Молодежь-предприниматели: Как создать успешный IT-стартап
Бизнес – дело непростое, особенно, если ты выпускник, студент или даже школьник с идеей, но без капитала. Как тогда открыть свой? Создать успешный стартап.
Сейчас стартапами занимаются все, кому не лень: активно развивается факультет бизнеса “Капитаны России”, в некоторых университетах проектная деятельность является обязательной дисциплиной для всех направлений, а компании устраивают свои конкурсы IT-проектов.
Все это сопровождается обратной связью от педагогов и специалистов, поэтому возможностей у молодежи сейчас много. Но мы поговорим о том, как обычно разрабатываются IT-стартапы.
1. Идея
Гранты (безвозмездные субсидии на развитие) во многом получают именно за нее. Стартапы, созданные студентами для конкурсов, обычно представляют собой только задумку и четкий план ее выполнения. Поэтому сама идея, название, основные положения и задачи проекта должны быть сформулированы максимально точно.
Чтобы стартап работал (и чтобы на него обратили внимание инвесторы или государство), он должен:
- Решать определенную (существующую!) проблему, то есть, быть нужным там, где вы его открываете;
- А значит, иметь целевую аудиторию и удовлетворять ее потребности;
- Нести в себе изюминку. В стартапах очень приветствуются креативные и необычные решения, ранее невиданные. Ваша идея не обязана делать сальто: если она полезная, но скучная – упакуйте ее в интересную и яркую обложку.
2. Бизнес-план
На него инвесторы смотрят во вторую очередь: бизнес-план описывает все шаги, решения и затраты, необходимые для запуска проекта.
Вот самое основное, что нужно описать в бизнес-плане стартапа:
- Анализ рынка и конкурентов;
- Описание продукта: что именно и как вы собираетесь делать;
- Маркетинговая стратегия развития: реклама, социальные сети и другие каналы продвижения;
- Финансовый план: расходы, риски;
- Организация: ваша команда и все, кто еще может понадобиться для проекта.
3. Разработка MVP
На этом этапе молодой предприниматель создает свой продукт, который здесь мы называем «минимально жизнеспособным» (Minimum Viable Product). Это самая ранняя и простая, но рабочая версия вашего продукта, которую смогут оценить пользователи и инвесторы.
Тут же создается оформление – логотип вашего проекта, слоган и все необходимые дизайнерские атрибуты. Все это можно сделать самому, но для стартапов посерьезнее лучше нанять профессионала. Ваш проект должен нравиться не только идеей, но и визуалом.
4. Финансирование
У вас есть команда, четкий план, и есть, что показать и рассказать о продукте. Самое время представить его миру и найти на него капитал. Обычно стартапы ищут инвестиции через гранты.
Для получения гранта есть несколько способов:
- Выиграть
Тут все просто – ищете конкурсы IT-стартапов, регистрируетесь и представляете ваш. Еще проще, если конкурс проводит ваша учебная организация и у вас есть менторы, которые помогут в разработке и подскажут, как надо и не надо делать.
В конкурсах стартапы борются за гранты. Иногда победитель один; иногда одна большая сумма распределяется на несколько проектов.
- Получить от государства
Здесь нужно заполнить и подать заявку в Фонд Содействия Инвестициям. Вся информация о конкурсах, стартапах для студентов, школьников и молодежи от 18-ти до 30-ти лет есть на сайте.
Не теряйте хватку, когда получите грант: если условия по развитию стартапа не будут выполнены, инвестор имеет право запросить возврат вложенных средств.
Стартапы иногда называются венчурными проектами потому, что они новые и имеют хороший потенциал. Такой бизнес должен не только быть актуальным и ярким, но и соответствовать технологической современности: использовать новые технологии для автоматизации и всего-всего, что сделает процесс производства выгоднее, а работу эффективнее.
5. Продвижение
Маркетинг продумывается еще на этапе бизнес-плана, но приступаем к продвижению мы только сейчас. Для этого используются различные маркетинговые инструменты: цифровая реклама, социальные сети, PR и т.д.
6. Дальнейшее развитие
После успешного запуска стартапа и первых клиентов бизнес нужно продолжать развивать. Работайте над увеличением аудитории и выручки, масштабируйте и продвигайте свой проект в удобном темпе. Главное – успеть закрыть все требования инвесторов в установленный срок.
***
20% стартапов проваливаются в первые 12 месяцев, и с каждым годом этот процент только растет. Не прекращайте следить за рынком, поддерживать командный дух своей организации и совершенствовать свой продукт – и у вас будет больше шансов остаться на плаву и занять лидирующую позицию на рынке. Удачи!