Кто такой хороший менеджер и как им стать

Отвечает руководитель ИT-проектов с десятилетним стажем.

Кто такой хороший менеджер и как им стать

Почему у одного менеджера все процессы идут гладко и команда работает слаженно, а у другого — дедлайны горят, конфликты не заканчиваются, договорённости не выполняются? Спросили Павла Пирогова, руководителя IT-проектов со стажем более 10 лет, старшего наставника курса «Менеджер проектов» в Яндекс Практикуме

Рассказываем, чем хороший менеджер отличается от плохого и какие навыки развивать тем, кто хочет эффективно управлять проектами.

Чем хороший менеджер отличается от плохого

Результаты работы любого специалиста зависят от его компетенций, навыков и привычек. Но если от программиста работодатели в первую очередь ждут знания языков программирования, то от менеджера — умения выстраивать коммуникацию и процессы в команде.

Профессионализм менеджера определяется количеством заинтересованных сторон, с которыми у него получается эффективно взаимодействовать. Чем больше людей готовы работать с вами, тем выше ваш уровень профессионализма.

При этом менеджер не может сказать, что разработчик Вася токсичный, а Сергей Иванович из отдела кадров ничего не понимает в продукте. Это задача менеджера — найти общий язык, выявить мотивы людей и причины проблем в коммуникации, а затем решить эти проблемы. Такая специфика требует постоянной работы над софтскилами и своим поведением.

Именно наше поведение влияет на то, как нас воспринимают окружающие. Это верно и в жизни, и в работе. Менеджер, который транслирует негатив, контролирует, создает панику или забывает о договоренностях, не вызывает доверия. Команде будет трудно с ним работать, и это отразится на результатах.

Для описания неудачных стилей управления придумали даже забавную аналогию с миром животных: есть, например, чайка-менеджмент — это когда менеджер пришёл, нагадил, убежал. Или варан-менеджмент — когда менеджер молча сидит рядом с исполнителем, “загоняет” его.

Павел Пирогов

Какие навыки развивать

У эффективных менеджеров хорошо развиты мягкие навыки. Именно они позволяют договариваться с заказчиками, замечать изменения в настроении членов команды, фасилитировать обсуждения, мягко подталкивать.

Этот тезис подтверждает исследование, проведённое Исследовательским институтом Стэнфорда совместно с Фондом Карнеги Меллона среди генеральных директоров компаний из списка Fortune 500. Результаты показали, что успех руководителя на 75% зависит от мягких навыков и всего на 25% — от хардов.

Вот список мягких навыков, которые пригодятся проджект-менеджеру в работе:

1. Эмоциональный интеллект. Менеджер имеет дело не с машинами, у которых все действия определяются программами и алгоритмами, а с реальными людьми. Чтобы эффективно взаимодействовать с ними, полезно научиться понимать мотивы их поведения — это поможет обнаружить конкретные причины, с которыми уже можно работать.

Представим ситуацию: один из участников команды стал менее вовлечённым и начал проявлять раздражение на встречах. Плохой менеджер проигнорирует это, хороший — поговорит с сотрудником один на один. У такого поведения могут быть разные причины: от недостаточно ясных целей проекта до ощущения недооценённости у специалиста.

2. Коммуникативные навыки. Это и презентационные скилы, и навыки письменной коммуникации. Менеджеру важно уметь вести переговоры и деловую переписку, выступать, убедительно аргументировать.

Чтобы развивать эти навыки, нужно практиковаться: участвовать в митапах, ходить в переговорные клубы, смотреть записи сложных переговоров и применять разные стратегии на реальных проектах.

Выпускница нашего курса сама запустила бесплатный переговорный клуб Duellio, где участники тренируются по гарвардской системе. Если вы хотите развивать навыки, но не можете найти подходящие инструменты, возьмите инициативу в свои руки

Павел Пирогов

3. Адекватное отношение к ошибкам. Проблемы на проекте — это часть процесса, поэтому относиться к ним нужно спокойно. Паника — лучший способ испортить результат работы команды.

Менеджер, который владеет этим навыком, умеет устанавливать реалистичные ожидания у клиентов, классифицировать ошибки и разбираться с их причинами, извлекать уроки из проблем.

Если менеджер — перфекционист, его команда может год писать документацию и тестировать продукт, чтобы сделать всё идеально. Это утопия. Сегодня актуальна концепция MVP (минимально жизнеспособного продукта): команды быстро выпускают продукт на рынок, чтобы выявить недочёты на основе обратной связи от реальных пользователей.

4. Самоорганизация. Это про организацию своей жизни и работы. Советую выстроить свою систему, которая поможет отслеживать договорённости и выполнение задач, планировать рабочий день. Здесь подойдут заметки, календари, таск-трекеры.

Чёткая система работы будет не только поддерживать личную эффективность, но и укрепит вашу репутацию в команде. Менеджеров, которые забывают о договорённостях, не воспринимают всерьёз.

Постоянный стресс и перегрузка негативно сказываются на результатах проектов, поэтому не менее важно регулярно брать отпуск, планировать отдых и хобби, проводить время с семьей, заниматься спортом. Плохои пример тоже учит: если менеджер загоняет себя, скорее всего, его команда тоже будет работать на износ

Павел Пирогов

5. Эрудиция. Если работаешь с клиентом в предметнои области, нужно быть интересным — это способ заработать доверие, показать свою экспертность. Чтобы говорить с командой на одном языке, стоит разобраться в аналитике, тестировании, разработке, дизайне.

Людям нравится, когда интересуются их профессиональнои деятельностью. Поэтому любознательность и эрудиция точно способствуют укреплению взаимоотношений в команде и с заказчиками.

6. Сила воли. Всё новое вызывает сопротивление. И на проектах бывают ситуации, когда менеджеру нужно преодолеть сопротивление команды к изменениям. Например, когда команда не хочет работать по новой методологии, а менеджер понимает, что это принесёт пользу проекту. В такие моменты нужно проявить силу воли и отстоять своё решение.

Воля выручает и в периоды кризисов на проектах, когда встаёт вопрос — остаться или уйти. Если принять вызов и довести сложный проект до конца, можно получить полезный опыт и профессионально вырасти. Но многие покидают проекты из-за нехватки опыта преодоления трудностей.

Я верю, что тренировать силу воли помогает спорт. Участники соревнований по триатлону и марафонцы в своих интервью часто упоминают, что начало занятий спортом дало им мощный толчок в развитии и в других сферах. Упорство, которое приходится проявлять в спорте, помогает преодолевать себя и в работе

7. Целостность. Всегда будут приходить люди, которым нужно что-то сделать «срочно, а лучше вчера», но чтобы проект двигался, менеджеру важно сохранять фокус и не поддаваться панике в момент принятия решений. Это про умение выдерживать давление.

В критические моменты целостность работает как экзоскелет, который защищает от агрессивной среды. Она помогает отстоять свои решения и команду. Чтобы сформировать этот экзоскелет, советую вырабатывать стратегии поведения для типовых ситуаций. Например, если клиент нахамил, после встречи подумайте, как предотвратить такую ситуацию в следующий раз: сформулируйте тезисы и даже отрепетируйте свой ответ на агрессивное поведение.

8. Рефлексия. Способность посмотреть на себя со стороны и найти зоны роста помогает менеджеру развивать навыки, укреплять отношения с командой и заказчиками, а значит, и развивать проекты. Полезно время от времени запрашивать обратную связь у коллег и задавать себе вопрос: «А что я могу улучшить в своем поведении? В своей работе?»

Работать стоит не только над профессиональными навыками, но и над своими привычками. Если вы издаёте громкие звуки, когда пьёте чай, или ходите по офису в тапочках — это может раздражать других. А менеджеру полезно быть нейтральным — так проще выстраивать отношения с самыми разными людьми. Понаблюдайте за собой со стороны

Павел Пирогов

6 способов развить менеджерские навыки

Софтскилы меняются сложно, потому что они тесно связаны с нашей личностью, которая формируется с раннего детства. Перестать быть перфекционистом или овладеть ораторским мастерством после прочтения одной книги не получится. Но если поставить перед собой конкретную цель и комплексно подойти к развитию навыка, результаты будут.

  • Изучайте литературу. Читайте книги и статьи по софсткилам. Например, книга «Переговоры. Полный курс» Гэвина Кеннеди считается классикой по теории переговоров, поможет разобраться в практических и психологических аспектах процесса. Раздел о софтах есть и в PMBOK, руководстве по управлению проектами, — это «Кодекс профессиональной этики и поведения».
  • Проходите курсы. Программы обучения софсткилам не ограничиваются только теорией. Студенты разбирают кейсы, отрабатывают знания на воркшопах. На курсе «Менеджер проектов» в Практикуме дают конкретные софтовые инструменты: учат собирать карту эмпатии, которая помогает структурировать информацию и вести переговоры.
  • Запрашивайте обратную связь. Чтобы понять, на каком уровне вы находитесь сейчас и в какую сторону двигаться дальше, запрашивайте обратную связь у коллег и руководителей. На основе фидбека сформируйте план развития и поставьте конкретные цели.
  • Наблюдайте за хорошими руководителями. Сильных лидеров не так много, но они всегда выделяются, их легко заметить. Перенимайте их методы и привычки, учитесь на примере.
  • Обратитесь к консультанту. Если видите у себя проблемы с уверенностью или замечаете, что во время презентаций с трудом удерживаете внимание аудитории, не стесняйтесь обращаться к специалистам. Сейчас популярны платформы по подбору менторов, на которых можно подыскать эксперта в вашей сфере.

Если в вашей компании выстроена система наставничества, воспользуйтесь возможностью поработать над навыками под присмотром опытного коллеги.

  • Ставьте личные цели. Например, начните готовиться к полумарафону. Тренировки и победы помогают прокачать силу воли и расширить представление о своих возможностях.
18
6 комментариев

Хорошими менеджерами не становятся, ими рождаются)

1
Ответить

Согласен, продажи, например, не мое вообще. Иммунитет на них.

Ответить

Все бы было хорошо если б не то, что никто не знает как и где искать таких хороших менеджеров, для меня это чистая лотерея

Ответить

Лучше растить хороших менеджеров

Ответить

Пробовали, не работает. В менеджеры по идее нужно перевести лучшего сотрудника. Часто он без опыта и без навыков управления. Большой шанс, что не получится. А если не получится, то ты не получаешь хорошего менеджера и теряешь лучшего сотрудника, т.к. вернуть его назад уже не получится.

Ответить

читайте книги, проходите курсы, обращайтесь к консультанты...а теперь вспомним зп обычного менеджера)

Ответить