Как мы научили продажника закрывать 5 сделок в месяц, или почему бирюзовые компании не работают

Привет, на связи пиарщик из студии AI & web3 разработки Unistory. Сегодня пришел на площадку, чтобы высказать свой крик души. Поговорим о том, как мы выжигали каленым железом нежелание работать у своих продажников, и как меня раздражают российские компании, считающие себя бирюзовыми. Расскажу, почему несносные боссы правят миром.

Как мы научили продажника закрывать 5 сделок в месяц, или почему бирюзовые компании не работают

Вы точно слышали про «Бирюзовое управление», «Бирюзовые компании» и «Бирюзовых руководителей». Это схема управления и иерархии в компании, когда жесткая вертикаль власти отсутствует, нет начальников и у сотрудников есть огромная свобода действий.

Меня раздражает, что на российском рынке многие компании называют себя «бирюзовыми» и «экологичными», не являясь таковыми. Недавно мы рассказывали про это в нашем Телеграм-канале, а сегодня добрались и до VC.

Социально-философские основы «бирюзовой» концепции очевидны: свободный рынок, самоуправление, анархия, демократия, новгородское вече… Всю историю человечество лелеяло мысль о каком-то идеальном обществе, которое само себя поддерживает, где все счастливы и свободны. Вопрос только в том, как эти влажные мечты будут чувствовать себя в реальности.

Не всем быть бирюзовыми

Однажды мне попался на глаза корпоративный гайд небезызвестной компании Valve. На нескольких десятках страниц авторы рассказывали о том, как потрясающе устроена корпорация. Ты можешь в любой момент создать свою команду или присоединиться к чужой. Можешь навсегда забыть про страх ошибок и понять, что твоя деятельность в коллективе — это свободное творчество. Картина, надо сказать, шикарная, и я сам мечтал бы оказаться в такой структуре. При условии, что она будет хорошо работать.

Страницы из того самого <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmedia.steampowered.com%2Fapps%2Fvalve%2Fhbook-RU.pdf&postId=1180351" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">гайда</a>. Звучит привлекательно, не правда ли?
Страницы из того самого гайда. Звучит привлекательно, не правда ли?

Не удивлюсь, если в Valve или в другой компании из мирового ТОП-5 лучших работодателей все это действительно работает, и работает как часы. Насколько такое возможно в реалиях небольших российских компаний, например, студий разработки — судить трудно. Но я попробую.

Давайте расставим приоритеты

Для начала давайте определимся, что важно в бизнесе. Я считаю, что уют, приятное общение и комфортный офис — все это важные штуки, но есть кое-что поважнее. Имя ему — результат.

Мне как руководителю важно быть результативным. Моя результативность как руководителя определяется не моей работой, а результативностью моей команды. Именно здесь становится важной личность каждого сотрудника. Держим в уме, что главное — это результат работы каждого из них.

Один из тех самых знаменитых офисов Google, в которых у всех рай
Один из тех самых знаменитых офисов Google, в которых у всех рай

Имеет ли значение в этой картине мира, насколько комфортно и приятно работать сотрудникам? Имеет. Хотя бы потому, что уровень несчастья и дискомфорта можно легко опустить до того, когда никакие финансовые обязательства уже не будут иметь значения для сотрудника, и он уйдет. Может быть даже хлопнет дверью.

Такое нам не нужно. Поэтому моя картина мира следующая: важнее всего результат, а личный комфорт и счастье членов команды — одно из средств достижения целей. Или, по крайней мере, тот показатель, который нужно учитывать, чтобы вместе с результатом не лишиться самого сотрудника.

Вернемся к бирюзовому управлению и бирюзовым компаниям. Я думаю, если посмотреть на бизнесы, которые так себя называют, можно увидеть два варианта реализации.

  • По-настоящему бирюзовые. Счастье, творческая свобода, комфорт членов команды возведены в абсолют. Считаю, что это становится возможным только после какой-то финансовой черты и выхода на какие-то прибыли, которые позволяют не только выживать и здравствовать, но и экспериментировать. Предполагается, что уровень счастья сотрудников в этом случае будет таким высоким, что сможет стать главным средством достижения цели, которая никуда не девалась — цели под названием «результат», уж простите за такое масло масляное.
  • Так-называемые-бирюзовые. Здесь снова два варианта. Первый — компания просто называется бирюзовой и использует это как пиар-ход в hr-целях. Удобно, но живой человек с головой на плечах уже на собеседовании поймет, что бирюзовой была только обложка. Второй — компания активно косплеит бирюзовые практики, не имея нужной финансовой базы настоящих бирюзовых гигантов вроде тех же Valve. Конец у таких «косплееров» очевидный — все счастливы, но денег нет, а значит, счастье продлится недолго.

Brain Bugs

Теперь предлагаю немного отвлечься и подумать, как и какими методами нам достигать результата. Здесь я введу авторскую концепцию Brain Bugs — это такое красивое и бизнесовое название для личных слабостей сотрудников. Руководители и директора — сюда же, ведь это живые люди. Именно Brain Bugs не дают бизнесу достигать результата — на уровне личности, на уровне команды, на уровне руководства.

Когда решил вытащить Brain Bugs из головы своих сотрудников.
Когда решил вытащить Brain Bugs из головы своих сотрудников.

Вот примерный список Brain Bugs:

  • Лень. Вот так банально.
  • Саботаж, осознанный или неосознанный.
  • Имитация бурной деятельности, осознанная или неосознанная.
  • Неправильная картина мира и неправильные выводы. Мы все живем в своих мирках. Чьи-то мирки ближе к «реальности», а чьи-то далеки настолько, что для таких людей пришлось придумать диагноз — шизофрения
  • Непонимание, насколько люди могут быть результативными, и подсознательный, неосязаемый страх изменений.

Для достижения все лучшего результата люди должны избавляться от своих Brain Bugs. На инфоцыганском языке — становиться лучшей версией себя.

Чистим мозг сотрудников

Как руководителю помочь своим сотрудникам избавиться от Brain Bugs и принести лучший результат? Самый очевидный способ — классические инструменты регулярного менеджмента. Постановка амбициозных целей (OKR в помощь), декомпозиция задач и контроль их выполнения, кнут и пряник.

Эти инструменты оказывают давление на сотрудника. Сотрудник сопротивляется (третий закон Ньютона в действии), но если руководитель действует верно — Brain Bugs слабеют, и результат работы становится все лучше и лучше.

Третий закон Ньютона выглядит как-то так. На любое действие есть противодействие. Желающие обрести более глубокое понимание могут обратиться к кинофильму «Большой куш».
Третий закон Ньютона выглядит как-то так. На любое действие есть противодействие. Желающие обрести более глубокое понимание могут обратиться к кинофильму «Большой куш».

Авторитарный стиль управления позволяет выжать из этих инструментов максимум. Сопротивление сотрудников подавляется силовыми методами.

В подавляющем большинстве организаций сегодня невозможно подавлять Brain Bugs «бирюзовыми» методами. Поэтому авторитарные управленцы до сих пор правят миром, и неважно, что на дворе век всеобщего просветления и мода на экологичность. Результат работы системы все еще важнее, чем счастье и самочувствие каждого из ее членов.

Та самая история про продажника

Расскажу пример из нашей практики. Цель была такая — научить сейлзов продавать самостоятельно, без постоянного контроля. Сделать людей проактивными, заставить работать на результат.

Я много уделял времени обучению сейлзов, генерировал и проверял на практике разные гипотезы, подходы. Каждый день удивлялся, почему результат не улучшается. Ключ оказался в мотивации, и здесь мне пришлось принять крайне непопулярное среди тогдашних наших сейлзов решение.

Отдел продаж, ну продай пожалуйста
Отдел продаж, ну продай пожалуйста

Оказалось, что все это время 80% зарплаты сейлзов составлял фикс. У продажников просто было недостаточно мотивации продавать. Мы поменяли схему: оставили небольшой фикс, но увеличили бонусы. Один сейлз не выдержал такого «красного» управления и ушел. Второй остался, и с ним произошли крутые метаморфозы. Он начал хорошо выкладываться, включаться во все процессы, брать на себя инициативу и ответственность. В итоге человек избавился от своих Brain Bugs, и за месяц сделал пять сделок — отличный показатель для сферы сложной разработки.

В этой ситуации мы использовали однозначно «красный» метод управления, причем максимально прямолинейный. Один сотрудник надорвался и ушел. Но возможно, это не так плохо? Ведь остался второй, который оказался более самостоятельным, ответственным и, как следствие, эффективным. Количество сделок увеличилось, а человек, который получал оклад практически «просто так», ушел и избавил меня от расходов на себя. Идеальная картина.

Как мы научили продажника закрывать 5 сделок в месяц, или почему бирюзовые компании не работают

Другое дело, что в этой ситуации легко было переборщить. Допустим, «освободить» сейлзов от фиксированной части зарплаты вообще. Или ввести штрафы. Давление было оказано ровно на столько, на сколько было необходимо, и наш отдел продаж стал лучше.

Значит ли это, что нужно забыть про «бирюзовые» методы? Нет. Нужно взять лучшее из них, но не забывать, что бизнес — это не про плейстейшн в переговорке и не про творчество сотрудников. Творчество и свобода необходимы, но до той степени, когда человек окупается, то есть остается эффективным.

Даже используя «красные» методы управления, можно использовать «бирюзовую» коммуникацию. Из очевидного — не грубить, не нарушать личные границы человека, не угрожать. Из менее очевидного — интересоваться мнением сотрудника и его уровнем комфорта. Предлагать понятные возможности роста, карьерного и финансового. Думаю, идеальный руководитель умеет настоять на своем любыми методами, при этом дает людям понять, что они нужны, их работа важна, и у них есть право голоса.

Главное — не врите себе, сотрудникам и миру вокруг, что вы «бирюзовая» компания. Быть «красным» бизнесом — не стыдно. «Красный» бизнес, перефразируя слова одного политика, наихудшая форма организации, если не считать всех остальных. А еще — самая эффективная на сегодняшний день.

Наши сейлзы в тот период, о котором я рассказал, работали почти исключительно на бирже фриланса Upwork. Там мы, будучи молодой российской студией без кейсов, смогли найти крутых денежных клиентов и положить много ярких работ себе в портфель. Сделали кучу проектов на блокчейне и с интеграцией искусственного интеллекта.

Я решил поделиться опытом со всеми желающими — раздаю в своем Телеграм-канале подробный гайд о том, как начать работать на этой международной бирже. Все, что надо сделать — подписаться и попросить гайд в комменте к публикации.

В ответ вышлю вам в личку подробную инструкцию по Upwork, где вы узнаете, как:

  • Делать заказы на зарубежку и зарабатывать в долларах
  • Зарегистрироваться в обход блокировок и получить свой первый заказ
  • Прокачать свой профиль и выйти на жирные заказы
  • Отстроиться и победить конкурентов на площадке

Документ пригодится как студиям, так и фрилансерам. Будет полезно директорам агентств, дизайнерам и разработчикам. Заходите, читайте — а потом пробуйте над своими продажниками различные изуверские методы мотивации.

77
15 комментариев

Раздражает этот тренд, жаловаться на своих сотрудников на VC. Делайте это в своих переговорках, а не на публичных площадках.

5
Ответить

Да понятное дело, что начальник не сливает злость тупо на вс, тут скорее смысл в том, чтобы поделиться опытом!

1
Ответить

Иммануил Кант: относись к человеку всегда как к цели, и никогда как к средству

Автор статьи: относись к человеку всегда как к средству.

Чувствуете разницу?

4
Ответить

Не хотим жить как Кант :)

3
Ответить

В переговорках тоже делаем. Здесь — передаем опыт публично. Это нормальный процесс.

2
Ответить

Понятно, что результативность команды важна для успеха компании. Однако, создание комфортной рабочей обстановки также играет свою роль в достижении целей

Ответить

Согласен, транслирую и эту мысль в статье тоже — меня раздражают именно компании, которые изображают себя бирюзовыми и не могут признаться наружу, что они — обычные компании, которым важен в первую очередь результат. Бесит именно лицемерие.

1
Ответить