Секреты заботливой оценки персонала в компании

Оценка персонала — как магия, призванная с целью помочь вашей команде стать супергероями! Ее результаты покажут, что каждый сотрудник умеет делать на отлично, а какие навыки стоит подтянуть. На базе опыта общения с HR-ами крупных компаний, подготовила статью, где раскрыла секреты того, как провести оценку сотрудников просто, быстро, и главное эффективно. Воспользуйтесь этими подсказками, чтобы процесс оценки больше не выглядел устрашающим и сложным.

Подготовка к запуску оценки персонала

Какие моменты важно не упустить в самом начале

  • Согласование целей и сроков, в них должны отражаться ключевые потребности вашего бизнеса
  • Выбор стратегии для мотивации сотрудников и развития профессиональных компетенций
  • Анализ деятельности: поможет установить критерии оценки и выбрать значимые для компании гибкие и профессиональные компетенции
  • Информирование персонала о важности: перед запуском объясните ценность проводимой оценки, сделайте упор на карьерный рост и возможности для саморазвития

Секреты успешной оценки персонала

Что нужно сделать, чтобы после запуска оценки не получить данные, которые невозможно обработать? Рассказываем про тонкости запуска и возможных казусах при внедрении оценки.

Добавьте в варианты ответов пункт «Не знаю»

Давайте разберемся с этим ответом «Не знаю» и почему его не стоит убирать. Один из индикаторов в оценке может оказаться загадкой даже для самого опытного сотрудника. И это нормально! Дайте возможность коллегам ответить «Не знаю», ведь иногда бывает сложно оценить себя или других по заданной шкале.

❗ При этом, выбор пункта «Не знаю» не должен стать причиной для нулевой оценки. Если его игнорировать, общая оценка может получиться совсем некорректной.

Предусмотрите возможность оставить комментарий к индикатору

Оценка по методу 360 — это не просто цифровая шкала и общие баллы по компетенциям и индикаторам. Когда компания на самом деле стремится к развитию сотрудников, то простого перечня значений будет недостаточно, чтобы в дальнейшем разработать детальный план развития.

🤔 Рассмотрим пример 🤔

В навыке «Коммуникабельность» по индикатору «Умеет слушать и понимать собеседника» самооценка сотрудника 5 из 5, но его коллеги поставили всего лишь 2 из 5. Чтобы упростить расшифровку этих показателей, добавьте к индикаторам возможность оставить комментарий. Это позволит предоставить более глубокую обратную связь, раскрыть узкую информацию о профессиональном уровне, а при анализе результатов не останется места для догадок.

Какие комментарии помогут в анализе результатов

  • «Когда я пытаюсь объяснить сложности задачи, Иван не проявляет интереса и настаивает на собственных сроках»
  • «При выявлении рисков Иван всегда обещает клиенту невозможное»

Коллектив считает, что Иван не умеет слушать и понимать собеседника, что негативно сказывается на общем успехе проектов и приводит к просрочкам. Это уже влияет на эффективность решения бизнес-задач. 😿
Даже самые маленькие детали могут иметь большое значение в процессе развития сотрудников. Будьте открыты к обратной связи и готовы работать над улучшением профессиональных навыков. Ведь именно так мы растем и становимся лучше каждый день.

Оценка по шкале 1-5. Но ведь мы не в школе?

Помните ситуацию, когда учитель предлагает проверить работу соседа по парте, и все в классе получают хорошие оценки? 😏 Ваши сотрудники тоже помнят это. Когда они видят шкалу от 1 до 5, даже если вы объяснили, что «3» — это удовлетворительно, а «5» — это превышение ожиданий, сотрудники без лишних раздумий будут ставить друг другу пятерки. Ведь никто не хочет обидеть коллегу. В результате у вас может быть целый отдел, где по результатам оценки, сотрудники многократно превышают ожидания по компетенциям, но на практике — «не дотягивают», а эффективность отдела плачевна.
Как же работать с такими результатами? Как развивать компетенции? Мы рекомендуем попробовать внедрить «Качественную шкалу оценок» — это важная функция, которая поможет получить корректные результаты проводимой оценки.
☝ Например ☝

Уровень 0 – Отсутствие проявления соответствующей компетенции или качества.

Уровень 1 – Уровень понимания. Коллега осознает необходимость данной компетенции или качества. Стремится их продемонстрировать, но не всегда это удается.

Уровень 2 – Базовый уровень. Компетенция или качество развиты в нормальной степени. Коллега проявляет нужные для работы качества, но испытывает затруднения при применении их для решения сложных задач.

Уровень 3 – Сильный уровень. Компетенция постоянно проявляется, а также используется коллегой при решении особо сложных задач.

Разделите Оценивающих по ролям

Вот несколько причин, почему важно распределять сотрудников по ролям: коллеги, подчиненные, руководитель и самооценка.

Объективность оценки: Разные роли в организации имеют различные точки зрения на должностные обязанности и качества. Руководитель сможет оценить навыки управления проектами и умение принимать стратегические решения, в то время как коллеги — способности к сотрудничеству. Разделение анкет по ролям позволит учесть все рабочие аспекты.

Учет контекста: Разные роли могут предоставить более широкое понимание того, как сотрудник выполняет свои обязанности в тех или иных ситуациях. Например, руководитель сможет оценить способность сотрудника принимать решения в сложных ситуациях, в то время как коллеги — навыки коммуникабельности во время работы в команде.

Развитие сотрудника: Подсвечивание ролей позволит использовать персонализированный подход при составлении индивидуального плана развития, направленного на улучшение конкретных навыков и качеств.

🧑‍🔬 Еще один пример, чтобы не быть голословной 🧑‍🔬

Руководитель

Индикатор: Способность принимать стратегические решения.

Открытый вопрос: "Как вы оцениваете способность сотрудника выстраивать долгосрочные стратегии для достижения целей?"

Коллега

Индикатор: Способность к сотрудничеству.

Открытый вопрос: "Как вы оцениваете способность сотрудника работать в команде и находить компромиссы в сложных ситуациях?"

Подчиненный

Индикатор: Способность к мотивации и развитию подчиненных.

Открытый вопрос: "Как вы оцениваете способность сотрудника мотивировать и развивать свою команду?"

Самооценка

Индикатор: Способность к саморазвитию.

Открытый вопрос: "Как вы оцениваете свои личные успехи в развитии навыков и профессиональном росте?"

Обработка результатов. Еще один отчет?

Вы, безусловно, молодцы, что уговорили всех сотрудников оценить друг друга, но теперь перед вами стоит огромная задача — разобраться с каждым отчетом внимательно и индивидуально. В среднем, на анализ отчета по одному сотруднику уходит от 30 минут до 4 часов. А что если таких сотрудников 100? 1000? 10 000?
Но не стоит паниковать, ведь вы можете получить готовые отчеты в ХайХабе, которые сделают всю работу за вас.

Это можно выгрузить в .pdf и .xls
Это можно выгрузить в .pdf и .xls
Это тоже можно выгрузить в .pdf и .xls
Это тоже можно выгрузить в .pdf и .xls

Выводы

  • Подготовка перед запуском оценки наиболее важный этап. Подбор компетенций, распределение ролей, отправка анкет — все эти этапы уже автоматизированы в ХайХабе. С вашей стороны необходимо подготовить коллектив морально, сделать так, чтобы отношение к процессу было только позитивным.
  • Нужна как первичная, так и повторная оценки. Тогда вы сможете полноценно посмотреть на результаты развития компетенций сотрудников.
  • Анализ отчетов это не финальный этап, после него нужно составить индивидуальный план развития для каждого.
  • Обратная связь в виде ответов на открытые вопросы и комментариев к индикаторам помогут раскрыть сотрудника с разных сторон.

Желаем вам успехов в проведении оценки, а вашим сотрудникам непрерывного роста и прекрасных показателей! 💙

88
5 комментариев

К сожалению не все умеют трезво, адекватно и справедливо оценивать свой персонал, а жаль, ведь если бы умели все, многое бы могло измениться)

3
Ответить

А зачем вообще делать оценку персонала, я не вижу в этом никакого смысла, тем более так, как предложили вы!

Ответить

Благодарю Вас за комментарий и ваше мнение.

Сотрудник - это прежде всего человек, у которого есть сильные стороны и зоны развития. Один человек в коллективе может мешать двигаться вперед всему отделу, а кто-то может быть лидером, но для руководства незаметным. Оценка позволяет таких людей вычислить.

Топовые компании стремятся к развитию (обучению в том числе) своих сотрудников и видят ценность в их опыте, знаниях и вкладывают немало ресурсов, чтобы люди росли в рамках одной компании и приносили пользу конкретно их бизнесу.

Оценка так же помогает определить "узкое горлышко" и понять, чего не хватает, чтобы результаты пошли в гору, выделить сотрудников, которые достойны повышения и создать кадровый резерв

4
Ответить

Да, мы тоже на ХайХаб (https://start.hihub.ru/) перешли. Все чаще про него и слышать стала, активно внедряют его и кейсы есть.

1
Ответить