Мотивируем и вовлекаем сотрудников с помощью геймификации

Не так сложно найти сотрудника (хотя и это порой превращается в задачу со звёздочкой), как его удержать. И один из мощных современных HR-инструментов для этого – геймификация, или внедрение игровых элементов и механик в неигровые контексты, в частности в корпоративные процессы и рабочие задачи. Рассказываем, что такое геймификация, как она работает и какие преимущества имеет для сотрудников и компании, и делимся нашим оранжевым опытом.

Использование геймификации
Использование геймификации

Преимущества геймификации для компании и команды

Игра — базовый навык всего, не побоимся этого слова, человечества. С неё начинается узнавание мира и других людей, она формирует полезные умения и прокачивает личные качества. И даже когда детство остаётся лишь приятным воспоминанием, игра так или иначе присутствует в нашей жизни.

Так почему бы её не внедрить в рабочие процессы, подумали HR-специалисты. И внедрили. И поняли: работает! А ещё приносит приятные бонусы и сотрудникам, и компании. Win-Win, всё как мы любим.

Игровые механики мотивируют сотрудников быстрее и эффективнее решать задачи и достигать поставленных целей, а ещё — обмениваться идеями и больше коммуницировать, ведь геймификация стимулирует здоровую конкуренцию, которая не исключает сотрудничества и взаимопомощи. Поэтому заодно прокачиваем навыки общения и командной работы. Помогут игровые процессы и в развитии креативности, необходимой для поисков решений и инновационных подходов. И вишенка на торте — награда за победу в соревновании.

Что же тогда получает компания? Вовлечённых сотрудников, более высокую производительность команды и снижение кадровой «текучки». Замотивированность команды влияет и на уровень удовлетворённости клиентов, которых порадует возросший уровень сервиса и скорость решения задач. Геймификация станет отличным решением и для внутренних процессов, например обучения или оценки эффективности.

Преимущества геймификации
Преимущества геймификации

Из каких элементов состоит геймификация

Соревновательный дух и конкуренция — основа игровых механик. Хотя психологи утверждают, что сравнивать себя следует только с самим собой в прошлом, в бизнесе это правило не действует. Быть лучшим — это здорово. Геймификация делает конкуренцию более здоровой и продуктивной, когда стремление к победе сочетается с командным взаимодействием.

Без наград соревнование теряет смысл. Сотрудники, показывающие лучшие результаты, должны быть вознаграждены, будь то материальные премии или нематериальные поощрения, такие как похвала, признание или дополнительные дни отпуска. Важно учитывать предпочтения сотрудников и выбирать награды, которые имеют для них значение.

Также стоит упомянуть программу награждения баллами в корпоративном интернет-магазине, где сотрудник может выбрать приз, о котором мечтает. Интерактивная или физическая таблица лидеров отвечает за моральное поощрение: этот элемент геймификации стимулирует достижение лучших результатов и отслеживает профессиональное развитие сотрудников.

Например, в ADMOS висит доска с лучшими результатами за всю историю компании. Каждый хотел бы увидеть там своё имя. О том, как и за что мы награждаем сотрудников, мы расскажем подробнее.

Отлично подходит геймификация и для обучения. Это один из самых эффективных способов вовлечения сотрудников в процесс развития и прокачки навыков. Внедрение игровых элементов в обучающие программы позволяет сделать процесс более интересным и захватывающим, что, в свою очередь, повышает уровень усвоения информации. Квесты, головоломки и викторины не только улучшают скиллы, но и способствуют сплочению команды.

Составляющие гемификации
Составляющие гемификации

На что обратить внимание при внедрении геймифицикаци

Перед тем, как вводить игровые элементы в процессы компании, необходимо выделить области, отделы и задачи, которые нужно геймифицировать. Важно понимать, какие аспекты работы можно сделать более интересными и увлекательными. Также стоит учесть возможности для улучшения коммуникации и сотрудничества между сотрудниками. Не менее важно определить цели, которые вы хотели бы достичь: улучшение производительности, снижение текучки кадров, увеличение продаж или что-то еще.

На основе этого уже можно формировать стратегию и выбирать игровые элементы, которые подойдут для конкретной ситуации: очки опыта, уровни, достижения, награды, рейтинги и многое другое. Важно, чтобы они соответствовали интересам и предпочтениям сотрудников, чтобы повысить их вовлеченность и мотивацию.

Перед внедрением геймификации обязательно необходимо проинформировать руководство и сотрудников об изменениях. Это поможет избежать недовольства и непонимания со стороны сотрудников, а также позволит заручиться поддержкой руководства. Не стоит забывать и о сборе обратной связи: так вы узнаете мнение команды о нововведении и при необходимости внесёте коррективы в стратегию.

Периодически проводите оценку эффективности геймификации с точки зрения достижения поставленных целей и вовлечённости сотрудников. Если результаты не удовлетворительны, возможно, стоит пересмотреть стратегию или добавить новые элементы.

Внедрение геймификации
Внедрение геймификации

Какие препятствия могут возникнуть

При внедрении геймификации могут возникнуть определённые трудности. Отличная новость: с ними можно справиться!

Например, такое новшество может вызвать сопротивление со стороны сотрудников, которые привыкли к традиционному подходу к работе (особенно, если у вас много сотрудников в возрасте). В таком случае руководству следует проводить разъяснительные беседы и объяснять цели и преимущества геймификации, а также создать систему мотивации, которая будет поощрять сотрудников за участие в игровых активностях.

А ещё...

  • Постоянное соревнование может привести к выгоранию.

Чтобы избежать этого, регулярно проводите опросы среди сотрудников, чтобы выявить признаки выгорания на ранних стадиях, и помогайте создавать баланса между работой и личной жизнью, оставляя время на отдых, хобби и общение с семьей и друзьями. И не забывайте поощрять сотрудников за их достижения и усилия, даже если они не достигают максимальных результатов.

  • Личная эффективность может цениться сотрудниками выше, чем командная работа.

В ваших силах это предотвратить! Чтобы создать атмосферу сотрудничества, а не конкуренции, чётко определите цели, которые должны быть достигнуты с помощью геймификации и используйте игровые механики, которые поощряют сотрудничество. Поощряйте сотрудничество и командную работу с помощью наград и бонусов.

  • Сотрудники могут перестать проявлять инициативу из-за страха потерять баллы или вознаграждения.

Этот вопрос легко решить, обеспечив прозрачность системы вознаграждений: Сотрудники должны понимать, как начисляются баллы и какие вознаграждения они могут получить за них. Цели должны быть достижимыми и соответствовать возможностям. Это поможет устранить страх потерять баллы и обеспечит мотивацию к проявлению инициативы. Регулярно собирайте обратную связь об успехах и трудностях сотрудников, связанных с геймификацией, чтобы команда ощущала вашу поддержку.

  • Сотрудникам может казаться, что их работу постоянно оценивают.

Объясните, что геймификация предназначена не для оценки работы, а для мотивации и вовлечения в рабочие процессы. Это поможет уменьшить беспокойство и стресс, связанный с оценкой. Прозрачность и гибкость критериев, по которым начисляются баллы, также уменьшат неопределённость и страх перед оценкой.

Сложности в геймификации
Сложности в геймификации

Как мы внедрили геймификацию в бизнес-процессы ADMOS

Отделы продаж являются одними из первых претендентов на внедрение геймификации в любой компании. Для менеджеров по продажам мы запустили ADMOS Cup, где оцениваются количественные показатели и проводятся регулярные конкурсы с ценными призами. Они также участвуют во внутренних и внешних конкурсах, где могут выиграть путешествия в различные города и страны.

Все сотрудники компании могут делиться предложениями по улучшению бизнес-процессов в группе «Кайдзен». По итогам каждого месяца выбирается автор лучшего нововведения, который премируется приятной суммой для покупок в корпоративном вебшопе. Бонусы можно получить за «спасибо» от коллег, отличную работу, день рождения и юбилей работы в компании, а также в качестве подарка от коллег. Накопленные ADMOS-рубли можно потратить на выбор мерча, курсов и мастер-классов.

Геймификация также используется в процессе адаптации новых сотрудников. Каждый получает карточку с 12 навыками, закрытыми скретч-слоем. За каждый открытый навык сотрудник получает стикер. Если собрать все 12 стикеров в течение 6 месяцев, то можно получить бонус в вебшопе и выбрать для себя награду.

Мы также любим геймифицировать тимбилдинги и устраивать соревнования между отделами. Наши сотрудники уже соревновались в приготовлении различных блюд, таких как шарлотка, блины и салат оливье. К новогодним корпоративам мы готовим ролики, а победители конкурсов получают призы на весь отдел.

Кейсы внедрения геймификации
Кейсы внедрения геймификации

Понравилась идея? Приходите в ADMOS

Хотите внедрить в компании геймификацию или обновить фонд подарков? Создадим для вас тот самый мерч, который так и хочется получить в качестве награды. А тех, кто хочет собрать все призы от ADMOS, ждём в нашей компании!

реклама
разместить
Начать дискуссию