5 лайфхаков для проведения интервью с пользователями

Проведение интервью может стать отдельной болью у большинства продактов

  • респондент отвечает односложно
  • не хочет думать и говорить детали
  • отвечает не про то или слишком долго
  • или вовсе врёт!

Бесит, не правда ли? Меня тоже, поэтому я уже очень давно применяю свои знания в переговорах для улучшения кастдевов и собрала для вас самые важные 5 техник, которые позволят значительно улучшить опыт проведения интервью. Даже 3 года назад делала на эту тему воркшоп на Product Camp'е😊

Не забываем подписываться на мой канал про продукты и коммуникации "Нормально делай, нормально будет"

Прежде чем мы начнём...

Эта подборка — для уже распробовавших ценность интервьюирования пользователей. Лайфхаки будут касаться навыка настройки на одну волну с собеседником и умения слушать — ключевые скиллы для проведения успешного интервью.

Тем же, кто только начинает путь в кастдевах, рекомендую сначала ознакомиться с классикой "Спроси маму" Роба Фитцпатрика, а после — попробовать “выйти в поля” и самостоятельно прочувствовать всю сложность и ценность качественного интервью

5 лайфхаков для проведения интервью с пользователями

С чем борятся эти 5 лайфхаков

Если вы часто проводите интервью, наверняка сталкивались с таким сложным поведением респондентов

  • Отвечает односложно
  • Не хочет думать/отвечать, дает мало деталей
  • Отвечает не про то или долго
  • Не готов делиться, эмоционально закрыт
  • Врет!

Лайфхак #1 Разоблачение вопроса “Почему”

Когда мы слышим слово “почему”, первая реакция – защита.

Потому что выученно мы слышали этот вопрос почти всегда в стрессовой или конфликтной ситуации

От нас ждут оправданий: "Почему не сделал уроки?", "Почему двойка?", "Почему сменку забыл?"

5 лайфхаков для проведения интервью с пользователями

С нами не согласны, будут переубеждать, спорить: "Почему вы считаете, что это сработает?"

Результат: закрывается, отвечает односложно и даже врет, чтобы оправдаться.

Как исправить: заменяем на "что вас побудило/удержало?", "чем было вызвано?", "какая ваша мотивация?"

Лайфхак #2 Называем эмоции

Часто человек в напряжении на интервью: непривычная обстановка, странные вопросы о том, о чем он обычно не думает. Поэтому он закрывается, дает мало деталей, отвечает односложно.

5 лайфхаков для проведения интервью с пользователями

Как исправить?

  1. Называем эмоцию: "Вас раздражает …
  2. Называем условия: "..., когда не видите в приложении информации об Х ..."
  3. Предполагаем причину: "..., потому что Y"

Почему это работает?

Внутренне: человек обращает внимание на своё состояние, задумывается о причине

Внешне: человек видит, что вы его слушаете, видит, что принимаете без оценки или осуждения

Вы можете не угадать эмоцию/причину, но то, что вы попробуете, покажет человеку, что вы его слышите, и поможет наладить контакт. Человек раскроется и будет говорить больше.

Лайфхак #3 Делаем аудит негатива

Часто человек неосознанно раздражается на ваше поведение. Это можно исправить, проговорив проблему вслух.

Как сделать?

  1. Конструируем обвинение: "Возможно, эти вопросы уже становятся навязчивыми ..."
  2. Говорим и делаем паузу, ждем реакции
  3. Формулируем новое обвинение: "Или, может, вам кажется что я цепляюсь к мелочам ...."
  4. Вы поймёте, когда попали в цель – по смущенному выражению лица или смеху

Лайфхак #4 Эхо

Иногда человек говорит слишком много или не о том, и вы не знаете как перебить, чтобы не ухудшить контакт.

Если будете говорить последние слова человека когда перебиваете, ему будет казаться, что диалог идет очень хорошо, и его не перебивают вообще.

Как использовать?

Повторяем последние слова собеседника вопросительным или утвердительным тоном. Зачем? Чтобы они раскрыли их суть. Так вы незаметно встраиваетесь в речь собеседника, не прерывая её.

- Поиск в приложении устроен ужасно. Поэтому я не видел этой информации

- Ужасно?

- Да, нет фильтров и подсказок...

Лайфхак #5 Право на отказ и на границу

Из-за нашего восприятия люди могут ощущать необходимость вам ответить, даже если не хотят. Если же оставить им возможность ответить отказом, вы можете добиться больше откровенности

5 лайфхаков для проведения интервью с пользователями

Как применять?

Если я могу задать следующий вопрос …
Есть вопрос про …, если вам комфортно на него ответить, или можем пропустить

Бонус! Правильно задаём вопросы

  1. Правило 80/20: 80 процентов слушаем, 20% говорим
  2. Задаём 1 вопрос за раз. В противном случае собеседник может ответить только на последний, и вам обоим покажется, что он на всё ответил
  3. Делаем паузу после вопросов. Надо же давать респонденту говорить хоть когда-то

Скачать эту статью как пдфку можете в моём телеграм канале, в этом посте.

Подписывайтесь и ставьте лайки этой статье! Чем больше активности я здесь вижу - тем больше и чаще буду выкладывать материал🥰

Начать дискуссию