Как избежать конфликта на работе — правильно общайтесь
Даже самым уравновешенным людям трудно избежать конфликтов с коллегами на работе. При этом после горячих споров одни из нас наживают себе врагов, а другие — умеют сохранить комфортные служебные отношения с оппонентами. Отшлифуйте тактику общения.
Предотвратить все потенциальные разногласия — задача, к сожалению, невыполнимая. Поэтому 86 % персонала старается урегулировать конфликты с коллегами самостоятельно, 5 % — обращаются за помощью к сослуживцам, 2 % — нуждаются в поддержке руководителей.
Причины конфликтов на работе
Назовем две наиболее распространенные причины служебных конфликтов. К первой относятся просчеты боссов, а ко второй — привычки и установки сотрудников. Так, в большинстве случаев конфронтация является следствием:
- неумения начальника грамотно руководить вверенным ему личным составом (особенно в периоды нововведений);
- не четко сформулированных должностных обязанностей (одни специалисты прохлаждаются, а другие, как говорится, трудятся за себя и того парня);
- личного расположения шефа — его снисходительности или предвзятости к определенному кругу подчиненных (любимчикам все ошибки прощаются, с остальных — за малейшую неточность строго спрашивают);
- разного отношения сотрудников к выполнению своих обязанностей (кто-то всегда трудится добросовестно, а кто-то — спустя рукава); несовместимости психологических типов людей, которым по долгу службы приходится постоянно контактировать;
- привычек членов коллектива (например, открывать окно или включать кондиционер).
Надо добавить: проблемы имеют свойства накапливаться и в арифметической прогрессии приумножают раздражение и недовольство персонала. Хуже всего, что это может длиться (в зависимости от типа темперамента, характера и убеждений людей) неделями, месяцами и даже годами.
Последней же каплей, переполняющей терпение, становятся три катализатора служебных конфликтов:
- усталость при авралах;
- «текущее» недовольство начальника;
- личные проблемы (со здоровьем или в семье).
Как предотвратить конфликт на работе
Для того чтобы предотвратить ситуативную и/или неконструктивную ссору психологи рекомендуют: не собирать факты, а сразу говорить о затруднениях.
Совет. Сгоряча не обрушивайте на голову сослуживца свои претензии — подготовьте его к диалогу. Для этого скажите: «Я хочу обсудить с тобой актуальный для меня рабочий момент. Давай согласуем удобное для нас время для разговора».
Общение получится результативным, если вы сначала детально продумаете тезисы беседы и подберете весомые аргументы.
Затем в дружественно-коллегиальном стиле изложите суть дела, при этом не допускайте критики и не вспоминайте о просчетах визави. После чего выслушайте точку зрения коллеги и постарайтесь понять логику его действий, а самое важное и трудное — попытайтесь мысленно встать на его сторону. И только после этого вырабатывайте совместный алгоритм действий по устранению причин недоразумений.
Обратите внимание: если сотрудник часто использует обороты-сомнения («возможно», «скорее всего», «предполагаю»), то он к диалогу не готов или не уверен в своей правоте. Соответственно, можете более настойчиво, но корректно отстаивать свою позицию.
Также учитывайте, что план вашего монолога может быть «скорректирован» вспыльчивостью оппонента и вызвать аналогичную реакцию с вашей стороны. Словом, если ситуация накаляется, то переходите к стратегической хитрости.
Поведение в конфликтах на работе
Если разговор принимает серьезный оборот и приближается к температуре кипения — разрядите обстановку, чтобы не доводить до стычки. Грамотное поведение в конфликтах на работе, а точнее использование нескольких действенных приемов — позволит избежать недоразумений в общении.
Перенесите неприятную беседу. Сошлитесь на срочное задание и предложите обсудить сложившееся положение чуть позже — минимум через полчаса, а лучше на следующий день. Это даст возможность проанализировать обоснованность претензии и продумать свои контраргументы, плюс подкрепить их фактами.
Совет. Если отложить сложный разговор не удалось, то не допустить ссоры помогут фразы: «Понимаю, что ты не согласен с моими словами (действиями), поэтому готов обсудить проблемный момент»; «Давай спокойно разберемся в спорном вопросе и найдем общее решение»; «Я понял причину твоих претензий. Пожалуйста, выслушай и мои аргументы, а потом вместе выработаем оптимальный план действий».
Не повышайте голос и говорите слегка медленнее, чем обычно. Данная тактика позволит сдерживать эмоции, причем как лично вам, так и оппоненту. Кроме того, увеличит шансы услышать друг друга и не наговорить неприятных слов, то есть предотвратит ссору.
Игнорируйте грубость. Хамство свидетельствует о невоспитанности субъекта и не уверенности его в своих доводах и правоте (подробнее читайте публикацию «Хамство на работе: как усмирить грубияна»).
Применяйте правило трех «да». Непременно скажите сослуживцу, что уважаете его профессионализм и опыт работы. После чего выберите среди утверждений визави три тезиса (или хотя бы один), с которыми можно согласиться и одобрите их. Начинайте обсуждение со словосочетаний: • «хорошая идея»; • «разделяю точку зрения»; • «я понимаю»; • не забудьте привести доводы «за».
И лишь после этого высказывайте свое альтернативное мнение. Как правило, разногласия сразу смягчаются, и стартует продуктивный диалог.
Запрет. Не используйте в речи «ТЫ-посыл», например:
- «ты допустил ошибку»;
- «ты не сделал своевременно»;
- «ты виноват»…
Ведь коллега тут же вспомнит все ваши оплошности и начнется обмен «хуками». Гораздо эффективнее на первое место в монологе поставить слова «я понимаю, что ты…». Таким образом, вы сигнализируете о том, что услышали мысль собеседника, и он ответит тем же и готовностью разобраться во встречном предложении.
Отшутитесь. Попробуйте разрядить обстановку шуткой (лучше если она будет по делу, то есть в унисон затрагиваемой теме) и улыбнитесь (именно улыбка часто становится спасательным кругом во время накала страстей).
Если же конфликта с коллегой избежать не удалось — вы поругались, тогда надо мириться. Не спишите это делать через минуту, сначала успокойтесь сами и дайте на это время своему оппоненту.
Как успокоиться, если на работе произошел конфликт?
Вам помогут несколько простых и весьма эффективных действий
- Динамичный подъем и спуск по лестнице с первого на последний этаж — желательно несколько раз;
- Быстрый променад вокруг здания офиса — от 10 до 15 минут;
- Легкий перекус, но без кофе и крепкого чая;
- Жалоба открытому крану с водой в санитарной комнате.
Как вести себя с коллегой после конфликта
Когда эмоциональный накал утихнет — большинство из нас ищет возможность смягчить разногласия, причем всегда рады примирению. Поэтому не стоит особо раздумывать над вопросом: «Как вести себя с коллегой после конфликта», — начните с доброжелательного приветствия утром.
Важно помнить: только индивиды не готовые к работе в команде расцениваю предложение «вложить меч в ножны» как слабость оппонента.
На практике не имеет значения, кто делает шаг навстречу. Главное, что вы оба признаете свои ошибки — вспыльчивость, горячность, несдержанность в аргументации... А затем можете спокойно обсуждать эксцесс и найти «общий знаменатель».
Следует также отметить: готовность признать свои промашки является сигналом понимания того, что комфортные отношения в коллективе строятся на основе доброжелательных контактов.
Заключить перемирие с коллегой после конфликта помогут фразы и действия
- «Мы повздорили — это меня беспокоит».
- «Меня озадачили твои слова, поэтому хочу узнать и понять, что тебе не нравиться или не подходит».
- «Если ты не против, то я обосную свою позицию, а затем внимательно выслушаю твое мнение. Давай найдем компромисс».
- Открытая улыбка и пожелание «хорошего дня» утром.
- Внимание-сюрприз: две заваренные чашки кофе (чая) — для себя и для коллеги, а шоколадная конфета улучшит настроение.
- Словосочетание «давай помиримся».
5 признаков того, что мириться не хотят:
- • предложение о перемирии принимается крайне сдержанно;
- сотоварищ смотрит поверх вашей головы или в сторону, к тому же взгляд весьма жесткий;
- отвечает леденяще-холодным тоном;
- спич сослуживца (и это основное) сводится к перечислению того, в чем вы, по его мнению, виноваты, например, были неправы, говорили ерунду, не контролировали громкость голоса;
- сотрудник считает, что источник конфликта только в вас; • абсолютно не признает своих «инвестиций» в раздор; • выдвигает особые условия сатисфакции.
Помните: такие люди (их меньшинство) в принципе не готовы к командному взаимодействию. Однако никуда не денешься, по долгу службы придется общаться — здороваться и решать производственные вопросы. Тут можно посоветовать одно: будьте максимально сдержанны и тактичны.
Советы психолога
Рекомендации, как правильно общаться во время конфликта на работе с коллегой от психолога Светланы Луценко.
При управлении конфликтами одним из основных навыков (как для специалистов, так и руководителей) считается умение идти на компромисс и находить консенсус в спорных ситуациях. Ведь от этого зависит слаженность действий коллектива и эффективность производственного процесса. Поэтому старайтесь придерживаться шести правил.
Не переходите на личности. Если хотите сохранить доброжелательные отношения с коллегой, то не указывайте на его слабости — служебные споры забудутся, а обиды вряд ли.
Не критикуйте и не анализируйте оплошности визави. Если не согласны с предложенной концепцией, то достаточно будет заметить, что у вас нет уверенности в ее полной эффективности.
Не задевайте самолюбие. Если отвергаете идею, то делайте это очень корректно.
Не провоцируйте и не поддавайтесь на провокации. Если уверены, что реплика сослуживца приведет к конфронтации, то переведите все в шутку, например, попросите не волноваться по поводу того, какая вы зараза.
Не бойтесь рассказать о возникших сложностях руководителю. Если он верно понимает свои должностные обязанности, то обязательно урегулирует недоразумение, ведь конфликты на работе с коллегами отражаются на результатах и показателях труда всего коллектива.
Не затаивайте обиды. Подобное поведение разрушительно для психики любого индивидуума.
Лада Андреева, блог «Управление карьерой, временем и людьми»
К вам на собеседование пришел 18-летний юнец с татуировками на лице. Будете общаться или сразу отправите на выход?
В начале этой недели рынок акций продолжил рост, однако довольно быстро развернулся вниз и упал более чем на 200 пунктов по индексу ММВБ к концу недели. Это уже приличная и продолжительная коррекция, которую ранее рынку не давал реализовать безумный поток позитивных новостей. И нельзя сказать, что этот поток прекратился, но он теперь уже не такой п…
Недавно Роналду стукнуло 40 лет. В честь этого я приготовил блюда из его рациона и посчитал бюджет. В этой статье вы узнаете, чем обедает один из лучших игроков мира, и почему вы тоже так можете. В конце покажу цены и принципы питания для кубиков пресса.
Тренд текущего времени - впарить себя через чат с ником похожим на собачью кличку и оплатой криптой. Оплата конечно же вперед и 100%.
И посоветовал сотрудникам приходить в офис «хотя бы» в будни, чтобы выиграть гонку за AGI.
С каждым годом в России VPN-сервисы становятся всё более актуальными, особенно для пользователей iPhone, которые хотят свободно пользоваться Instagram, YouTube или смотреть любимые сериалы. Сейчас на рынке представлено множество сервисов, но как выбрать тот, который будет действительно удобным?
Журналисты отмечают хорошее время работы на одном заряде и неплохую заднюю камеру, но недовольны отсутствием MagSafe.
Пожалуйста, оставьте в ленте один снимок.
Я вообще не выводила в ленту. Не понимаю, почему так получилась. Кажется, уже убрала, но не уверена
В современных реалиях нужна другая тема: Как избежать конфликтов на работе по удаленке!
Классная тема! Мне дома постоянно мешают, то есть отвлекают
Очень интересно, спасибо! У меня было актуально, что 1 пашет за 3х... всех кто прохлаждался уволили.
Я на собственной шкурке с подобным тоже сталкивалась, поэтому было интересно писать