{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Предвидение — как видеть на два шага вперед без сложной аналитики и без гадания на кофейной гуще

• Как предвидеть действия сотрудников и клиентов?
• Как предвидеть появление нового продукта?
• Как предвидеть, что подрядчик провалит проект?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво разобраться как предвидеть действия, потребности, успех или неудачу в конкретном деле

Кадр из фильма «Особое мнение»

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — 29 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.

Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) И подпишитесь на ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов

В 1869 году Менделеев сформулировал свой знаменитый закон, который лег в основу периодической системы химических элементов: если расположить химические элементы по порядку возрастания их атомного веса, то химические свойства членов этого ряда будут изменяться периодически.

Проблема в том, что практика опровергала это утверждение. Реальный ряд элементов не всегда подчинялся закону. В четырех случаях свойства очередного элемента соответствовали не тому столбцу, в который они попадали, а следующему.

Это несоответствие привело к еще одному открытию. Менделеев предположил, что в местах «сдвигов» могут находиться еще не открытые элементы. Он оставил для будущих элементов пустые ячейки, точно описав их химические и физические свойства. Во всех случаях его предсказания сбылись.

Похожую логику использовал Анатолий Вассерман в ответе на вопрос о своей исключительной эрудированности. Приведу его полностью:

«Во-первых, когда более полувека непрерывно читаешь, позади глаз понемногу накапливается осадок.

Во-вторых, все участники интеллектуальных телеигр знают намного меньше, чем кажется со стороны, зато думают намного больше, чем кажется со стороны. Дело в том, что в наших телеиграх вопросы строятся таким образом, чтобы на ответ можно было выйти рассуждениями, отталкивающимися от каких-то общеизвестных и общепонятных вещей. Поэтому к моменту, когда чтение вопроса заканчивается, ответ зачастую уже готов. Но не потому что ты знал его заранее, а потому что успел прокрутить в уме всю цепочку рассуждений.

Третье и, пожалуй, самое важное, не только для игроков, но и для телезрителей: громадную роль во всех подобных размышлениях играет цельная картина мира. Два с половиной века назад Гельвеций сказал: «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов». Таким образом, из одного общего принципа можно выводить великое множество фактов».

Цельная картина мира дает массу преимуществ не только для воспроизведения информации или генерации идей, но и для обучения. Я писал об этом в статье «Как взрослому человеку повысить обучаемость в несколько раз — формула из 4-х элементов».

С другой стороны цельная картина может быть не всего мира, а его части, и для этого тоже есть свой резон и научное обоснование. Посмотрите статью «Умнея в одной области, не глупеем ли в другой? — или почему Шерлок Холмс не хотел знать как устроена Солнечная система?»

Как предвидеть действия сотрудников и клиентов

Многие исследователи утверждают, что человек лишен инстинктов, однако дискуссия на эту тему продолжается. Сам этот факт наталкивает на мысль, что мы — люди — иногда действуем как по-программе.

Даже, если инстинктов нет, то есть привычные сценарии поведения. В характерологии они называются набором типических реакций. Этот набор похож на фонотеку. У каждого меломана коллекция включает в себя разное количество пластинок с совершенно разной музыкой.

Возникает вопрос как человек выбирает пластинку в той или иной ситуации. Это функция личности. Личность — социальная природа человека. Она отвечает за то, чтобы человек был успешен в социуме, занял определенную позицию в социальной иерархии и удерживал ее неопределенно долго. Для этого личность определяет какую пластинку поставить в той или иной ситуации.

По большому счету все пластинки описаны. Зная профиль личности человека можно с высокой долей вероятности предсказать его поведение. Диагностика позволяет делать прогностику.

Представим себе, что в коллектив пришли два новичка. Один лысый здоровяк с квадратной челюстью, а второй с мягкими чертами лица и приятным голосом. Легко предположить, что коллеги будут ждать от новеньких разного стиля поведения: от первого решительных действий, а от второго — эмпатии.

Если новички поменяются ролями, то потеряют привычную позицию в социальной иерархии. Этот мысленный эксперимент можно продолжить и посмотреть как наших героев воспринимают в других коллективах. Окажется, что везде примерно одинаково. Поэтому каждый человек, по мере своего развития, закрепляет успешные сценарии поведения, о которых не сложно узнать заранее.

Подробнее можно почитать в серии статей «Характерология: 8 граней сотрудника компании».

Как предвидеть потребности клиентов

В одной организации главный инженер выдвигает высокие требования по безопасности, а в другой человек на той же должности не хочет за это переплачивать.

Для успешной продажи нужно увидеть ценности и потребности сотрудников, которые входят в схему принятия решения. Разным сотрудникам нужно подсветить разные свойства продукта.

Методика «8 граней» в паре с «элементами ценности» пирамиды Bain дают законченную модель для диагностики и прогностики потребностей клиентов. Подробнее я писал об этом в статье «40 фундаментальных «хотелок» B2B-клиентов — психология пирамиды Bain».

Как предвидеть появление нового продукта

Новый продукт всегда находится между двумя старыми: один из которых слишком маленький, а второй слишком большой. Например, для компании из пяти человек легковое такси будет маленьким, а микроавтобус — дорогим. Поэтому они закажут минивен.

Купить сосиску в тесте и съесть ее на ходу — слишком некомфортно, а пойти в приличное место — слишком долго. Между этими ступеньками появился фаст-фуд.

Пример из техники: на тягачах с ручной коробкой передач был специальный рычажок, позволяющий включить половинку следующей передачи. Например, переключиться не с первой на вторую, а с первой на первую с половиной, и только потом на вторую. Иначе двигатель не сможет разогнать 80-тонную фуру.

Как условный Uber может вписаться в теорию двух ступенек? Они встали между частным извозом и таксопарком. Конечно для этого потребовалось техническое новшество — смартфон у каждого участника процесса. Без этого встроиться между двумя ступеньками не получилось бы. Таким образом ступеньки, — это возможность, а смартфон — инструмент, без которого возможность остается лишь потенциальной.

Как предвидеть прибыль

Управленческий учет оперирует не только текущими расходами и доходами, но и будущими. В нем допустимы округления, приближения, прогнозные суммы, фиксируется вся информация — прогнозная и фактическая. Это позволяет планировать работу компании, предсказывать изменения, которые с высокой вероятностью приведут к увеличению прибыли.

Разумеется управленческий учет позволяет заранее принять меры и предотвратить кассовый разрыв. Плюс помогает контролировать выполнение планов — он учитывает отклонение фактических показателей от плановых и анализирует их.

Я не финансист, и мои открытия кому-то покажутся наивными, но одно из них поменяло мое представление о бизнесе — это юнит-экономика. Помню, как на обучении во ФРИИ нам показывали фокусы на примере довольно простой таблички с юнит-экономикой проекта. Мы пытались угадать какую метрику нужно поменять, чтобы изменилась прибыль. Правильным ответом оказалась самая неочевидная строчка. Она изменила прибыль в несколько раз.

Как предвидеть привлекательность вакансии

Чтобы отделить факторы, связанные с работой службы подбора от реальной привлекательности (или непривлекательности) вакансии нужно предсказать реальный спрос на нее. Для этого приходится пересаживаться из кресла руководителя на диван соискателя и смотреть его глазами.

Часто логика работодателя является более стройной, а логика кандидата — импульсивной. Однако, у нее тоже есть свои основания, иначе тысячи соискателей не рассуждали бы настолько одинаково.

Например, высокий оклад нужен менеджеру по продажам не для того, чтобы пересидеть какое-то время без продаж, а в качестве материального подтверждения серьезности намерений работодателя.

Эта логическая цепочка имеет продолжение. Подробнее об этом я писал в статье «Подбор менеджеров по продажам: как уложиться в одну неделю».

Плюс к этому читатель может воспользоваться калькуляторм, для которого я делал подробное описание в статье «Выкладываю калькулятор привлекательности вакансии менеджера по продажам».

Как предвидеть, что подрядчик провалит проект

У каждого есть кладбище проектов. Кто заказывал услуги лидогенерации, не дадут мне соврать. Всех провальных подрядчиков объединяет одна черта — они не парятся. Точнее парятся, но не «до», а «после», когда приходится объяснить себе и окружающим, что дело совсем не в них.

Есть простой лексический ключ, помогающий распознать на берегу такого подрядчика. Нужно попросить его рассказать о неудачном проекте. Если при этом звучат слова «пришлось», «кончилось», «не нашлось» и прочий «лось», то скорее всего он привык заботиться о результате после дедлайна, а не до.

Пройти мимо «лося» очень сложно. Это удобный инструмент, не требующий тренировки. Существуют и другие «звери», такие как «лись», но это уже не принципиально.

Давайте общаться

  • Напишите в комментариях что вы используете для предвидения.
  • Подпишитесь на мой ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж, а по средам провожу экспертные сессии в прямом эфире.
  • Либо пообщайтесь с нашим шеринговым РОПом, который может вести ваш отдел продаж. Это можно сделать в формате экспресс-аудита.
0
125 комментариев
Написать комментарий...
Евгений

Предвидение — как видеть на два шага вперед без сложной аналитики и без гадания на кофейной гуще — Личный опыт на vc.ru

• Статья рассматривает принципы предвидения действий, потребностей, успеха или неудачи в конкретных делах.
• Менделеев сформулировал закон, согласно которому химические свойства элементов изменяются периодически.
• Человек иногда действует по программе, основываясь на привычных сценариях поведения, называемых набором типических реакций.
• Личность определяет, какую пластинку поставить в той или иной ситуации, и играет важную роль в прогнозировании поведения человека.
• Диагностика позволяет предсказывать поведение сотрудников и их потребности.
• Новый продукт всегда находится между двумя старыми, и его появление можно предвидеть, основываясь на анализе потребностей и предпочтений.
• Управленческий учет позволяет планировать работу компании и предсказывать изменения, которые могут привести к увеличению прибыли.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Паруш

А я не понимаю зачем так делать, с ИИ мы еще успеем пообщаться, а понять всю полноту статьи по краткому содержанию никак не получится и смысл тогда?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Вдумчиво о продажах
Автор

Я предвидел ваш комментарий)))

Ответить
Развернуть ветку
23 комментария
Евгений Ма

фига се объём самоцитириования ))) читаю и понимаю, что уже читал это

https://vc.ru/life/1054474-kak-klienty-sozdayut-luchshie-v-mire-produkty-chtoby-s-udovolstviem-platit-za-nih-dengi

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Приходится. Новые две ступеньки сложно изобрести под очередную статью))

Ответить
Развернуть ветку
GINIX - отзывы для бизнеса

Статья рассказывает о методах предвидения в бизнесе и социальном взаимодействии без использования сложной аналитики

Саммари:
- Пример Менделеева показывает важность предвидения
- Цельная картина мира помогает в прогнозировании
- Важность понимания типичных реакций людей
- Диагностика личности для предвидения поведения
- Знание потребностей клиентов улучшает продажи
- Изучение "8 граней" и пирамиды Bain для B2B
- Способы предвидеть появление новых продуктов
- Управленческий учет для предвидения прибыли
- Юнит-экономика как инструмент прогнозирования
- Определение привлекательности вакансии
- Как распознать потенциально провальных подрядчиков

Стараюсь выделять самое важное для вас.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

ИИ умнеет. Я без иронии. Это действительно так

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Игорь про маркетинг

Вот интересно сможет ли ИИ так же справится с моим текстом))).

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Свежевыжатый Душ Нила

Шляпа какая то

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Татьяна

А есть у тебя примеры из опыта, как предвидение помогло предотвратить неудачу или способствовало созданию нового успешного продукта?

Ответить
Развернуть ветку
Инна Большакова

К сожалению, нет🤷‍♀️ почему-то держу эти мысли и предчувствия при себе))) часто сомневаюсь в объективности этого чувства, видимо от неуверенности в себе)

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Вдумчиво о продажах
Автор

Да, все из опыта. Даже управленческий учет)))

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
flash

"Напишите в комментариях что вы используете для предвидения."
я пытаюсь иногда предсказать последующие действия знакомых, но получается не всегда, а вот с манхвами ситуация обстоит по другому там в основном большинство сюжетных поворотов можно легко предсказать, конечно есть исключения, но к сожалению в основном дела обстоят так

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Вы читаете по-корейски?)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Evgen Tya

меня только родственники удивляют и обескураживают, а вот в мангах и манхвах все по одному сценарию идут

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Овчинников

Перестаньте рисовать мишень в месте попадания (это о продуктах).)) Любые продукты будут между тем и этим и это никак не поможет их предвидеть. Слишком много всего уже есть, чтобы придумать что-то революционное, поэтому приходится искать на границах и комбинировать то и сё.) Даже консервная банка будет между бочкой и рюмкой.)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Насчет того, что слишком много уже придумано. Мне ноавятся вот эти цитаты:

«К несчастью, мир сейчас не таков, каким был раньше.
Дети перестали слушаться своих родителей, каждый хочет написать книгу.
Конец света уже близок».
- папирус Присса, примерно 3350 лет до н. э.

«У меня чувство, что мир доживает последние дни. Повсюду царит взяточничество и коррупция…»
— глиняная табличка, найденная в Месопотамии, 2800 лет до н. э.

«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодёжь завтра возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, не выдержана, просто ужасна».
— Гесиод, около 720 лет до н. э.

«Наша молодёжь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков.
Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям.
Попросту говоря, они очень плохие».
— Сократ, около 380 лет до н. э.

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Алеоп

Огонь

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна

Какие сигналы или индикаторы можно использовать для предвидения действий сотрудников и клиентов без применения сложной аналитики?

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Хрустальный шар. Кстати, у некоторых действительно получается. Но в половине случаев. Поэтому нужен еще один хрустальный шар, что бы понимать, когда какой случай)

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Игорь про маркетинг

Люди всегда выберут простой путь. Даже если человек говорит, что любит сложные задачи, на деле ему психологически проще делать нестандартное, чем погружаться в рутину. Если клиенту проще купить он купит, если проще отказаться, то откажется. К примеру ему проще не читать сайт, чем читать. Поэтому важно, что бы на 1 экране он решил, что ему это нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Дима Игротехник

Статья мотивирована вселенной Дюны?

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Вторую Дюну еще не смотрел. А они там все предвидели?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Rus Lan

мне проще погадать на кофейной гуще

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Тоже работает. Сложность в том, чтобы определить когда гуща показывает правильно, а когда нет. Если результат ниже 50%, то нужно просто интерпретировать наоборот. Это очень удобно. И вкусно, если кофе хороший))

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Игорь про маркетинг

Насчет подрядчиков, "да не парьтесь мы профессионалы", при этом совершенно не смотрят на проект! А насчет людей, полезно вспомнить теорию игр. Люди незнакомые с ней чаще всего её и применяют - именно первобытно стараются увеличить свои шансы на выживание, выискивая где и как. Для компании важно, чтобы где и как компании совпадало с где и как людей.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Вот это крутая мысль: «Для компании важно, чтобы где и как компании совпадало с где и как людей» 👍

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Степанков

Важные навыки для управления и принятия решений

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

10000 часов практики в области, и мозг сам будет выдавать решения.

Ответить
Развернуть ветку
Y. Donec
Во-вторых, все участники интеллектуальных телеигр знают намного меньше, чем кажется со стороны, зато думают намного больше, чем кажется со стороны. -интересное утверждение)
Ответить
Развернуть ветку
Ольга Светлакова

Я всегда думала, что для этого нужна сложная аналитика или гадание на кофейной гуще, но ваша статья показала, что это необязательно. Мне особенно понравилось, как вы разобрались с тем, как предвидеть действия сотрудников и клиентов. Это очень полезная информация для менеджеров и владельцев бизнеса. Теперь я понимаю, как можно сделать более точные прогнозы относительно поведения людей и принять меры заранее. Спасибо!😉

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Спасибо! 🙏

Ответить
Развернуть ветку
Yana Loseva

Кажется, что подобное я уже где-то читала

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Вы начитанный человек

Ответить
Развернуть ветку
Igor Mylnikov

IMHO пример с UBER стоит убрать из текста ибо он здесь не корректен.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Почему?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Леша Скороход

Грибы.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

И ягоды

Ответить
Развернуть ветку
n.shmelev

все предвидеть невозможно

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Разумеется

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Парфёнова

а мне сходить на расклад таро дороже всего

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Sobchenko

Так и какую метрику надо поменять чтоб увеличить прибыль в несколько раз? (я так понимаю это не яндекс.метрика)

Ответить
Развернуть ветку
122 комментария
Раскрывать всегда