Не нанимайте крутых программистов, если вы стартап и только начали делать продукт. Они вам все испортят

Всю свою карьеру я работал программистом в ИТ-корпорациях и вносил мизерный вклад в гигантские системы, которые никому не нужны. Но везде меня считали крутым.

Один раз я написал статью о том, как увлечение новым языком программирования спасло меня от выгорания. Её прочитало много людей, и меня позвали работать в стартап. Предложение было заманчивым, ребята звали меня делать реальные вещи, а не абстрактное дерьмо. Я согласился.

Не нанимайте крутых программистов, если вы стартап и только начали делать продукт. Они вам все испортят

Собес был странным. Я привык, что обычные интервью хуже экзамена, а эти парни почти не проверяли мои технические скиллы. Они только и говорили, что за продукт хотят сделать, — я же привык обсуждать, как делать, а не что.

Мы уже тогда говорили на разных языках, но похоже, они приняли положительное решение ещё до собеса — статья внушила им, что я подхожу команде как человек. Мои скиллы их не особо интересовали. Наверное, ребята думали, что все хорошие программисты пишут код одинаково.

Когда я приступил к работе, я охренел. У них всё было сделано неправильно. Они буквально в тупую брали и решали проблемы продукта, подпирая один костыль двумя другими. Они не выстраивали хорошую архитектуру, не работали по практикам, их кодом можно было выжигать разработчикам глаза.

Я сразу сказал прямо — это не код, это дырявый пакет с мусором, мы всё здесь к чертям перепишем.

Когда много работаешь в большой корпорации, учишься убеждать людей, потому что каждый день отстаиваешь решения перед десятками крутейших инженеров. Вот есть ты — истинный технарь, настоящий мессия, человек, который один тут знает, как надо правильно вести разработку.

Эти парни такими не были — и легко купили мои аргументы, потому что и наняли меня разбираться в вещах, которые они не понимают. Не отвлекаться же от бизнеса. Я был только рад — вот у нас есть модуль, который прямо сейчас работает и решает настоящую проблему, вот у нас есть ведро, в которое мы его выкинем, и вот у нас есть план, как сделать то же самое, но нормально.

Как у любого стартапа, у этого был ограниченный бюджет. И я убедил всех, что его надо тратить на правильный код, продуманную архитектуру и глубокое тестирование. «Это самая правильная инвестиция, — настаивал я. — Знаете, почему 90% стартапов схлопываются? Потому что у них все начинает валиться из-за ранних ошибок, и весь бюджет уходит на латание дыр в прототипе, из которого они решили растить продукт, не переписывая. А могли бы разрабатывать новые фичи».

Я принес это мышление из больших компаний — там не существует никакого бюджета. Там делаем, сколько хотим, менеджеры поворчат, но ИТ-гигант все равно оплатит любой чек.

Каждый день у нас были созвоны, и каждый день парни пытались убедить меня подзабить на качество — но я каждый раз легко их переубеждал. Потому что только тот, кто сечет в качестве, может об этом убедительно спорить. Но их нытье, что вот к этому дню они планировали добавить вот эти пять фич, а вместо этого мы просто переделали то, что уже работало, начинало меня доставать.

«Эй, вы меня наняли, чтобы повысить качество разработки — мы его повышаем». Но это моя логика. Кроме логики есть ещё эмоции, и я начал сопереживать. На самом деле я понимал, что им не нужно качество. Если вы любите работать на результат — попробуйте меня понять. Представьте, что вы попали в компанию вечного процесса, где релиз вечно откладывается все дальше и дальше, и вы начинаете понимать, что никто к нему особо и не стремится. Как быстро вы сбежите?

Примерно так же я не представляю, как можно позволить себе собранный на коленке продукт.

Парни в этом стартапе, может, и хотели писать код, над которым никто не будет смеяться, но для их бизнеса такие вещи — чисто косметические. Им ведь действительно тупо нужно зафигачить, чтобы оно работало. Но признаться в этом самим себе они не могут.

Когда я это прочувствовал, я поймал себя на том, что уже третью неделю покрывал тестами модуль, который хорошо работал и не нуждался в модификациях в обозримом будущем.

Я сел, хорошенько подумал и осознал — из-за меня этот бизнес просто выкинул четыре месяца. Буквально никакого профита от того, что мы тут делали, для них нет. И никогда не будет. Я взял яйца в кулак, извинился и ушёл. В гигантскую компанию, которая всегда рада оплатить мои идеалистические порывы делать никому не нужное максимально правильным способом.

Наверное, я огромный мудак. Может и правда то, что я делаю, — это плохо, и мне нужно стать другим разрабом. Но это не так. Дело в том, что есть разрабы, которые занимаются индустрией, и есть те, кто фигачит вам продукт. Главное уметь отличать их друг от друга и ни в коем случае не ждать от индустрийщиков, что они сделают вам ваш продукт. Потому что они плевать на него хотели. На ваш продукт, на ваших пользователей, на ваш бизнес и на вас самих.

Они легко убедят вас на собесе, что ваши разрабы — говно собачье, а то, что вы уже сделали, — игрушечный прототип, который прямо сейчас надо сесть и написать нормально. Они не мудаки, их учили решать другие проблемы.

Если бы вам как-нибудь довелось саппортить проект, которому десять лет, вы бы поняли, откуда тут растут ноги. Но конкретно для вас сейчас вот что важно — если у стартапа возникают проблемы с поддержкой старого кода, значит, у вас все просто отлично. Значит, вы уже запустились, зарабатываете бабки, пришло время становиться большой корпорацией и нанимать хороших программистов, которые будут месяцами копаться в каждом модуле.

А до тех пор — гоните этих умников в шею. Они пришли к вам не ваши проблемы решать. Они пришли вести исследования, качать свой скилл и уходить на более жирное место.

Если ваш кандидат на должность СТО рассказывает про программирование с горящими глазами, часто говорит об архитектуре, фреймворках и прочем — это тот самый парень. И от него будут одни чертовы проблемы.

Моя история со стартапом была два года назад, и я даже не помню, что там был за проект. Вообще ничего не помню. Все мои друзья — такие же разрабы, как я, — работают точно таким же образом. Мы живем ради развития индустрии и разработки, а не ради говноприложений для людей, которые не отличают джаву от джаваскрипта.

А вот кто действительно нужен для разработки приложений — это ребятки, которые услышали про зарплаты в ИТ и научились программировать за полгода ради денег. Такие, кому плевать на элегантность подходов функционального программирования. Тех, кто на досуге читает книжки про бизнес, а не про домейн драйвен девелопмент. И они работают вот так — тупо делают в срок, что им сказано. И это именно то, что тебе нужно, пока над твоим проектом работает меньше сотни человек.

270270
397 комментариев

Не нанимайте крутых программистовНачнем с того, что Фил не имеет отношения к крутым программистам. Ну может он конечно общался с ними, жал им руки. Но сам - нет.

Крутость программиста - это не написать идеальную архитектуру по книжкам теоретиков, не покрыть 100% кода тестам, не придумать идеальные названия и понятные комментария функциям и переменным. То что я сейчас перечислил - это долбоебизм.

Крутость - это сделать качественный продукт соответствующий требованиям, за адекеватное время, с приемлимым уровнем говна и костылей. 

Не надо противопоставлять говно на коленке и вылизанный идеальный проект. Это две стороны задней части медали. Опытный разраб пишет быстро и на коленке нормально, не вылизано, но и не говно.

Крутая архитектура это не когда как в книжках, от профессоров, которые ничего кроме текста лаб не писали. А когда 95% фич влезает в нее без коренных переделок проекта. Это когда там где с высокой долей вероятностью будут изменения, оставлен задел. А где их скорее всего не будет - нет никаких личшний слоев или абстракций. 

Хорошие тесты - это не 100% покрытие, а тесты в местах где ошибки реально критичны, и где ошибок и времени на их фикс больше чем на написание тестов. И уж тем более ни тогда, когда код или архитектура проекта специально приспосабливается под тесты - это конечная остановочка.

Качественно писать код - это не 0 костылей, это костыль вместо переписывания половины проекта, это знать где костыль лучше вместо рефакторинга. 

Рефакторинг - это не переименование методов или чистка кода от легаси. Рефакторинг, это перестрока здания на живую, это знать где лучше оставить как есть, а где цена недель отлова новых багов дешевле, чем оставить как есть.

А вообще начинать технический стартап не имея скилла в этой области или доверенного человека с такими скиллами - это лотерея.

364
Ответить

Ох, не хотел я снова спорить с разработчиками, но от вас никуда не деться.

По пунктам. Не имею отношения к крутым программистам? Что бы говорить такое, нужно самому иметь отношение, а судя по херне про неважность архитектуры и тех же наименований ты гораздо дальше от них, чем я.

Сделать качественный продукт - это крутость команды, из разработчиков, тестеров, дизов, манагеров и т.д. - разрабы тут винтики в механизме, и от нас зависит даже не большая часть хорошести продукта.

Твои опытные разрабы, которые пишут быстро и с приемлемым качеством хороши во всем, но у них одна проблема - они вымышленные.

Классная архитектура, это как в книжке той же "Банды Четырех", каждый из которых писал приложения, размеры и важность которых недостижимы ни для тебя ни для меня.

Не знать, что тесты нужны не для проверки на ошибки, а для фиксации рабочего функционала - это визитная карточка для некомпетентных болванов, которые не читают книжки, а "пишут код который решает проблемы"

Качественно писать код - это качественно писать код. А городить костыли ради экономии бюджета - это качественно вести бизнес.

Рефакторинг, блядь, по определению - это улучшение качества кода без изменения его функциональности. А то о чем ты говоришь - это переработка.

35
Ответить

Любой костыль - это сохранение текущего времени в ущерб будущему. При чем затраченное время нарастает по экспоненте в зависимости от наложенности костылей. Вы никогда заранее не узнаете какая часть проекта будет меняться, а какая нет.
Костыль - это затрата и времени, и ресурсов. Проект, разработанный по общепринятым правилам, может поддерживаться меньшим числом разработчиков, а вовлечение нового разработчика требует минимальных ресурсов. Названный вами «долбоебизм» сохраняет огромную кучу ресурсов при масштабировании проекта при чем в любом направлении.

По теме поста: соглашусь, что качество кода уходит на второй план у стартапов, в угоду бизнес задачам. Качество кода дает плоды в долгосрочной перспективе, а у стартапов есть необходимость получить инвестиции и охватывать рынок прямо сейчас. Но если стартап выходит на «плато», то продолжать существование на костылях все равно, что ехать на машине на ручнике - и медленно, и ресурсов уйдет в разы больше. 

13
Ответить

Я согласен с Илитным по всем пунктам.
Автор статьи написатель кода по книжкам, но не разработчик.
Печально, что он сейчас ввел в заблуждение много людей, тем самым, вероятно, загубив еще несколько проектов.

14
Ответить

... Когда коммент лучше статьи

12
Ответить
11
Ответить

Не надо путать опытных программистов и крутых программистов. Это совершенно разные люди.

4
Ответить