{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Критическое мышление — как оценивать, генерировать, аргументировать и находить высокие шансы и лучшие решения

• Как научиться распознавать недостоверную информацию?
• Как научиться видеть контекст и предвидеть последствия?
• Как использовать ранние признаки для значимых решений?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво разобраться в теме критического мышления

Кадр из фильма «Шерлок Холмс»

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — 29 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.

Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) И подпишитесь на ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.

После шестнадцати часов пути из Москвы в Геленджик я остановил машину в Пшаде. Нужно было купить продукты. Мы чудом успели в Магнит до закрытия, обошли его и сложили пакеты в переполненный багажник. Пока я держал вещи, жена вместо того, чтобы закрыть крышку, замерла, всматриваясь в темноту южной ночи.
— Там что-то странное. — сказала она.
— Закрывай. — прошипел я.

Она закрыла багажник, щелкнул замок, я подергал. Можно ехать.
— Надо посмотреть что там. — сказала жена голосом, с которым я обычно стараюсь не спорить.

Мы пошли смотреть. Точнее жена шла, а я плелся на полшага сзади, прокручивая в уме как буду разгружать вещи.
— Видишь? — сказала она.

Я поднял голову и действительно увидел странные тени. Как будто несколько человек, скрючившись пополам, держали вертикально вверх заломленные на дыбе руки.

Проезжавшие мимо машины, подскакивали на лежачем полицейском и беспорядочно подсвечивали дьявольскую сцену. Я решился подойти к воротам. Пахло свежей краской. Напрягая глаза и всматриваясь вглубь через кованные узоры, я пытался решить позвонить или нет.

Очередная машина на мгновение осветила ворота и прямо перед своим лицом я увидел деформированный череп с беззубым сомкнутым ртом, огромными глазницами и плоским, резко уходящим назад лбом.

Я испугался. Потом испуг сменился раздражением. Я тащил жену за локоть и повторял: «Дебилы! Какие же дебилы!..».

Критическое мышление

Возможность анализировать и оценивать информацию, логично рассуждать и подбирать аргументы для принятия рациональных решений — это роскошь, доступная не всегда и не каждому.

Суть критического мышления в том, чтобы приближать к реальности. Оно помогает оценивать, генерировать, аргументировать и находить.

Со времен Сократа критическое мышление использовалось в науке и философии, что изначально было одним и тем же. Позже, в прошлом веке, усилиями американского педагога и мыслителя Джона Дьюи критическое мышление вошло в образование и стало общим достоянием.

Дьюи использовал термин «рефлективное мышление», которое определял как активное, настойчивое и тщательное рассмотрение любого убеждения или предполагаемой формы знания в свете оснований, на которых оно базируется, и дальнейших выводов, к которым оно ведёт.

Мы так устроены

Нобелевский лауреат Даниэль Канеман в своей книге «Думай медленно… Решай быстро» ссылается на две системы мышления, которые с подачи Кейт Станович и Ричарда Уэст получили называния: Система 1 и Система 2:

Система 1 срабатывает автоматически и очень быстро, не требуя или почти не требуя усилий и не давая ощущения намеренного контроля. Система 2 выделяет внимание, необходимое для сознательных умственных усилий, в том числе для сложных вычислений. Действия Системы 2 часто связаны с субъективным ощущением деятельности, выбора и концентрации

Из книги Канемана

Каждый из нас отождествляет себя с Системой 2 и вряд ли сознается в том, что действует импульсивно и наобум. В действительности ключевую роль играет Система 1. Она, по словам Канемана является «главным источником убеждений и сознательных выборов Системы 2». Вся наша осознанность — не больше, чем искусно выполненная из дорогих материалов кукла-марионетка. Она подчиняется Системе 1, которая «без усилий порождает впечатления и чувства».

В природе важнее услышать шорох и дать деру, чем внимательно проанализировать обстановку. Не удивительно, что согласно словарю Макса Фасмера слова «шорох» и «шарахаться» имеют звукоподражательное происхождение и являются родственными.

Поэтому алгоритм выглядит так: сначала шорох, потом шарахнуться и только потом ответить себе на вопрос «Что это было?». Чтобы хакнуть этот алгоритм нужно научиться распознавать «шорохи».

Как распознавать шорохи

Когда в конюшню приходят новички, чтобы «покататься на лошадках», им рассказывают о том, что нельзя подходить к лошади сзади, бегать и кричать, а еще учат следить — не заложила ли уши.

Если заложила — нужно отойти на безопасное расстояние. В проспектах пишут «во избежание травм», на самом деле лошадь старается убить. Она бьет передним копытом в лицо. Узнать о ее намерении можно только по ушам.

Таких признаков — верных, но непримечательных — в жизни великое множество. Они есть в каждой сфере. Чтобы их видеть, о них нужно знать.

Вот некоторые инструменты, которые помогают распознавать шорохи в бизнесе и частности в продажах:

48 критических вопросов: помогают понять что уже известно и чего не хватает

Фактчекинг: позволяет анализировать достоверность и релевантность источников информации, распознавать ловушки при визуализации данных

Дедукция: позволяет корректно извлекать факты из гипотез, формулировать объяснения и предсказания.

Индукция: позволяет оценивать риски на основе фактов и наблюдений, предполагать последствия решений, оценивать вероятность.

Диаграмма Исикавы: позволяет увидеть подводные камни, проследить причинно-следственные связи, контекст появления проблемы.

SMART: позволяет корректно формулировать гипотезы для последующей проверки.

HADI: позволяет корректно проверять гипотезы и применять результаты для развития бизнеса. Я писал об этом методе в статье «HADI — как найти способ продаж, до которого не догадался конкурент».

SExI, PSB, RAS: позволяют выстроить аргументацию.

Воронка продаж: позволяет фокусировать внимание, предсказывать выполнение плана, приоритизировать действия. У меня три статьи на эту тему. Посмотрите самую свежую: «Воронка продаж — опыт и ошибки создания правильной воронки для отдела продаж».

Треугольник Карпмана: позволяет распознавать манипуляции, получать полезную обратную связь от окружающих, выстроить стратегию личностного развития. Я писал о нем в статье «Самая простая стратегия личностного роста без коучей, тренингов, регистрации и СМС».

Клиентский ажиотаж: позволяет предвидеть ситуации, время и место, когда спрос значительно превышает предложение. Об этом можно почитать в статье «Клиентский ажиотаж в B2B — где бывает и как не пропустить».

Цикл Колба: позволяет построить непрерывный процесс обучения на основе наиболее актуальных задач. О нем я писал в статье «Как взрослому человеку повысить обучаемость в несколько раз — формула из 4-х элементов».

Когнитивные искажения: знание об их существовании и способность распознавать позволяют избегать ошибок в восприятии информации, принятии решений, анализе данных. Я писал о них в статье «Методы принятия решений — 5 ловушек, в которые мы радостно попадаем» и «35 когнитивных искажений, которыми пользуются продавцы и бренды».

Custdev: позволяет понять реальные, невербализованные потребности клиентов. О кастдеве я писал в статье «О кастдивный новый мир — новые правила кастдева и коллекция вопросов».

И конечно авторская позиция, которая позволяет видеть реальную картину и успешно использовать все инструменты, перечисленные выше. Об авторской позиции можно почитать в статье «Как просрать свою карьеру, попутно задолбав нытьем окружающих».

А что касается того ужасного черепа, то утром я проснулся совсем без сил. К обеду жена меня уговорила снова съездить в то место. Над свежевыкрашенными кованными воротами играла на солнце новенькая вывеска «Страусиная ферма», а в нескольких метрах от меня стоял страус. Возможно, тот самый.

Давайте общаться

  • Напишите в комментариях какие инструменты вы используете для критического мышления.
  • Подпишитесь на мой ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж, а по средам провожу экспертные сессии в прямом эфире.
  • Либо пообщайтесь с нашим шеринговым РОПом, который может вести ваш отдел продаж. Это можно сделать в формате экспресс-аудита.
0
155 комментариев
Написать комментарий...
Василий Орлов

ужас, сколько информации, у меня нет столько времени свободного, пускай мне на работе оплатят обучение лучше

Ответить
Развернуть ветку
Инна Большакова

Кстати, тут есть функция прослушивания статей) можно даже не читать))

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Как мне записаться на прослушивание?))

Ответить
Развернуть ветку
Инна Большакова

Без понятия😂 у меня просто в приложении есть такая кнопка, чтобы слушать аудиоверсии статей)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

У меня тоже)

Ответить
Развернуть ветку
152 комментария
Раскрывать всегда