, правда, рассказ был только о тестировании, а не о разработке. Кстати, в результате Яндекс отказался от услуг компаний, которые предоставляли ему аутсорс тестирования.

Отмечу, что рынок удаленной работы в IT – глобальный. Разработчики по всему миру работают через глобальные биржи на проекты в Штатах и других странах с высоким уровнем оплаты, и это – один из факторов, который выравнивает уровень зарплат в IT по всему миру. Но главное социальное последствие состоит в другом: удаленная работа разделяет место жизни и место работы, и позволяет выбирать место для жизни по совершенно другим соображениям. В IT достаточно много людей, которые уезжают на зиму в Таиланд, или вообще перебираются в те страны, климат которых им нравится, продолжая при этом работать в российских или западных компаниях. И при дальнейшем развитии этого тренда мы можем получить совсем другую конкуренцию стран за место для жизни людей, чем сейчас, когда место работы и место жизни сильно связано.

И в завершении статьи я хочу напомнить, что в статье «Три вызова цифрового мира» мы говорили о том, какие вызовы несет цифровой мир. Напомню схему оттуда.

Три вызова цифрового мира. Из моих презентаций​

Цифровизация – это не только изменение на пути, но и вызов для организаций, потому что она исключает работу, для которой наработаны методы регулярного менеджмента и требует новых конструкций управления. В целом ответ на вызовы связан с появлением новых форм кооперации и разделения труда. В предыдущих статьях я говорил, какие ответы на эти вызовы дает Agile и его методы. В этой статье мы немного поговорили о современном развитии менеджмента в IT, и продолжим этот разговор.

Будет рассказ о методах и практиках, которыми в современном IT обеспечивается следование за пользователем, об обеспечении высокого темпа изменений и многофокусном ведении проектов и других. Включая современный социальный контракт сотрудника – искренняя работа на цели компании в обмен на условия для счастья на работе, который пришел на смену традиционному. Полное оглавление серии на моем сайте, продолжение следует…

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда