К чему приведут инициативы по ужесточению миграционной политики

В последнее время вышло столько инициатив по ужесточению миграционной политики. Действительно, вопрос назрел уже давно и жаль, что поводом для активизации этой работы стал теракт в Москве в Крокусе. Я решил высказать свое мнение, представить взгляд “с полей”. Прокомментирую тезисы инициативы Минтруда, опубликованные в телеграм-канале BFM.

К чему приведут инициативы по ужесточению миграционной политики

Если коротко — предложенные инициативы лучше хорошо обдумать перед внедрением, иначе ситуация будет развиваться по худшему сценарию.

30 дней — и домой?

При досрочном расторжении контракта мигрант должен будет покинуть страну в течение 30 дней в случае, если не заключит новый договор с другим работодателем, который участвует в целевом наборе.

Какое-то время назад уже существовала практика, когда в разрешении на работу указывался конкретный работодатель, и это вполне разумно. Правда, мигранты страдали от дополнительных расходов, что во многом сдерживало переход с одного места на другое, в то время как добросовестные работодатели теряли время на переоформлениях документов в ожидании выхода на работу конкретного сотрудника.

В общем идея даже разумная, но остаются вопросы: насколько легко для работодателя стать участником целевого набора? Кто и как будет контролировать таких участников или операторов целевого набора? Сколько их будет по всей стране? Как защититься от условных однодневок, которые могут набирать иностранную рабочую силу и впоследствии не отвечать по своим обязательствам?

К чему приведут инициативы по ужесточению миграционной политики

Контракты на два года: почему это не так хорошо, как кажется на первый взгляд?

Приоритетом станет организованный целевой набор персонала на 2 года. Затем работодатель сможет вновь воспользоваться этим механизмом. Целевым набором будет заниматься специальная компания.

Целевой оргнабор спорная штука, а выделение одной компании — это плохая идея. Объясняю, почему.

Во-первых, за последние 5-10 лет было несколько попыток организованного набора рабочих рук из стран СНГ, и все они (или почти все) не увенчались успехом.

Во-вторых, в основных странах исхода трудовых мигрантов сейчас относительно невысокий уровень безработицы (по официальной статистике), а местами и дефицит рабочих рук. Есть пример, когда в Киргизию привозят работников из Бангладеш.

В-третьих, мигранты из стран Средней Азии могут поехать не только в РФ, но и в ЕС, Юго-Восточную Азию, арабские страны. Во многих странах зарплаты выше, чем в России, меньше бюрократии, и туда забирают самых лучших. К нам едут по привычке или по остаточному принципу.

В том же Узбекистане несколько компаний занимаются вывозом рабочей силы в Японию и Южную Корею. И такие компании, как правило, иностранные, обязаны внести в бюджет сумму эквивалентную 25 миллионам рублей за получение лицензии на трудоустройство за рубежом. Эти деньги не возвращаются, формируя некий страховой фонд.

В-четвертых, в РФ есть множество организаций, которые используют труд иностранных работников. Если специализированная компания будет государственной или коммерческой монополией, эффективность ее работы под вопросом. А вот многочисленные предприятия, использующие труд мигрантов, реально могут пострадать в попытках урвать кусочек от общего пирога.

Первыми получат доступ к рабочей силе крупнейшие работодатели, например, стройки, крупные службы доставки, а кто и по какому принципу будет распределять оставшийся человеческий ресурс, непонятно. Есть риск, что при новой системе найма разрушатся устоявшиеся трудовые отношения на предприятиях, особенно малого и среднего бизнеса.

И, наконец, на данный момент ощутимая часть мигрантов так или иначе находится на нелегальном положении. Пока не решится вопрос с нелегальной миграцией, такой вариант будет привлекателен для части желающих работать в РФ. И отсутствие контроля и предсказуемости в этой сфере будет периодически поднимать мигрантский вопрос на повестку дня.

Где больше всего нужны иностранные рабочие и как регулировать целевой набор?

Больше всего иностранцы нужны в строительной отрасли. По данным Минстроя, в прошлом году на стройках работало около 800 тысяч мигрантов. И их не хватает. Многие подписывают договор со строительными компаниями, а сами уходят в курьеры или таксисты.

Мигранту не нужно заключать договор со строительной компанией, чтобы потом уйти в доставку, это можно сделать сразу. Официально в доставке и такси могут работать только граждане ЕАЭС: патентники не могут быть самозанятыми, а оформлять на трудовой договор в этой сфере никто не будет — это значительно снижает маржу и, возможно, даже теряется экономическая целесообразность при текущих ценах.

Скорее, дело в том, что ожидания мигранта и обещания работодателя разбиваются о реальность. Хотя, конечно, истории, когда работник приезжает за счет работодателя и уходит, все же известны.

В крупных строительных фирмах с официальным оформлением и зарплатой по рынку люди работают годами. Но уже у подрядчиков ситуация очень разная. Где-то оформляют и платят, а где-то набирают хоть кого-то с руками по серым схемам. Есть примеры, когда в условиях нехватки персонала крупные компании предпочитают перекладывать эту проблему на подрядчиков, отдавая им объемы, которые ранее делали сами.

И это нужно регулировать, чтобы набор был действительно целевым. Правда, двухлетних контрактов может быть недостаточно: стройки в среднем длятся 2,5-3 года, менять рабочих «на переправе» будет странно, а им придется выезжать из страны, говорят представители отрасли.

Относительно сроков — справедливо.

К чему приведут инициативы по ужесточению миграционной политики

Какую роль играют проблемы с документами и регистрацией?

Нередко с мигрантами заключают фиктивные контракты. Или вообще не заключают.

Крупные, уважающие себя организации так не делают.

Но во многих секторах: в торговле, общепите — зачастую работают без договоров. Так что лучше ужесточить контроль за этим, чем ограничивать сроки, считает член Общественного совета при посольстве Таджикистана в России, экс-председатель Союза таджикистанцев России Абдулло Давлатов.

Все это легко отследить, если есть обмен данными между МВД и МИФНС. Работодатель уведомляет МВД о заключении трудового договора. Примерно через 20 дней, если не перевели зарплату по трудовому договору, можно задать вопрос работодателю. Уверен, МИФНС может это наладить в автоматическом режиме.

Какое-то количество компаний, подозреваю, немалое, работает без договоров. По данным сводки основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь-октябрь 2022 года, 40% иностранных граждан, получивших патенты, не уведомили МВД о заключении трудовых договоров или договоров ГПХ. Где сейчас работают эти люди? Скорее всего, они трудятся в недобросовестных компаниях, экономящих на налогах.

Есть и другая очень серьезная проблема. Чтобы мигрант мог официально работать, ему нужно получить патент. Для этого ему надо подать пакет документов, в том числе действующий миграционный учет (отрывную часть бланка), а с этим большие проблемы, так как большинство мигрантов снимают жилье, хозяева которого не выполняют требование закона о постановке на миграционный учет иностранных граждан. Это обусловлено тем, что:

  • люди не хотят показывать государству свои доходы от арендной платы;
  • штрафы за нарушение обязанности принимающей стороны по постановке на миграционный учет в размере 2000-4000 руб абсолютно не стимулируют к соблюдению закона;
  • большинство арендодателей не отличают миграционный учет от регистрации по месту жительства, опасаясь ограничений своих прав на недвижимость, что абсолютно не соответствует действительности;
  • многие собственники жилья не отличаются грамотностью в правовом плане.

Временным выходом здесь выступают хостелы, однако на всех хостелов не хватает, да и стоят они довольно дорого. Таким образом, если мигрант в первые дни своего пребывания в России не встал на миграционный учет, который оформляется в срок 7-15 дней в зависимости от гражданства, и не подал документы на патент, он либо попадает на штраф, либо вынужден пересекать границу.

Ни то, ни другое не прибавляет желания искать пути легализации, особенно если дохода еще нет, а есть “добрые друзья”, которые помогут с работой. За это время подворачивается временная работа без документов, которая часто становится постоянной.

Сейчас иностранец, въезжая в Россию, должен в течение 30 дней где-то зарегистрироваться. Направо и налево продается фиктивная регистрация. По одному адресу прописывают сотни, а то и тысячи человек. Но многие мигранты даже не удосуживаются получать патент и находятся в стране как туристы.

Продолжая тему миграционного учета и патентов, надо сказать, что часто мигрант, покупая регистрацию на месяц, получает регистрацию на несколько дней, так как продавец:

а) не хочет рисковать уголовной ответственностью за “резиновую квартиру”;

б) хочет продать побольше таких регистраций.

Заплатив 6-10 тысяч руб за регистрацию (помимо стоимости патента), такой человек может получить отказ в выдаче патента из-за недействующей регистрации или ежемесячно переживать при проверке документов. Если патент не удалось получить, человек ищет способ заработать без него и далее, если успевает в сроки, все-таки оформляет патент. Но так делают не все.

К чему приведут инициативы по ужесточению миграционной политики

Будут ли работать квоты?

Некоторые эксперты убеждены: надо возвращаться к старой схеме, когда ввоз иностранной рабочей силы квотировался. Работодатель должен нести полную ответственность как за оплату труда, так и за пребывание и социальные гарантии. Это выровняет условия с местными рабочими руками и наведет порядок.

Сегодня, когда даже разнорабочих (особенно легальных) сложно найти, вводить квоты надо очень обдуманно. В определенных сферах это оправдано, но параллельно надо думать о привлекательности российского рынка труда, чтобы пошел поток желающих. Только в этом случае компании смогут выбирать из него самых лучших и профессиональных работников, соответствующих требованиям, о которых говорил президент.

Полная ответственность работодателя за своих сотрудников оправдана. В настоящий момент за визовых работников работодатель отвечает полностью: он должен предоставить жилье, медицинское обслуживание и обеспечить выезд по окончании контракта.

Можно распространить это и на безвизовых. Вероятно, бизнес быстрее сообразит, как обеспечить “жильем” мигрантов, хоть ему и не понравятся такие нововведения. С другой стороны, сейчас это не мешает визовым иностранцам работать нелегально в России.

Пока же в Новгородской области сегодня ввели запрет на прием на работу иностранных граждан по отдельным видам деятельности. В частности, мигранты не смогут теперь работать в такси и заниматься перевозками пассажиров. В Нижегородской области аналогичные ограничения вступили в силу на прошлой неделе.

Пока непонятно, как организованный набор решит ситуацию на дефицитном рынке труда. Не ясно, как будут работать механизмы ограничения ввоза мигрантов теневыми национальными структурами параллельно с целевым набором. А эти участники рынка труда наряду с местными властями в странах, откуда приезжают мигранты, на мой взгляд, во многом способствовали “успеху” предыдущих попыток организованного набора.

Резюмируя, скажу, что формирование цивилизованного рынка труда иностранной рабочей силы в РФ в рамках действующего на сегодня законодательства представляется задачей сложной и долго решаемой.

В тезисах опишу первоочередные условия, которых, на мой взгляд, необходимо достичь для обеления рынка труда иностранной рабочей силы.

  • Все участники рынка (работодатели, работники, арендодатели) должны соблюдать или должны хотеть соблюдать действующее законодательство, так как это выгоднее, чем нарушать закон.
  • Быть легальным просто и выгоднее, чем наоборот. В первую очередь это касается вопроса о миграционном учете (регистрациях). Патенты относительно легко оформить, если человек здоров и прошел тестирование.Трудовые мигранты понимают и знают требование закона о постановке на миграционный учет именно в месте пребывания (где они живут), а не где-то на неизвестной квартире. Работодатели понимают, что скрыть факт трудоустройства иностранного гражданина сложно и очень дорого. Ведь в настоящее время для компаний, не соблюдающих закон, предусмотрены внушительные штрафы. С 2024 года мигрантов обязали параллельно подавать уведомления о трудоустройстве. Осталось только увязать эти решения с контролем выплаты и размера зарплат по линии ФНС во избежание махинаций.Принимающая сторона (арендодатель) понимает отличие регистрации гражданина РФ по месту жительства от миграционного учета иностранного гражданина по месту пребывания. Арендодателю выгоднее заплатить налог с дохода от аренды и сделать регистрацию, чем селить людей у себя нелегально. Тогда необходимость в “левых” регистрациях упадет, как и теневые доходы торговцев документами.
  • Рынок труда должен быть привлекательным. Это сформирует поток рабочей силы, который нужно ограничивать, и из которого работодатель сможет выбирать лучших. Очевидный тезис, который в двух словах не опишешь. Возможно, в комментариях будут здравые идеи.
  • Необходима максимальная цифровизация процессов взаимодействия с трудовым мигрантом, в том числе внутри государственных органов для оперативного контроля над ситуацией.

Я вывожу персонал за штат и организую предоставление персонала: @KapitalKadry

11
Начать дискуссию