Как эксперту в любой нише «распаковать» свою экспертность и определить формат работы?

Эта статья будет полезна как новичкам в образовательном и консалтинговом бизнесе, так и всем тем, кто хочет предоставлять услуги на основе собственной экспертности.

Раньше, когда образовательный бизнес только пришел в Россию, эксперт сегодня мог быть гуру дисциплины, завтра мог учить людей похудению, а через неделю — запускать тренинги по бизнесу.

Сейчас такой подход не работает. Клиент четко должен понимать, в какой сфере вы являетесь экспертом.

Возникает вопрос — кто такой эксперт? Тот, кто 5 лет занимается одним делом? Кто умеет на этом зарабатывать?

Я определяю так: эксперт — это человек, который что-то знает, в чем-то разбирается. У него есть опыт в каком-то деле, есть ощутимые результаты и понимание того, как эти результаты были достигнуты. И, что самое главное, он может передать это понимание людям и помочь им достичь таких же результатов.

Экспертность не может быть в голове. Если за ваши знания или услуги никто не хочет платить, вряд ли на основе этой экспертности можно построить вменяемый прибыльный бизнес. В этом случае вы рискуете стать «Неуловимым Джо», который неуловим, потому что он никому не нужен.

Резюмируем: экспертность подразумевает под собой помощь определенным людям, которые готовы платить за это деньги.

Если у вас есть ценные знания, но вы не можете ими поделиться — это тоже не экспертность. Это лишь значит, что эти знания лежат мертвым грузом и бесполезны для других людей.

К тому же, если вы будете всего лишь хранителем знаний, вы не сможете конкурировать с Гуглом и Яндексом, где полно информации, к тому же, бесплатной.

Далее я дам список вопросов, который поможет сделать распаковку вашей экспертности.

Вспомните, в какой теме к вам постоянно обращаются за советом? О чем регулярно просят помощи?

Напишите, что это за сферы. А чтобы вам было легче, пройдитесь по этому списку, указав свои компетенции, опыт и знания в них:

  • Работа (бухгалтер, психолог, экономист и т.д.);
  • Образование (психология, биология, менеджмент и так далее);
  • Отношения (личные, семейные, знакомства и т.д.);
  • Здоровье (спорт, йога, похудение и т.п.);
  • Увлечения (рукоделие, вязание, рисование и т.п.);
  • Интеллект (генерирование идей, разработка проектов и т. д.);
  • Бизнес (маркетинг, продажи, финансы и т. п.).

Укажите, сколько лет вы потратили на развитие каждой сферы и какие вопросы в этой теме уже помогали решить другим людям.

Если у вас есть компетенции в других сферах, то выпишите, в чем еще вы можете назвать себя экспертом.

Следующий шаг распаковки экспертности — определить свою роль в бизнесе.

Дело в том, что вы можете преподносить одну и ту же идею 6-ю разными способами. В момент распаковки идеи у вас есть три варианта взаимодействия (модальности) с аудиторией:

  • Вы можете говорить;
  • Вы можете показывать;
  • Вы можете спрашивать.

И, в зависимости от комбинации модальностей, ваша экспертность может быть выражена по-разному.

Например:

1. Автор — больше говорит и показывает как он получил результат, и почти ничего не спрашивает у аудитории;

2. Ментор — говорит и показывает результат, и что-то спрашивает. Модальность характерна для группового коучинга;

3. Коуч — показывает, как получить результат и спрашивает (просит) клиента повторить результат, меньше говорит. Характерно для коучинга «один на один»;

4. Тренер — говорит, показывает и спрашивает о результате. Как групповая, так ииндивидуальная работа;

5. Спикер — говорит о результате и показывает, но не спрашивает. Формат лекций и мастер-классов.

Так, когда вы поняли, в чем именно состоит ваша экспертность и определились с более близким вам форматом работы, необходимо пройти следующие этапы — написать оффер и «большое обещание» услуги, разработать программу, упаковать ее и настроить трафик.

Но эти этапы — темы для отдельных статей.

Личное фото<br />
Личное фото
88
1 комментарий

Прочитал заголовок, почувствовал себя архивом, который надо разархивировать))

Ответить