Женщины в IT в 2024. Есть о чем поговорить?

Женщины в IT в 2024. Есть о чем поговорить?

Приближается 8 марта, и сегодня мы хотим поговорить о том, каково быть женщиной в мире IT в наше время. Своей историей с нами поделится Оксана Сибирская, выпускница курса CPO от Product Star.

Оксана Сибирская
CPOEx-Sber7+ лет опыта в разработке и создании продуктов b2bВыручка 3+ млрд руб.Сертифицированный scrum-master, автор канала «Ок, Сибирская»

Гендерные стереотипы и ловушки мышления

Помню, как я подавала документы на математический факультет, думая о том, что буду учиться в группе, состоящей из парней. А солнечным 1 сентября я познакомилась со своими одногруппниками, 80% которых были представительницами прекрасной половины населения. Сюрприз! Потом делились друг с другом, как каждая из нас рассчитывала на другой сценарий перед поступлением.

Дальше, уже на работе, я часто встречала программистов, аналитиков, тестировщиков и дизайнеров женского пола, хотя IT вроде как считается традиционно мужской профессией. Давайте посмотрим на статистику, ведь мой опыт может быть выбросом из общей выборки.

По данным Dewcrord.ru распределение доли мужчин и женщин за 2022 год в управлении продуктом почти равная: 53% и 47% соответственно. Нам доступна и более актуальная информация за 2023 год в продуктовом дизайне, которая тоже показывает, что гендерного дисбаланса нет. Однако согласно статистике за 2023 год среди технических руководителей заметен сильный перевес, соотношение идет 6:1 в пользу мужчин. При этом чем выше грейд, тем меньше на нем женщин.

Мировая практика транслируется недалеко ушедшими цифрами. Бизнес-коуч Луиза Чжоу пишет в своей статье, что женщины составляют 33% рабочей силы в крупных IT-компаниях, и темп роста от года к году около 1%. На технических должностях же соотношение составляет 4:1 в пользу мужчин.

Стоит ли делать какие-то выводы и формировать в голове ловушки мышления на основе вышеуказанных цифр? Разве что девушкам-участникам технических команд придется прилично раскошелиться на 23 февраля! В остальном, важно помнить разницу между корреляцией и причинно-следственной связью. Давайте остановимся на том, что IT — это отрасль, где любой может себя реализовать в полной мере.

Модели и особенности поведения

Есть ли особенности работы женщины именно в IT? На самом деле, мой ответ — нет. Так же как и в других сферах, в IT есть особенности работы с разными типами мотивации, лидерскими навыками, пониманием настроения и текущих целей. И я точно нигде не видела курсы, где бы обучали по-особенному работать с человеком только потому, что она женщина.

Вне зависимости от того, женщина вы или нет, вы не просто ходите на работу, а делаете то, что для вас важно. Это похоже на применение фреймворка Jobs to Be Done. Помните каноничный пример К. Кристенса про молочные коктейли? Много людей их покупают, но есть внутри сегментация для чего конкретно: например, утоление голода перед длительной поездкой, заглаживание чувства вины перед ребенком. Вот и тип мотивации показывает, для чего на самом деле человек находится с вами в одном офисе (или в одном зуме). Работа, на которую вы нанимаете свою работу!

Jobs to be Done — методология в исследованиях пользовательских потребностей, сфокусированная на понимании задач, которые люди хотят или должны выполнить, а не просто на том, что они хотят купить.

А лидерские навыки можно провести по популярной методике И. Адизеса. Для этого достаточно пройти бесплатный PAEI-тест и узнать свои сильные и слабые стороны. Говорят, для сбалансированной команды руководителю необходимо собрать в ней все типы PAEI (производитель результатов, администратор, предприниматель и интегратор). В моем руководящем опыте полный набор собрать не получалось (это никогда не являлось самоцелью), но я точно заметила, как балансируют друг друга ребята с разными типами лидерских навыков. Рекомендую просканировать и себя, и свою команду без отбора по половому признаку.

Типизация поведения позволяет понять, какие дефолтные сценарии представляет себе человек каждый день (возможно даже неосознанно). Поговорим о разных подходах и классификациях.

Деньги

Кто я, сделал что и ЗАЧЕМ

Человек с этим типом мотивации всегда должен знать, что получит от любого типа взаимодействия. Зарплату, выгоду от сотрудничества, дальнейший рост, будущие обязательства. Обычно первая реакция после любого предложения касается денежной части (сколько мне это будет стоить и что лично мне за это будет). И не всегда за этим стоит какая-то личная финансовая цель, например, инвестиции в недвижимость, путешествия и т. д. Тот, кто мотивирован деньгами, всегда найдет им нужное применение. А уж тем более для женщин индустрия красоты настолько сейчас набрала такие обороты, что любой поход к специалисту встает в копеечку.

Статус

КТО Я, сделал что и зачем

Позиция, должность, полномочия, все, о чем можно сказать «Я так много достиг/достигла». Люди этого типа мотивации всегда трепетно относятся к тому, насколько солидно и дорого они выглядят сами и насколько весомо и эпично выглядит результат их работы для других.

Если вам кажется, что любой женщине постоянно важен ее внешний вид, то боюсь вас разочаровать. Я отношусь к той категории, которая больше заботится о здоровье, нежели о ежедневном макияже и брендовой одежде (кроме, конечно, посещения определенных мероприятий).

Достижения

Кто я, сделал ЧТО и зачем

Тут главную роль играет сложность решаемых задач — так, чтобы их решить мог только профессионал своего дела. Человеку такого типа мотивации важно не только применять свои навыки, но и ощущать в конце чувство, что он действительно смог.

Стабильность

Кто я, СДЕЛАЛ что и зачем

Людям этого типа мотивации важно получать регулярные выплаты, ходить по прозрачным понятным процессам, не перерабатывать, получать хороший соцпакет. Для них ход качественного исполнения задачи важнее полученного результата. Они не будут задумываться о правильности применения конкретного подхода в конкретном случае, они готовы выполнить его на «отлично». Однако то, что на выходе получится нерелевантный результат, — это не их зона ответственности.

Идея

Кто я, С КЕМ сделал что и ЧЕМ ЭТО ПОМОЖЕТ МИРУ

Здесь зажигает интерес миссия, ценность деятельности для других людей, окружение, которое вдохновляет. Люди этого типа мотивации могут проявлять нестандартные подходы, смелость в визуализации мечты. Но не всегда, правда, в ее реализации. У меня проводится аналогия с романтизацией своего дела, когда в конце (как в женском романе) после всех приключений герои живут большой дружной семьей (ой, коллективом) долго и счастливо.

Не все так однозначно

При типировании поведения важно понимать, что речь идет о внутренней мотивации, то есть она исходит не от внешних стимулов, а от личной потребности. На той работе, где он может всласть ее удовлетворить, человек раскрывает свой потенциал по максимуму и достигает больших успехов, так как его мотивирует сам вид деятельности, а не только руководитель.

Конечно, мы помним про то, что чистых типов не бывает, даже среди прекрасной половины населения. Поэтому где, кем и с кем бы вы не работали (особенно на руководящих позициях), важно помнить свой тип поведения и понимать тип поведения окружающих, а на гендер обращать внимание вне рабочего контекста. И, конечно же, в честь 8 марта дарить комплименты женщинам!

Подводя итог, хочу сказать, что женщины в IT — такие же женщины, как в любой другой профессии. В общем-то, любые специалисты — существа бесполые, а еще не имеют расы, национальности и религиозной принадлежности. Каждый может иметь возможность быть тем, кем ему хочется. Лучи добра читателям!

Спасибо, что были с нами! Напоминаем, что двери онлайн-школы ProductStar открыты для всех. Настало время весенних скидок, и у нас вы можете пройти курсы по всем IT-направлениям: программированию (Python, Java), менеджменту (Product Manager, Middle & Senior Product) и аналитике (Аналитик, Data Scientist).

А еще мы запустили интерактивную игру «Lead Game», которая позволит прокачать лидерские навыки на реальных кейсах. Хотите занять руководящую должность или уже занимаете? Пришло время оценить ваши soft skills.

66
5 комментариев

господи, какая ГАЛИМАЯ РЕКЛАМА.

1
Ответить

Статья: существует с рекламной интеграцией
Человек: не видит статью, но видит рекламу
Как же вы, несчастный, по дорогам с баннерами проезжаете и в интернетах сидите.
Бтв, лично для себя впервые разглядел вот эти приколы с мотивацией по разному типу. Если понять, к какому типу относится твой оппонент в любом из взаимодействий - всегда можно его переиграть.
Не совсем раскрыта тема женщин в айти, но это, спойлер, потому что айти одна из самых продвинутых профессий и там никто не смотрит тебе в ширинку/под юбку, а оценивает тебя по набору качеств и навыков твоих мозгов. Как бы немножко кликбейт, но не жалко, потому что в самой статье были полезные штуки.

2
Ответить

Прикольно, когда личные ощущения сходятся с исследованиями и цифрами :)

Везде есть своя специфика, для некоторых направлений задач девушки подходят лучше, а где-то мужчины. Но некое превалирование стереотипов в пользу мужчин с нами еще будет жить, и действительно в ИТ это не так распространено.

Но что важней — такие вопросы бы всем позадавать. Самоопределения не хватает всем, без привязки к гендеру))

1
Ответить