Копирайтинг как вариант удаленной работы на период пандемии

Коротко для тех, кто «не в теме». Копирайтинг — обобщенное название видов работ по написанию текстов разного формата за деньги. Кому-то необходимо наполнять сайты, кому-то — писать так называемые «продающие» статьи курсов или продуктов, кто-то заказывает нативную рекламу, но суть везде одна: с помощью текста нужно продать услугу либо товар, поднять репутацию либо просто «засветиться» в Сети.

В текущей ситуации количество безработных наверняка увеличится: на экономике сказывается и пандемия COVID-19, и эффект от нефтяных войн. Власти рекомендуют сидеть дома и не вступать в лишние социальные контакты во избежание заражения, поэтому вариантов для заработка не так уж и много, и почти все они связаны с удаленной работой.

Соответственно, на этот период есть смысл озадачиться получением новой профессии.

Да и не только на этот период. Если вы обладаете усидчивостью, умеете грамотно и связно излагать свои мысли, искать информацию и учиться — это неплохой вариант основной работы.

Почему мы так уверены? Наш коллектив работает на этой стезе уже достаточно давно. Многие из нас начинали на биржах копирайтинга со смешными (если посмотреть с текущей позиции) расценками. Сейчас же наши навыки позволяют спокойно кормить семьи без поисков дополнительной работы в офлайне.

Предупредим сразу — если вы пойдете по этой дорожке, быстро не будет. Достичь уровня профи и получать приличные деньги можно, но приложить усилия придется весьма значительные. Кроме того, у вас может просто не получиться: создание текстов — это тоже работа, и работа непростая.

Сколько можно заработать в этой сфере?

Изначально (если вы совсем зеленый новичок) цифры (при плотной ежедневной работе) могут казаться не очень большими: 5–15 тысяч рублей в месяц. Насколько быстро вы перейдете к нормальным показателям, зависит только от вас. Но все же, какая «средняя температура по палате»?

Приведем примеры двух свежих опросов из Telegram’а и сосцетей:

Данные опросов из двух источников, 208 и 145 человек проголосовало​
Данные опросов из двух источников, 208 и 145 человек проголосовало​

(от себя можем добавить: максимальные цифры, указанные на рисунке, вполне реальные, но потрудиться придется на славу. И не столько в плане времени самой работы, сколько — учебы, в том числе «прокачки» навыка продажи своих услуг).

Как начать работу копирайтером

Три варианта начала пути:

  • пройти курсы копирайтинга и искать заказчиков самостоятельно;
  • поработать пару недель на бирже копирайтинга и искать заказчиков самостоятельно;
  • детально изучить информацию, широко представленную в Сети бесплатно, после чего… правильно, искать заказчиков самостоятельно.

Еще можно попасть в агентство, но, как и в случае с биржей, кто-то будет получать комиссионные за вашу работу. В идеале этот этап миновать, но если уж совсем не выходит — пробуйте хоть там. Когда раскрутитесь, будет легче продвигаться дальше самостоятельно. Да и клиентов прямых там сможете найти: если ваши статьи будут интересны, вполне можно будет попробовать работать напрямую.

Где учиться азам?

В Google информации много, но действительно толковую можно найти в топовых блогах и на сайтах: «TexTerra», у Максима Ильяхова и Павла Молянова или Даниила Шардакова. К слову, и в нашем блоге, хоть он и не топовый, есть подборка статей формата «от А до Я в копирайтинге», написанная сугубо на личном опыте. Проверяли все сами, своими руками — работает.

Во всех источниках, указанных выше, информация абсолютно бесплатна, и, в отличие от ряда платных курсов, гораздо полезнее. Кстати, на самом vc.ru есть публикации от всех вышеуказанных проектов (воспользуйтесь поиском, много интересного).

Кстати! На период пандемии некоторые сервисы дают бесплатный доступ к своим курсам. Например, Нетология до 31.03.20 пускает на все миникурсы с промокодом STAYHOME без оплаты (проверено нашими авторами, получившими пару дней назад сертификаты после прохождения нескольких курсов).

По платным курсам рекомендаций дать не можем. Несколько авторов из нашего коллектива проходили разные курсы, но везде был определенный недостаток информации, которую позже «добирали» в Сети. Практически всегда она была в доступе бесплатно, но на поиски и отсеивание времени уходило немало. Еще одна проблема — не всегда быстрая обратная связь от авторов курсов, это тоже не очень радовало.

Да и, откровенно говоря, часть коллег автора статьи — классические «самоучки», которые первые свои шаги делали, работая непосредственно с заказчиками. В начале пути бывали разные моменты, хорошие и не очень, но в итоге все получилось. Поэтому вариант «начать сразу с простых заказов», на наш взгляд, не самый худший.

Что нужно для работы?

Желание. И это не шутка: тексты, написанные «из-под палки», обычно отвратительны. Поэтому, если после начала работы на этом поприще период «не идет текст» у вас затягивается на несколько недель — возможно, это просто не ваше.

Если же говорить о более приземленных вещах, то список нужного можно разделить на три составляющие:

  • техническая (компьютер с доступом в Сеть, в худшем случае — смартфон, но это Ы);
  • психологическая (уголок, где семья не будет вас дергать во время работы);
  • финансовая (наличие карты/счета, куда вам будут платить за работу заказчики).

И, говоря об оплате, необходимо сразу же упомянуть о взаимоотношениях с государством.

Короткий экскурс «Копирайтер и Налоговая».

Можно работать без оформления, наслаждаясь поступающими деньгами, но рано или поздно к вам придут компетентные органы с печальными известиями о том, что налоги надо платить. Поэтому проще всего для начала оформиться в качестве самозанятого.

Преимущества такого решения:

  • все процедуры (от оформления до уплаты налогов) можно проводить онлайн через специальное приложение;
  • можно заключать договоры с ИП и компаниями, что дает хоть и небольшую, но защищенность для подрядчика;
  • налоги с дохода — они относительно невелики (6 % при поступлении от юрлиц, 4 % — от физлиц).

Перерастете этот статус и будет необходимость — откроете ИП или компанию, хотя отметим: большинство опытных коллег так и работают самозанятыми, их все устраивает. На этом с техническими вопросами покончим и перейдем к поискам заказчиков.

Где копирайтеру искать работу

На наш взгляд, наиболее удобные источники для поиска заказчиков — каналы в Telegram и сообщества в Facebook и VK. Многочисленными сайтами по поиску работы пользоваться пробовали, но оперативность совсем не та: ответы по почте приходят все же дольше, а вакансий с другими контактами там значительно меньше. Зачастую ответы приходят уже тогда, когда вакансия закрыта. Если вообще приходят.

В социальных сетях и мессенджерах связь быстрее, и осуществляется в основном напрямую с заказчиком. Мы сами в начале своего пути пользовались именно этими источниками, поэтому хотим поделиться ими с новичками и коллегами поопытнее.

Работа для копирайтера, корректора и редактора

Места, где можно взять работу, мы делим на две группы: соцсети и каналы в Telegram. Начнем с «социалки». Важно отметить, что некоторые из сообществ, которые указаны ниже, не являются ресурсами, заточенными исключительно под размещение вакансий. Скорее, это те места, где люди нашей профессии общаются между собой на профильные темы, но заказчики заходят туда очень часто.

Начнем с самой большой профессиональной группы на Facebook — «ДавайПиши». Здесь легко получить совет по любому вопросу в авторской тематике, а еще администрация установила хорошее правило для заказчиков: работа авторов должна оплачиваться достойно, поэтому минимальная ставка равна 300 рублям за 1000 символов. Сама группа закрытая. Для доступа в нее достаточно написать администратору о том, что вы не бот и пришли в поисках работы. На Facebook эта группа — наш однозначный фаворит, в первую очередь из-за того, что заказчики оттуда обычно знают чего хотят и готовы за это платить.

Далее идет «Подслушано копирайтинг», сообщество VKontakte. В профессиональной сфере называется короче — «Подкоп». Место обсуждения волнующих копирайтеров моментов. Стена в основном заполнена анонимными постами и вопросами новичков. А вот во вкладке «Обсуждения» есть разделы, где можно разместить свое резюме и посмотреть на вакансии напрямую от заказчиков. Неплохое место для совсем зеленого новичка.

С профессиональными группами — все, но есть еще две неплохие классические группы с вакансиями для creator’ов (внезапно вспомнился Пелевин). Первая — JobPower (есть и в Facebook, и VK), сообщество с предложениями по работе разнообразного профиля. Довольно часто наблюдаем спрос на редакторов и копирайтеров с опытом, по хорошим ценам. Вакансии для новичков тоже пробегают. Иногда публикуют просто полезные статьи об особенностях образования в разных профессиях, в том числе — и пишущих.

Вторая — «Охотники за головами», сообщество в Facebook. Здесь чаще встречаются вакансии, связанные с работой в Instagram — ведение профилей, наполнение их текстами. Иногда проскакивают и предложения для копирайтеров. Кстати, у них есть и канал в Telegram. Ввиду того, что там не только «пишущие» вакансии, поиск по каналу с запросом «копирайтер», «райтер», «редактор» значительно облегчит навигацию.

Другие тематические ресурсы в соцсетях постепенно выпали из круга наблюдения — заказчиков в нашей теме там сильно меньше. Перейдем к Telegram — связь там значительно оперативнее, пожалуй, даже быстрее FB и VK.

Телеграм-каналы с общими предложениями по работе для авторов

С «Телеграмом» ситуация по каналам изначально казалась нам довольно запутанной, так как «тысячи их». Огромное количество каналов «за удаленку», с сотнями вакансий «не по теме». Между ними иногда попадались и предложения для пишущих людей. Но за несколько месяцев вся шелуха отсеялась, и мы смогли отобрать полтора десятка самых толковых каналов. А со временем их стало еще немного меньше: где-то вакансии перекликались между собой, в других местах размещались с большим опозданием. Об «остатке» и поговорим.

Сами же каналы можно условно разделить на две группы. Первая — с узкой специализацией, каналы с работой для копирайтеров и редакторов.

Один из них — «Текстодром». Канал с узкой ЦА: размещают вакансии только для копирайтеров, редакторов. Особенность: является агрегатором вакансий из других каналов, Facebook и «ВКонтакте», а также собирает предложения от крупных фирм. Канал молодой, но нам нравится — не один десяток заказчиков был получен через него.

Еще один канал, который нам очень нравится, называется «Копирайтер, редактор». Направленность, в общем-то, понятна из названия: работа для авторов, редакторов и журналистов. Достаточно удобно: не приходится выискивать свою вакансию среди кучи запросов на менеджеров и продажников.

Work for Writers — хороший канал для пишущих: копирайтеров, редакторов, журналистов, СММ. Выбирают вакансии в основном из крупных компаний и агентств, но бывают варианты и для «нубов».

На этом, пожалуй, все. Есть еще 5-6 профильных групп с вакансиями для авторов, но скорость обновления вакансий там существенно ниже, со временем перестали их проверять.

Вторая группа — фриланс-каналы, где размещают вакансии не только «для пишущих» (поэтому поиск занимает больше времени). Но достаточно часто попадаются предложения для авторов, корректоров и редакторов, причем с довольно приятными цифрами (зачастую размещаются более крупные компании, которые разыскивают «удаленщиков» в штат с оформлением).

Много интересных вакансий на xCareers, зачастую они связаны со сферой Digital и IT: будущий автор должен иметь хотя бы базовые знания в этом направлении, одной грамотной письменной речи будет маловато. Зато — приятные цифры и удобная система поиска по хештегам ( #копирайтинг ).

По каналу «Носок для Добби» довольно часто пробегают вакансии с небольшими задачами, которые подойдут для совсем зеленых авторов: составление чек-листов и простых текстов. Неплохие вакансии для копирайтеров бывают на TonionJobs, там же часто встречаются предложения для тех, кто пишет работы для студентов. Это, конечно, не совсем копирайтинг, но тоже текст за деньги с возможностью работать из дома.

Завершим список каналом Distantsiya 2.0, его особенность — очень подробное описание вакансий, естественно, среди лавин менеджеров и продажников. Но встречаются и позиции для авторов.

Важный момент, имеющий отношение и к группам в соцсетях, и к каналам. Во время поиска вакансии рекомендуем искать не только по слову «копирайтер», но и используя слова «райтер», «автор» и «креатор»: заказчики довольно часто пишут именно так.

Второй, еще более важный момент, — рынок очень динамичный. Если вы заметили хорошую, подходящую для вас вакансию — пишите сразу же: буквально через минуту потенциальному клиенту могут набросать десятки, а то и сотни сообщений.

С местами обитания заказчиков вроде бы разобрались. По большему счету, когда вы качественно выполните работы для первой сотни клиентов, в поисках заказчиков бегать уже не понадобится: «сарафанное радио» работает на славу. Но если вы будете «расширяться», как мы сейчас, набирая новых авторов и редакторов, то и возможный охват будет больше, и каналы с сообществами вам опять пригодятся.

Вместо итогов

Здесь, наверное, стоило бы написать что-то вдохновляющее, но врать мы не будем. Работа копирайтера или редактора — это такой же труд, как и большинство других, «офисных» вариантов. Придется пахать, а учитывая то, что вы «стартуете» намного позже ряда опытных уже ребят, будет нелегко.

Но в связи с последними событиями появились и свои плюсы. Во-первых, сейчас дикий приток заказов — многие бросились в онлайн-бизнес. Конечно, просадки по оффлайновым клиентам есть, но новые обильно их перекрывают. Во-вторых, клиенты есть всегда: нужно просто уметь хорошо искать. Именно для этого выше указаны некоторые места их обитания. В-третьих, работать из дома, особенно после организации удобного пространства, гораздо приятнее, чем ежедневно мотаться в офис. Проверено на собственном опыте.

Ну и, пожалуй, главное. Ни один из авторов нашего коллектива не родился копирайтером или редактором: все пришли к этому со временем, зачастую — из других профессий. И у нас вышло сделать эту профессию своим хлебом, более того, получать от работы удовольствие.

А если с этим справились мы, то может получиться и у вас. Удачи!

С уважением, коллектив Texts.Ninja

1212
8 комментариев

А я админ той самой «ДавайПиши». Спасибо большое за упоминание! Нам приятно. И да, стараемся делать хорошо. 

4
Ответить

Вам спасибо за работу. Очень много других групп скатилось в никуда, а в ДП всегда толково :)

1
Ответить

спасибо, кэп

1
Ответить

С одной стороны, я соглашусь - информация вроде бы очевидная. С другой стороны - у нас с коллегами в начале пути все это появлялось кусками, особенно места поисков заказчиков. Я был бы рад такой инструкции, если честно, если бы мне ее дали в то время. 

1
Ответить

Спасибо, бро!:)

1
Ответить

Yo! Привет всем от Jobpower и спасибо за упоминание!

1
Ответить

Спасибо, информация полезная и своевременная! 

1
Ответить