Инструкция по управлению творчеством в бизнесе и не только. Модель мозгового штурма SCAMPER

Головоломка. Мозговой штурм. Brainstorm
Головоломка. Мозговой штурм. Brainstorm

Термин Брейншторм или мозговой штурм массово ворвался в отечественное корпоративное пространство в нулевых и ознаменовал собой свободное выражение идей. Несмотря на то, что сам метод нацелен на решение конкретных задач, ассоциируется он именно со свободой выражения мыслей. Повелось даже так, что люди стали использовать фразу «это у меня брейншторм» в процессе рабочей дискуссии, чтобы не получить в ответ незамедлительную критику, которая автоматически выдается не потому, что мысль глупая, а потому что "тишина должна быть в библиотеке"!
🤐Ещё со школы было не принято публично выражать свои идеи кроме той единственной, что описана в учебнике. Позднее, когда корпоративная культура и принципы этики, способствующие открытой дискуссии, стали нормальной практикой в большинстве компаний, частота использования слова брейншторм начала снижаться. В нем отпала необходимость т.к. свобода выражения рабочих мыслей стала достигаться другими способами, а эффективность и результативность самого метода получения новых идей оказалась невелика. На этом большинство и успокоилось.
🤔Тем же, кому по долгу службы приходится генерить идеи поняли, что одного лишь факта предоставления «трибуны» сотрудникам, с последующей экспертной оценкой сказанного, недостаточно для получения качественных идей.
Без применения инструментов поиска идей большинство довольно быстро упирается в тупик либо выдаёт фантастические соображения, реализация которых невозможна.
Принципы эффективного мозгового штурма:
Открытость и неосуждение
Ключевым принципом проведения эффективного мозгового штурма является создание атмосферы, в которой все идеи принимаются без критики. Этот принцип побуждает участников вносить нестандартные, нешаблонные идеи, не опасаясь, что их осудят. Создание открытой среды способствует развитию творческого потенциала, поскольку люди чувствуют себя более комфортно, делясь своими мыслями.
Количество превыше качества
Сосредоточившись на необходимости генерировать большое количество идей, участники поощряются к более свободному и широкому мышлению.
Такой подход должен привести к появлению целого ряда ценных концепций, включая те, которые сначала могут показаться непрактичными или неактуальными, но при дальнейшем изучении могут привести к более инновационным решениям.
Развитие идей
Мозговой штурм - это не только придумывание новых идей, но и расширение и совершенствование существующих. Поощрение участников развивать идеи друг друга может привести к более зрелым и законченным решениям.
Разностороннее участие
Чтобы генерировать широкий спектр идей важно иметь разнообразную, кросс-функциональную команду. Нужно стремиться к тому, чтобы в состав команды входили люди с разным опытом работы, разных дисциплин и областей знаний. Это позволит привнести в группу различные точки зрения, а не однополярные идеи.
⬇Ключевые моменты:
📌Спонтанность: идеями делятся по мере их поступления в голову, что способствует быстрому и динамичному обмену мыслями.
📌Групповая динамика: Энергия и взаимодействие в группе могут существенно повлиять на количество и качество генерируемых идей.
📌Роль фасилитатора: Фасилитатор направляет сессию, поощряет участие и поддерживает беседу.

Если у вас собралась группа с громкими голосами, которые часто доминируют на собраниях, рассмотрите вариант молчаливого мозгового штурма - Brainwriting.

Молчаливый мозговой штурм
Молчаливый мозговой штурм

Этот метод разработан для того, чтобы противостоять доминированию более голосистых участников на традиционных мозговых штурмах. В этом методе люди записывают свои идеи самостоятельно, прежде чем поделиться ими с группой.
Это гарантирует, что участники-интроверты или те, кто не решается высказаться в групповой обстановке, смогут услышать и рассмотреть свои идеи.
Этот метод идеально подходит для создания равных возможностей для всех желающих высказать свои идеи, а также предоставляет время подумать над идеями индивидуально.
Ключевые преимущества:
Инклюзивность: Обеспечивает участие всех членов группы, независимо от их стиля общения.
Вдумчивость: Идеи часто становятся более продуманными и совершенными, поскольку у участников есть время обдумать их, прежде чем поделиться.
В этой части уважаемый читатель, ожидаемо, скажет:
"понятно, подвели к очередному AI, который окончательно добьет человеческий мозговой штурм и решит вопрос поиска идей". 😏
Но, в нашем, как и в большинстве случаев, применения искусственного интеллекта неоспоримо хорошо только для первичной стадии. А дальше все равно работать человеку – детализировать, кастомизировать и формулировать окончательные идеи. И для этих целей нужна методика. А у нас, совершенно случайно)) есть, что вам посоветовать - техника творческого поиска идей и решений SCAMPER.

Метод мозгового штурма
Метод мозгового штурма

Это метод способствует дивергентному мышлению, позволяет освободиться от когнитивных предубеждений и найти множество инновационных решений.
SCAMPER помогает взглянуть на проблему через новую призму, что порой приводит к озарениям, которые в противном случае могли бы остаться незамеченными.

Этот подход не просто ищет ответы - он переосмысливает вопросы. Независимо от того, идет ли речь о совершенствовании продукта или изменении услуг, систематическое исследование возможностей через замену, комбинирование, адаптацию, модификацию, использование в других целях, устранение, реверсирование - оживляет процесс мозгового штурма, делая его основным инструментом в арсенале как новаторов-генераторов, так и энтузиастов непрерывного совершенствования.

Задавая вопросы, которые обычно не рассматриваются, SCAMPER подталкивает нас к тому, чтобы мыслить не по привычным шаблонам. SCAMPER

• S – Substitute - заменяй

• C – Combine- комбинируй

• A – Adapt - адаптируй

• M – Modify - модифицируй

• P – Put to another use – используй по-иному

• E – Eliminate - устраняй

• R – Reverse – меняй направление (реверсируй)

Ниже разберемся, что означает каждый пункт в теории и на примерах

📌Substitute Заменяй
Принцип замещения заключается в замене элементов продукта, процесса или услуги для создания новой перспективы, повышения эффективности, функциональности или привлекательности.
Вопросы, которые следует задать:
❓Что можно заменить?
❓Можем ли мы использовать другие материалы или ингредиенты?
❓Кто еще может это сделать?
Пример: В кулинарии замена ингредиентов - обычное дело, особенно по соображениям здоровья, доступности или диетического питания. Аналогично, в бизнесе замена традиционного поставщика на технологичное решение может привести к экономии средств и повышению эффективности.
📌Combine Комбинируй
Комбинирование требует от вас слияния, интеграции или синтеза отдельных элементов, идей или процессов, что приводит к созданию инновационного продукта или решений, обладающих повышенной функциональностью и привлекательностью.
Вопросы, которые следует задать:
❓Какие идеи или элементы можно объединить?
❓Что можно объединить, чтобы улучшить продукт или услугу?
В качестве примера хочется привести не смартфон, со своим множеством функций, а коллаборации с неконкурентами из разных жанров, которые сейчас массово используются в медийной среде, тот же Медиа футбол.
📌Adapt Адаптируй
Адаптация в модели SCAMPER означает существенную модификацию продукта, услуги или процесса, заимствованную из чего-то другого, чтобы служить новой цели или функционировать лучше.
Вопросы, которые следует задать:
❓Что еще похоже на это?
❓К какому иному контексту это можно приспособить?
❓Можем ли мы изменить смысл, цвет, движение, звук, запах, форму или очертания?
Пример: услуги по доставке, которые стали предлагать даже те, в чьей первоначальной концепции приобретение продукта было возможным только в ресторане\магазине\банке.
📌 Modify Модифицируй
В отличие от адаптации, которая может включать в себя значительные изменения или смену цели, модификация, как правило, включает в себя более тонкие сдвиги или изменения. Речь идет об изменении характеристик, размера, количества или эстетики, чтобы соответствовать другим стандартам или привлекать пользователей с иными вкусами.
Вопросы, которые следует задать:
❓Можем ли мы изменить форму, внешний вид или ощущение от продукта?
❓Что в продукте можно сделать больше, меньше, выше или ниже
Пример: Изменения в линиях дизайна мебели и бытовой техники. Изменения в дизайне приложений по части размера и места элементов управления на экране.

📌Put to another use Используй по-иному
Речь идет о поиске новых применений для существующих продуктов, что позволяет продлить их жизненный цикл, охватить другую аудиторию или решить проблемы.
Вопросы, которые следует задать:
❓Можно ли использовать этот продукт для чего-то другого?
❓Можем ли мы использовать это в другой отрасли или сфере жизни?
📌Eliminate Устраняй
Устранение - это упрощение для повышения эффективности и ясности. Этап предполагает удаление элементов, этапов, функций или сложностей, которые могут быть лишними, что делает продукт, услугу или процесс более простым и удобным для пользователя.
Вопросы, которые следует задать:
❓Что можно изъять или удалить?
❓Станет ли упрощение лучше?
📌Reverse Меняй направление
Реверс бросает вызов устоявшемуся порядку вещей, подвергая сомнению предвзятые представления о последовательности, иерархии или направленности, присущих продукту, услуге или процессу. Речь идет о том, чтобы перевернуть все с ног на голову или наизнанку и увидеть, какие новые перспективы открываются.
Вопросы, которые следует задать:
❓А что, если сделать все наоборот?
❓Можно ли поменять роли местами?
Это история про Магомеда, который решил идти к горе. Подавляющее большинство продавцов, которые раньше уютно сидели в «магазинах» и ждали, нынче штурмуют своего клиента со всех возможных платформ и приложений. И это не новшество, а мейнстрим. А вот тот, кто сможет предложить пользователям простой и эффективный инструмент защиты от e-маркетинговых атак, как минимум, будет вознагражден «Лавровым венком» и, скорее всего, материально.

Головоломка. Поиск решения. Максимальный эффект от мозгового штурма. Designed by freepik
Головоломка. Поиск решения. Максимальный эффект от мозгового штурма. Designed by freepik

Как получить максимальную отдачу от мозгового штурма?

📌Прежде всего, важно четко сформулировать цель. Перед тем, как приступить к работе, убедитесь, что все понимают, какую проблему нужно решать. По возможности напишите цель на доске или бумаге и повесьте на стену, чтобы все участники сессии могли видеть ее, и возвращайтесь к ней, если сессия отклонится от темы.
📌Не можем не подчеркнуть важность создания зоны, свободной от осуждения. Удивительно, какие идеи могут появиться, когда люди не боятся, что их отвергнут другие. Помните, что мозговой штурм - это объем и разнообразие; оценка приходит позже. И вот еще совет: поощряйте дикие идеи. Иногда самое нестандартное предложение может привести к нужному вам решению.
📌Разнообразие в вашей команде - ваш лучший друг. Разные точки зрения могут бросить вызов и вдохновить, что приведет к более инновационным решениям. Это как добавить больше цветов в палитру; результат часто бывает более ярким и удивительным.
📌Управление самой сессией может оказаться искусством. Ограничьте время каждого этапа, но будьте достаточно гибкими, чтобы погрузиться глубже, если вам что-то понравилось.
📌Визуальные средства, будь то стикеры или цифровые доски, могут быть невероятно полезны. Они делают абстрактные идеи осязаемыми и позволяют выявить связи, которые вы могли бы упустить в противном случае.
В заключение хочется добавить, что вызов нормам, подвергание сомнению привычного и разрушение когнитивных границы, способствует созданию творческой атмосферы, в которой процветают и появляются новые решения. В условиях постоянно меняющейся среды такие инструменты, как SCAMPER, становятся не просто полезными, а необходимыми для управляемой разработки инновационных решений.

44
реклама
разместить
Начать дискуссию