{"id":8721,"title":"\u0427\u0442\u043e \u043f\u043e\u043b\u0435\u0437\u043d\u043e\u0433\u043e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0441\u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c \u0438\u0437 \u0440\u044b\u0431\u044c\u0435\u0439 \u0447\u0435\u0448\u0443\u0438","url":"\/redirect?component=advertising&id=8721&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/316632-odezhda-kotoraya-rastet-vmeste-s-rebenkom-biotoplivo-i-krossovki-iz-chaynogo-griba&placeBit=1&hash=3f7bfd5e764a97a666a0f91fc9e9278a2147bac49abdacebb6449b781d4d5ca0","isPaidAndBannersEnabled":false}
Карьера
DataArt

Подготовка к конференции: как привести себя в форму

Обычно, готовя презентацию, скажем, о новом фреймворке, мы не рассчитываем резко изменить мир или хотя бы сорвать овации.

Елена Шибаева, HR Marketing Specialist, DataArt, Вроцлав

Наша задача — научить слушателей чему-то новому и объяснить, как им использовать это новое в своих проектах. При этом все книги о публичных выступлениях твердят: каждая твоя речь должна вдохновлять, а то и совершать революцию в умах людей. Но с потребностями IT-индустрии, где публичные выступления становятся частью повседневной жизни, а количество конференций растет в геометрической прогрессии, такие призывы имеют мало общего.

В этой статье мы постараемся показать, зачем, как и где шлифовать свои выступления. Ведь даже с сугубо техническим докладом можно надежно удерживать внимание аудитории.

Нет ни плохих тем, ни плохих ораторов — это я точно поняла за четыре года работы в IT-компаниях, где помогаю программистам готовиться к публичным выступлениям. При достаточном техническом багаже хорошо выступать чаще всего мешает недостаточная подготовка — люди просто не понимают, зачем нужно прогоны докладов от начала и до конца. Дополнительной помехой становится отсутствие времени или места для таких прогонов.

Зачем нужна подготовка

Давайте разберемся, зачем вообще тренировать навыки публичных выступлений. Большинству IT-специалистов кажется, что ежедневных стендапов и демо проектов вполне достаточно, чтобы стать хорошим оратором. Но это не так, поскольку срабатывает не со всеми. Но главное, мой опыт говорит, что к каждой речи нужно готовиться по-разному.

Те, кто отказывается от тренировочного прогона выступления, чаще всего называли мне следующие аргумента в пользу такого решения:

1. Я эксперт. Я глубоко погружен в тему, и мне не нужно прогонять доклад от «а» до «я».

2. Я мог бы сделать это на работе, попросив коллег выступить в роли фокус-группы, но я стесняюсь. Вдруг они будут слишком строги в оценках.

3. Я боюсь убедиться, что доклад провальный (ремарка: в большинстве случаев это не так!).

4. У меня нет аудитории, которая могла бы послушать выступление и дать конструктивный фидбек.

Но давайте вернемся на шаг назад и посмотрим на самую первую проблему, возникающую при подготовке доклада — проблему выбора темы. Размышляя о технологии или направлении, с которыми работаешь много лет, часто ловишь себя на мысли, что рассказать о ней нечто по-настоящему новое и интересное практически невозможно. Но здесь главное помнить — то, что очевидно для вас, очень часто представляется другим людям китайской грамотой. Значит, рассказать, скорее всего, есть о чем. Однако, преодолев этот барьер, мы сталкиваемся с новым препятствием.

Им становится распространенное заблуждение: если я скомпоновал слайды для презентации или даже могу программировать во время речи, т. е. удивить всех live coding, я готов к выступлению. Но способность передавать знания не то же самое, что умение писать красивый код. А любой доклад как раз требует готовности объяснить сложное простыми словами и научить слушателей чему-то новому.

Иногда мы забываем, кто наша аудитория. Или просто не знаем наверняка, кто именно придет нас послушать: опытные специалисты или новички. Предполагается, что публика на большинстве IT-конференций состоит из специалистов уровня Middle и выше.Но и они, как правило, имеют разный уровень знаний, а главное — разные ожидания. Проверка выступления перед фокус-группой помогает увидеть, на кого именно оно направлено Во время dry run можно пройтись по нескольким сценариям доклада и отметить разветвления, где его развитие можно скорректировать в зависимости от аудитории. Кроме того, прогон помогает выявить логические нестыковки в порядке слайдов или рваные переходы между разделами презентации. В такие ловушки попадают и очень опытные спикеры.

Один из важнейших аргументов в пользу обязательной репетиции — привыкание к теме. Чем лучше вы знаете тему и порядок слайдов, тем органичнее будете смотреться на сцене. Джереми Донован в своей книге «Выступление в стиле TED. Секреты лучших в мире вдохновляющих презентаций» пишет, что для полной готовности нужно провести три прогона. Много это или мало? Вопрос риторический.

Где тренироваться докладчикам

Прежде всего, постарайтесь запомнить, что практика перед выступлением нужна именно вам, и каждый прогон вы делаете не для кого-то постороннего, а для себя. Это действительно похоже на занятия в тренажерном зале, а мы постараемся разобраться, какие тренажеры можно использовать для развития ораторского мастерства даже при ограниченных ресурсах.

Для начала необходимо позаботиться об основной части выступления: названии и описании презентации, ее содержательной и визуальной частях. Только после этого можно переходить к дальнейшим действиям, которые можно разделить на четыре категории:

  • тренировка выступлений внутри компании,
  • участие во внешних технических комьюнити,
  • участие в сообществах по развитию навыков публичных выступлений,
  • прогон докладов в одиночку.

Тренировка внутри компании

Проще всего организовать dry run внутри компании. На прогон стоит позвать коллег, которые разбираются в теме или заинтересованы в том, чтобы узнать о ней больше. Докладчик при этом может испытывать естественный страх — вдруг собственные коллеги посчитают доклад слабым. Но бояться не стоит: на прогоны приходят те, кому и правда интересно, настроены они обычно вполне доброжелательно, а обратная связь обещает быть совершенно адекватной.

Неплохо позвать кого-то со стороны бэкофиса, например HR/PR-специалиста (зависит от того как распределены обязанности внутри команды). В идеальном случае это будет коллега, который постоянно занимается поддержкой спикеров в компаниях. Именно нетехнические специалисты чаще обращают внимание на так называемые «мягкие» аспекты презентации: орфографию на слайдах, произношение (особенно если презентация на английском), смысловые акценты, движения по сцене и т. д. Такие ошибки, на первый взгляд, кажутся незначительными, но сильно мешают восприятию презентации.

Что делать, если в ближайшем окружении нет никого, кто разбирается в нужной технологии? Многие IT-компании развивают внутренние технические комьюнити, встречи которых могут проводится удаленно. Если сообщество распределенное, и встречи проводятся онлайн, они могут стать отличной площадкой для подготовки к вебинарам.

Преимущества: проверка презентации «на своих» дает конструктивный фидбек в наиболее безопасной среде. Возвращаться к предыдущим слайдам или заново начинать сложный фрагмент можно практически бесконечно.

Недостатки: если цель — перестать бояться незнакомой публики, внутренний прогон не самый удачный метод. Знакомая среда не вынуждает выходить из так называемой зоны комфорта.

Тренировка во внешних технических комьюнити

Если вы выносите доклад на обсуждение независимого технического сообщества, существующего вне вашей компании — то сталкиваетесь с незнакомой аудиторией, которая вас, кстати, тоже не знает. Тем не менее, такой подход позволяет проверить презентацию в менее стрессовых условиях по сравнению с крупными конференциями. Кроме того, у организаторов таких встреч часто есть собственные предварительные прогоны, по итогам которых они дают обратную связь по докладу. При этом сообщества часто заинтересованы в проведении воркшопов и могут стать отличной площадкой для обкатки презентаций в фокус-группах.

Преимущества: вопросы, которые появляются после доклада, могут послужить хорошим материалом для улучшения презентации. После таких встреч в презентации можно выявить слайды и элементы, которые нуждаются в более подробном объяснении.

Недостатки: не всегда удается получить обратную связь, на которую надеешься, или она может оказаться неэффективной. Докладчику стоит заранее подумать о форме, в которой он хотел бы получить фидбэк и, например, подготовить онлайн-форму для заполнения или раздать бланки опроса прямо на встрече. Включать в такие опросники лучше всего именно те вопросы, которые волнуют спикера больше всего.

Сообщества по развитию навыков публичных выступлений

Хороший пример — Toastmasters — сообщество, которое работает по всему миру. Найти представительство вблизи от вас можно на сайте. На встречах можно получить обратную связь и рекомендации по поводу слов-паразитов и заполняющих паузы звуков (такого знакомого эканья!), передвижения по сцене, жестикуляции, структуры презентации, модуляции голоса и других аспектов презентации. Отдельно внимание здесь обращают на использование слайдов и флипчартов, грамотность, разборчивость и скорость речи, контакт с аудиторией (в т. ч. интерактив). Каждый участник встречи Toastmasters отвечает за определенную часть, следит за конкретным аспектом доклада и дает оценку только по этому пункту. Так что обратная связь здесь получается обширной и очень точной.

Я неоднократно сталкивалась с тем, что организаторы международных конференций считают участие докладчика в Toastmasters (или другом подобном сообществе) своеобразной гарантией качества. Особенно часто об этом спрашивают при подаче заявок на темы soft skills.

Преимущества: широкий спектр рекомендаций — каждого докладчика как будто рассматривают под увеличительным стеклом. При этом участники таких сообществ видят своей миссией безопасный фидбэк, который поможет улучшить презентацию. Т. е. слишком резких отзывов здесь можно не бояться.

Недостатки: детальный фидбек может напугать, но стоит помнить, что это — результат очень тщательной оценки каждого аспекта выступления. Часто доклад оценивают люди, не разбирающиеся в описанных технологиях, поэтому по техническим аспектам презентации отзыва можно и не получить.

Самостоятельная практика

Практиковаться в одиночку можно двумя способами: перед зеркалом или камерой. Я рекомендую последнее, хотя мало кто любит смотреть на себя в записи, и большинство камеры все-таки избегает. Но при просмотре записанного видео важно помнить, что дело здесь не в оценке собственной внешности, тембра голоса или манеры разговора, относительно личных канонов. Задача такого подхода — проанализировать последовательность и логику следования частей доклада и слайдов, расставить смысловые акценты и скорректировать жестикуляцию, так чтобы она помогала донести смысл выступления. Старайтесь оценивать не себя, а только свой доклад!

Преимущества: не требуется помощь третьих лиц, значит, практиковаться можно сколько угодно.

Недостатки: можно попасть в ловушку самокритики или наоборот не заметить собственных ошибок. Перфекционистам такой метод может навредить, отбив всякое желание выступать, поэтому слишком увлекаться им не стоит.

Оптимальный комплекс упражнений

К сожалению, идеального решения не существует, и каждому придется подбирать собственную комбинацию упражнений и методов подготовки к выступлению. Я рекомендую комбинировать все перечисленные выше подходы — это даст вам больше информации для совершенствования своих умений.

Не забывайте, что ни один доклад не может в равной степени нравиться всем присутствующим. Реакция зависит от многих факторов: начиная с настроения и заканчивая профессиональным опытом и индивидуальными требованиями слушателей. Неоспоримо только одно — чем больше мы упражняемся, тем легче становится выступать.

0
3 комментария
Популярные
По порядку

Посоветуйте пожалуйста годную книгу по публичным выступлениям. Мне для подготовки к устному ответу на экзамене перед комиссией. 

0

Здравствуйте! Вот здесь есть очень неплохой список! https://www.redbull.com/kz-kk/10-books-for-presentation

1

Благодарю. Уже начал заниматься по Шахиджаняну Учимся говорить публично. 

1
Читать все 3 комментария
«Мегафон» заблокировал 36 тыс. ₽ на 2 недели по ФЗ № 115

Являюсь абонентом Мегафона второй десяток лет. Несколько лет назад завёл себе карту Мегафон-банка. Очень нравилось, и рекомендовал всем, так как:

Мвидео отказал в замене товара ненадлежащего качества. Битый телевизор

14.11.2021 доставка магазина Мвидео привезла мне домой телевизор LG. При приёме телевизора от доставщиков никаких недостатков не обнаружили ( или не заметили, потому что телевизор был весь запотевший). Включать для проверки тоже не стали из-за запотевания. В тот же вечер через несколько часов телевизор повесили и попытались включить, он не…

Чем отличается подход к бизнесу заказчиков с США и Европы от наших?

Всем привет, на связи маркетолог Даниил. Уже некоторое время работаю с иностранными заказчиками и в этой статье хотел бы поговорить об основных отличиях в подходах к бизнесу разных контингентов

На сайтах с эквайрингом от ПСБ появился Yandex Pay

Покупатели с аккаунтом «Яндекса» смогут оплачивать покупки, не вводя данные карты.

Эксперимент: оформляем банковские карты без бумажных документов

Оформление затянулось, но проект все равно продолжили развивать.

Лайфхак в подборе: как ATS-системы помогают экономить время и бюджет рекрутеров

Процесс рекрутинга существенно не отличается от компании к компании. Есть несколько типичных шагов, которые проходит рекрутер: размещение вакансии на джоб-бордах, поиск соискателей по базам, согласование кандидатов с заказчиками, собеседование, выдача и проверка тестового задания, проверка кандидата службой безопасности.

Сбербанк обновил раздел Анализ финансов и удалил все персонально настроенные категории и сценарии

Больше года, пользования разделом «Анализ финансов» в приложении Сбербанк Онлайн на iOS.

Это Элви Рэй Смит: он мечтал создать анимационный фильм на компьютере, соосновал Pixar, но ушёл из компании из-за Джобса Статьи редакции

Смит создал альфа-канал, который используется в Photoshop и других редакторах, работал в Xerox и LucasFilm и убеждал всех, что за компьютерной графикой будущее, однако всерьез его никто не воспринимал – кроме Стива Джобса.

Минэкономразвития РФ приняло предложения РСПП по совершенствованию рынка интеллектуальной собственности

На актуализации плана дорожной карты ТДК (трансформация делового климата) «Интеллектуальная собственность» в соответствии с пожеланиями бизнес-сообщества настоял первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов.

null