Корпоративный хакатон: как попробовать и подсесть

Хакатон в нашей компании — ожидаемое событие. В каждом участвуют до 70 человек (две трети разработки). А команда организаторов заматерела настолько, что готова провести даже детский утренник.

Так было не всегда. Расскажу, кто мы, как проводим наше мероприятие и к каким решениям пришли после семи хакатонов.

Наша компания — биржа грузоперевозок Ati.su. Мы известны практически каждому, кто занимается коммерческими грузоперевозками. Большая часть компании — отдел разработки, наш генеральный тоже из программистов, у руководства же и возникла когда-то идея попробовать провести хакатон.

Предполагалось, что это хороший способ развлечься и разбить монотонный ритм спринтов.

Поначалу польза от мероприятия была неочевидна, участвовало в нем около 20 человек.

Прошла пара лет, и незаметно оказалось, что некоторые проекты с хакатонов вышли в онлайн и радуют пользователей. А некоторые упрощают жизнь внутри компании.

Например, именно на хакатонах впервые обкатывали идею приложения «АТИ-Водитель», доказывали возможность перерождения площадки по продаже грузовиков «Трак-маркет» и боролись со сложностью для будущего сервиса составления маршрута с цепочками загрузок (задача коммивояжёра).

Профит от хакатонов получает не только бизнес. Наши участники прокачивают свои навыки в презентации и представлении проектов, а ещё пробуют себя в новых ролях. Уже не удивляет превращение из тестировщика в программиста после смелого дебюта на хакатоне. Ожидаем превращений в специалистов по UX и тимлидов.

Всё это результаты хакатонов последних лет, а когда-то нам казалось, что достаточно написать в Slack: «Хэй, у нас есть двое суток для кутежа, го хакатонить?»

Концепция

К сожалению, процесс подготовки мероприятия не настолько прост, он занимает несколько месяцев. Собираемся каждую неделю в одно и то же время. Сначала просто выбираем ответственных за мерч, жюри, связь с руководством, еду, призы и прочее.

Потом определяем вектор или концепцию. Один из принципов организации хорошего события — нужно вырвать участника из рутины и поместить его в сказку. В сказке есть свои правила, и можно забыть о повседневных проблемах.

Добиться такого эффекта непросто. Пока у нас есть только один хороший совет, проверенный неоднократно: лучше всего помогает классный дизайнер-доброволец. Думаем вместе над концепцией и её воплощением. Иногда это может занимать несколько недель.

Некоторые способы воплощения концепции вроде декорации помещений или костюмов могут быть слишком дороги и сложны. Тут мы стараемся верно оценивать свои силы. Например, развесить распечатанные работы Бэнкси для хакатона в стиле Underground было совсем несложно. А от идеи сделать настоящее граффити пришлось отказаться.

Хорошо транслируют настроение плакаты и другие печатные материалы. Плакаты после хакатона обычно разбирают на сувениры. Неплохо работали листовки и тейбл-тенты, которые мы расставляли по нашей столовой: обедаешь и читаешь про хакатон.

После проработки концепции и разработки дизайна думаем, как сделать новое мероприятие круче и динамичнее. Обсуждаем, по каким критериям в этот раз будут определяться победители, как увеличить количество участников, кто будет в жюри. Членов жюри лучше опросить сильно заранее, смогут ли они участвовать в мероприятии.

Мерч

Остаётся уже не так много времени до начала. Пора решать две задачи параллельно: увеличивать явку и вовлечение и заранее заказывать мерч. Чтобы его заказать, нужно знать количество участников и размеры их футболок.

Корпоративный хакатон: как попробовать и подсесть

Вопрос количества участников решается информационной накачкой. Будь как контекстная реклама — везде. Не давай шанс будущему победителю не узнать, когда и во сколько случится хакатон.

Нам хочется масштаба, и лучше переборщить. Самый действенный способ — поделить все команды разработки на части по количеству организаторов. И каждому обойти лично свою часть, зайти в каждый кабинет, всем лично рассказать про хакатон.

Вопросы всегда одинаковы, снова и снова поясняем: да, нужны не только программисты. Да, никакой работы по задачам в эти дни никто не ждёт. Теоретически все знают, что весь пятый спринт традиционно отдан под техдолг и мероприятия. На практике всё это нужно озвучивать каждый раз заново.

Пока мы не нашли ничего настолько же радующего, как футболки. Футболки наши достаются только участнику или волонтёру. Их ценят и носят потом годами. Поэтому экономить на таких футболках – последнее дело.

Обязательно заказываем шелкографию, на хорошей плотной основе. С нашими объёмами такая футболка в зависимости от принта стоит от 700 до 1000 рублей. Перед заказом всей партии обязательно нужно сделать пробник и оценить его вместе с автором дизайна на предмет цвета, размера и расположения картинки. Обычно добавляем к заказу около 10% про запас, и ещё ни разу не оставалось лишних.

Главный наш фейл за это время — поставщик, который привёз запоротую партию футболок с опозданием, прямо во время хакатона. Пришлось подключать юристов и перезаказывать в другом месте. Думаю, в такой ситуации правильным решением было описать участникам всю ситуацию без прикрас. С печалью, конечно, но все дождались обещанных футболок.

Перед стартом

Когда участников уже разогревают регулярные напоминания в Slack, почтовые рассылки и личные беседы, нужно дать им возможность выпустить пар идей. Для разогрева хорошо бы вбросить свои идеи проектов, и чем безумнее они будут, тем лучше.

Иногда вокруг идей начинают собираться команды, иногда команда ищет себе идею. Наша же задача в этот момент — помочь стесняшкам.

Для этого мы пытаемся отслеживать, какие команды формируются, какие идеи рассматриваются и кто остаётся за бортом. Тут здорово помогает сайт хакатона, если мы находим в себе силы его поддерживать.

Мы всё ещё дрейфуем от «оживить сайт» до «Google-форм и Slack вполне достаточно». Одно скажу по опыту: если делаете сайт, не гонитесь за стилевым переоформлением под каждый хакатон. Это отъедает слишком много времени.

Рано или поздно подготовка заканчивается, и время запускать долгожданное событие. Готовим микрофон, звук, собираем всех. Обязательно нужно вслух рассказать про правила и что, как, когда будет происходить. Про еду, питьё, мерч, жюри.

Традиционно предлагаем разместиться на пару дней всем вместе в самом большом зале.

Для меня самого остаться на рабочем месте значит упустить настроение и атмосферу. Но люди разные, многие ценят именно спокойствие и тишину своих кабинетов, а не драйв и шум толпы.

Поехали

Дан старт, начинается жогово.

Сейчас наш выбор — хакатон на 48 часов. Доводилось нам делать и четырёхдневные варианты. Такие хакатоны выжимали из участников и организаторов все соки, раздражая людей семейных. Кое-кто до сих пор вспоминает их с ностальгией, но всё же это перебор.

По нашему опыту, лучше всего начать после обеда в среду и закончить примерно в это же время в пятницу. Так у всех будет возможность обмыть призы, обсудить мероприятие и отдохнуть на выходных.

В эти два дня участников неплохо бы кормить, поить и иногда напоминать немножко отдыхать :)

Проблема с едой у нас не особо актуальна, так как на месте всех кормят корпоративными обедами. С перекусами и едой по вечерам пробовали разные варианты.

Мы прошли от утомившей всех пиццы к пирогам, задержались на пирожках и калитках и в итоге добрались к обычным бутербродам. Сыр, колбаса, огурцы, помидоры, белый хлеб и несколько заранее завербованных волонтёров способны скрасить вечер целой ораве хакатонщиков.

Корпоративный хакатон: как попробовать и подсесть

С питьём в офисе ещё проще: традиционные кофе и чай есть в любых количествах, остаётся докупить соков-морсов.

Отдельно упомяну энергетики. Кто-то любит представлять себя неутомимым и давит для этого банку за банкой, входя в нужное настроение. А другие будут строчить вам гневные анонимки про яд и ужас. Выбирайте сторону или балансируйте, как мы. Если энергетики таки будут, подумайте, когда их выкатывать. Не верьте в рациональность и здравый смысл. Если поставить ящик утром, уже к обеду его не будет.

В эти двое суток можно качественно похулиганить, добавить огонька в настроение. Наснимать фоток кутежа. Озадачить участников неловким и смешным видео, слепленным на коленке. Пошататься по офису в пиратских треуголках. Сделать интервью с участниками. Выпустить стенгазету а-ля 70-е. Додумайте сами пункты, которые традиционно возмущают ЗОЖников.

Всё это, кстати, отличный способ поучаствовать для тех, кто не хочет кодить.

Готовим закрытие

Наступает день закрытия. Каждый организатор сосредоточен до предела. Я обычно ношусь по коридорам на самокате, разыскивая нужных людей и технику. Именно в эти моменты в попытке ничего не профукать появились наши чеклисты. Теперь они неимоверно экономят нам сгорающие нервы.

Корпоративный хакатон: как попробовать и подсесть

Несколько часов уходит на подготовку помещения. Раздвигаем стены переговорок, техника, звук, свет, проектор, сеть. Техники нужно много: показать, что сделано, рассказать и записать для истории.

Важно, чтобы проектор спокойно переживал три часа непрерывной работы и давал чёткую картинку для презентаций. Пригодится ноутбук для презентаций, хотя многие, скорее всего, предпочтут делать демо на своих ноутах и придётся быстро менять источник для проектора и перетыкать кликер.

Неплохо бы озаботиться переходниками для последних маков, которые не очень любят старомодный HDMI и Ethernet.

Нередко используется схема «один выступающий с ноутбуком гоняет демо, второй выступает с микрофоном». Нужен приличный звук. Мы пришли к варианту: беспроводная гарнитура ведущему, беспроводной микрофон участнику, всё заведено через пульт в акустику. Слышимость по залу отличная, хотя в первые разы кому-то приходилось привыкать говорить в микрофон.

Выделяем заранее камеры (телефоны) и штативы для записи и трансляции. Записанные, нарезанные и качественно подписанные видео — готовый годный архив реализованных идей, который обязательно пригодится в будущем. Отдельно стоит пометить видео выигравших проектов: место, номинация.

Технику включили, настроили, провели тестовые прогоны. Остались люди. Дюжину раз убеждаешься, что все в курсе места и времени завершения. Жюри готово и придёт, никто не опоздает, будет трансляция и группа медведей с балалайками.

Кстати, про жюри. Кто какие номинации будет оценивать? Логично же: технические специалисты — инновационность и техническую сложность. Бизнес — перспективность с точки зрения выручки. Зрители — внутреннюю пользу.

Логично-то логично, но доводилось нам и свалить всё в кучу, получается не очень. Обычно стараемся уйти от распределения по местам в сторону номинаций, хотя жюри обычно предпочитает ранжировать проекты по местам.

Существует некоторый конфликт. Обычно во время представления наград есть какой-то крутейший проект, под который хочется придумать номинацию прямо тут. Но некоторые из участников предпочитают готовить проекты под номинации, чтобы увеличить шансы на победу. Нет универсального статичного рецепта, мы комбинируем подходы и смотрим на обратную связь.

Представление проектов

Вот наконец-то назначенная минута, даём объявление по громкой связи, и все собираются вместе.

Корпоративный хакатон: как попробовать и подсесть

Обычно у нас около двух десятков проектов, каждому — около семи-восьми минут на выступление.

Думаем заранее над порядком выступления: кто насколько качественно выступает и у кого самые интересные проекты? Распределяем таких людей по времени, чтобы поддержать динамику шоу. Опрашиваем самих выступающих, всегда бывают пожелания по порядку выступления, которые надо учитывать.

Выступления заканчиваются, и каждый раз я искренне поражаюсь, насколько же крутые штуки мои коллеги создают за такой короткий срок. Общее настроение, эмоции, подъём, праздник — уже понятно, что хакатон получился.

Жюри совещается, оглашение победителей, аплодисменты, вручаем призы. Призы — один из сложных вопросов. Не уверен, что наши решения лучшие, мы всё ещё в поиске. Универсального рецепта нет, всё упирается в бюджет от финансирующей стороны и ожидания участников.

Мне кажется не лучшей идея начинать сразу с денежных или дорогих призов. В любом случае несколько хакатонов нужны участникам, чтобы набить руку и научиться за короткое время делать классные проекты.

Если вы начали с путёвок в Тайланд, уже вряд ли удастся перейти к сертификатам в книжный магазин, так? Кстати, именно к подарочным сертификатам стоит относиться осторожно, ведь даже сходить командой в ресторан не все в итоге смогут.

С нашей точки зрения, деньги в качестве приза меняют восприятие хакатона. Из мероприятия фанового он тут же становится соревнованием. Из развлечения, когда все делают, что нравится, акцент смещается в проекты для бизнеса.

Ничего плохого в этом нет, но важно понимать разницу между двумя подходами. И если уж делать денежные призы, то такие, чтобы они были способны поджечь и мотивировать среднего программиста.

Идея сделать кубки для победителей возникает почти каждый хакатон, но большая часть организаторов не верит в их ценность.

И самое главное о призах. Никогда, ни в коем случае не связывайтесь с дурацкими летающими рыбами. Просто поверьте на слово.

После хакатона

После того, как призы вручены, пружина внутри разжимается, и я растекаюсь в кресле, как кисель :)

Корпоративный хакатон: как попробовать и подсесть

Всё, от организатора в этот момент уже никто ничего не ожидает.

Однако хакатон закончен только для участников. Нам же, пока свежи впечатления, обязательно нужно разослать анкеты для обратной связи. И будем нудеть и надоедать всем, пока их не заполнит хотя бы две трети участников. Аналогично нужно вытащить обратную связь из жюри и руководства: ходим с блокнотами и спрашиваем о впечатлениях.

После этого устраиваем собрание организаторов и работу над ошибками.

Каждый отзыв, особенно текстовый — внимательно изучается.

Мы и сами полны впечатлений.

Составляем краткую выжимку: где ошиблись, что хорошо, что нужно поменять?

Вот теперь всё: прикидываем дату следующего хакатона.

Между хакатонами должно пройти какое-то время. Всем нужно отдохнуть, зарядиться, придумать свежих идей.

У нас в компании натуральный ритм — пять двухнедельных спринтов, четыре обычных и пятый — для сброса пара, планирования и избавления от рутины. Самое время и для хакатона.

Но, судя по обратной связи, раз в десять недель — слишком часто. Поэтому теперь наш хакатон чередуется с другими мероприятиями (мастер-классами, CTF и прочей веселухой).

Планы на будущее

Аппетит приходит во время еды, и у нас, разумеется, планы всё растут. Очень хочется попробовать аренду помещений, чтобы избавиться от фонового ощущения «мы на работе». Хочется сильнее гнуть формат и посмотреть, что получится.

(Например, почему бы не попробовать в пяток команд сделать одну идею и посмотреть, у кого лучше получится?)

Обязательно попробуем разнообразить информационную поддержку, будем снимать огненные видео, выпуски новостей, делать газету и прочими способами подливать масла в огонь.

Всё время где-то незримо витает идея открыть хакатон для внешних участников, и рано или поздно мы к ней придем.

И напоследок — наш чеклист

С минимальными правками (подрезал нецензурщину и специфику).

Чеклист – штука динамичная, перед следующим хакатоном в нём появятся новые пункты, а какие-то, наоборот, уйдут. Но основа каждый раз очень похожа.

День закрытия

  • Призы упакованы.
  • Есть ноутбук для презентаций.
  • Проектор и ноутбук работают вместе.
  • Кликер проверен дважды.
  • Есть ноутбук для трансляции.
  • Камера и микрофон подключены к ноутбуку для трансляции.
  • Вся аккумуляторная ерунда запитана от сети и не вырубится посреди мероприятия.
  • Пробная трансляция и запись произведены.
  • Оба ключевых ноутбука включены в сеть проводом, а не Wi-Fi.
  • Есть переходники для маководов.
  • Подготовлено сидячее место для презентаций.
  • Подготовлено стоячее место для презентаций (отметка на полу).
  • Есть список порядка выступления.
  • Список порядка выступления опубликован в чате и доведён до всех выступающих.
  • Есть вода, ручки, бумага, печатные материалы для жюри.
  • Есть таблички «три минуты, одна минута».
  • Поставлены столы для жюри и стулья для слушателей.
  • Ноутбук для презентации отработал полчаса с видео на проектор без проблем.
  • Жюри напомнили об участии.
  • Все в курсе, когда начало презентаций.
  • Два микрофона заведены через пульт на звук и проверены.
  • Есть запасные батарейки для микрофонов и кликера.
  • Выбран страдалец для голосований в чате (и голосование только знаком +).
  • Админы предупреждены и наготове, сеть и Wi-Fi проверены.
  • Если голосование на приз зрительских симпатий с конфетами ещё не выпилено, то готовы тарелки, конфеты и таблички с названиями проектов.
  • В переговорке заранее включены кондиционеры-вентиляция.
  • Ведущий в курсе какие проекты как объявлять и не будет спойлерить.
  • Выбрано и отмечено место в списке для перерыва.

За день до закрытия

  • Есть HDMI, провода и переходники, чтобы воткнуть ноуты в сеть.

  • У микрофонов и кликера всё ОК с батарейками и есть запасные.
  • Понятно, откуда возьмутся два ноутбука для трансляции и презентаций.
  • Подготовлен черновой список выступающих.
  • Выбран ведущий.
  • Понятно, как упаковывать призы.
  • Футболки розданы всем страждущим.
  • Есть бутерброды и энергетики.
  • Куплены конфеты для голосований на приз зрительских симпатий.
  • Призы спрятаны в надёжном месте.

День открытия

  • Утром все оповещены о времени начала хакатона.
  • На открытии всем рассказано о принципах выбора победителя.
  • Утром проверен микрофон.
  • Переговорка подготовлена к куче народа.
  • Все участники пристроены в команды (в идеальном мире).
  • Призы куплены.
  • Всем членам жюри ещё раз напомнили об участии.
  • Найдены рискованные проекты и приняты какие-то меры.
  • Готово расписание еды (согласовано с ответственным за это).
  • Подача еды оглашается заранее в чате.
  • Энергетики и закусь ждут своего часа в отдельном закрытом холодильнике.

Пятница перед хакатоном

  • Проведена презентация идей представителями других отделов.
  • Проведён опен-майк с организаторами.
  • По всем каналам всех попинали-напомнили ещё раз.

Неделя до хакатона

  • Сайт запущен.
  • Плакаты готовы и развешены.
  • Футболки готовы.
  • Призы минимум выбраны, а лучше ещё и куплены.
  • Решены все вопросы с номинациями и критериями.
  • Известно, кто будет в жюри.
  • Всех членов жюри предупредили об участии.
  • Ушло оповещение в чат о грядущем хакатоне.
  • Email-рассылка с новостью о хакатоне и сборе идей.

Две недели до хакатона

  • Плакаты заказаны.
  • Ответственный за еду выбран и предупреждён.
  • Финансы, маркетинг, редакция, техподдержка, руководство и другие оповещены о хакатоне и о сборе идей.

Три недели до хакатона

  • Сайт завершён.
  • Футболки заказаны.
  • Есть макеты печатных материалов.
  • Определено будет ли декор помещения.

Четыре недели до хакатона

  • Готовы пробники футболок.
  • Выбран тип призов и определились с бюджетом на призы.
  • Есть ответственный за призы.
  • Определились с разновидностью призовых мест и, при наличии, номинаций.

Пять недель до хакатона

  • Заказаны пробники футболок.
  • Есть ответственный за футболки.
  • Готов дизайн сайта.
  • Есть ответственный за вёрстку сайта.

Шесть недель до хакатона

  • Готовы макеты футболок.

Десять недель до хакатона

  • Есть дизайнер.
  • Определились с концепцией.
  • Начат дизайн футболок, сайта и печатки.
1111
4 комментария

Как на самом деле все происходит читайте в ближайшее время на сайте долбанного it.

4
Ответить

Хочется добавить в конце статьи "и жили они счастлива и умерли в один день."

Ответить

Евгений, минусить коментящих вашу статью и тем самым хоть как то добавляющих ей просмотров - моветон. Еще раз и помножу на ноль))

1
Ответить

Бросьте вы. Господин кучерук - известный молодой и горячий имитатор бурной деятельности. Кому надо тот знает, а мы на самом деле подождем выхода статьи на е*аном.

Ответить