Как отслеживать уровень компетенций сотрудников так, чтобы продвигать только лучших?

Вы устали от неопределенности в оценке сотрудников? Сложно понять, кого продвигать по карьерной лестнице, а кто заслуживает временного размещения на скамейке запасных? В этой статье найдем ответы на все вопросы, а поможет нам в этом матрица компетенций. Разбираемся вместе с платформой для управления знаниями и совместной работы TEAMLY.

Матрица компетенций – это инструмент, который определяет набор ключевых навыков, знаний и личностных качеств, необходимых для успешной работы в компании. Она помогает: эйчарам в оценке квалификации персонала, сотрудникам – чувствовать уверенность в своих скиллах, руководителям – в назначении подчиненных на новые должности.

Как разработать матрицу компетенций

Выявить ключевые компетенции для каждой роли. В этом помогут должностные инструкции, опрос руководителей и сотрудников и требования в должностях на рынке труда.

Разработайте систему оценки. Как правило, используют пятибалльную систему оценивания, но иногда максимальный балл увеличивают или уменьшают, или вовсе используют проценты. В идеале следует описать точные критерии оценки для каждой компетенции, например:

Как отслеживать уровень компетенций сотрудников так, чтобы продвигать только лучших?

Основная структура матрицы состоит из двух осей:

  • Вертикальная ось: описание ролей и должностей в компании.
  • Горизонтальная ось: ключевые компетенции, необходимые для выполнения определенных задач.

Клетки внутри матрицы заполняются в зависимости от уровня развития каждой компетенции для конкретной должности.

Как отслеживать уровень компетенций сотрудников так, чтобы продвигать только лучших?

В идеале стоит описать точные критерии оценки для каждой компетенции.

Оценить сотрудника можно несколькими способами:

  • Самооценка: сотрудник самостоятельно определяет степень развития своих навыков.
  • Оценка руководителем: босс анализирует уровень квалификации подчиненного.
  • Взаимооценка: коллеги оценивают друг друга по основным навыкам.
  • 360-градусная оценка: сотрудник оценивается разными сторонами, включая руководителя, коллег и подчиненных.

Если оценок несколько, то рассчитывается среднее арифметическое.

Сделайте матрицу доступной и открытой для всех или давайте обратную связь сотрудникам в личном диалоге. Главная цель: каждый сотрудник должен знать свои показатели.

Как матрица компетенций упрощает работу эйчар-специалистов

  • Соискателя можно самостоятельно и оперативно оценить по первичным скиллам перед передачей резюме руководителю.
  • Благодаря прозрачной системе оценки навыков проще взращивать синьоров и руководителей внутри компании, а не хантить их на стороне.Это сокращает не только время и расходы на поиски достойного кандидата, но и сводит необходимость к адаптации и онбордингу к минимуму.
  • Упрощает планирование штата для нового бизнес-юнита, подразделения или проекта. Вполне возможно, что его можно укрепить опытными “старичками”.
  • Меньше времени тратится на хантинг – матрица компетенций помогает удерживать сотрудников (см.сл пункт).
Вот пример матрицы, которые используют эйчары TEAMLY
Вот пример матрицы, которые используют эйчары TEAMLY

Как матрица компетенций помогает удерживать сотрудников

Так как же с помощью матрицы удержать сотрудника? Матрица дарит несколько возможностей, которые можно комбинировать между собой для улучшения результата.

  • Матрица помогает мотивировать и увеличивает лояльность.

Матрица компетенций помогает объективно оценить вклад сотрудника в работу компании, устраняя субъективность и делая оценку более справедливой. Она также выявляет сильные стороны сотрудника, повышает его самооценку и уверенность в себе, предоставляя структурированную обратную связь о компетенциях.

Матрица даёт чёткое видение пути развития сотрудника, позволяя определить компетенции, которые необходимо развивать для достижения карьерных целей. При этом процесс оценки становится более справедливым и увеличивает доверие между сотрудниками и руководством. Это повышает уверенность сотрудников в своём будущем.

А еще матрица демонстрирует сотрудникам, какие компетенции ценятся в компании, помогает понять корпоративные ценности и повышает командный дух. В результате создаётся единая система ценностей и ожиданий, способствующая сплочению коллектива и повышению уровня взаимопонимания между сотрудниками.

  • Матрица помогает выстроить систему повышения квалификации.

После создания матрицы эйчарам стоит разработать индивидуальный план развития для каждого конкретного сотрудника. Статистика показывает, что сотрудники, которые видят возможности для профессионального роста, более удовлетворены своей работой. План развития должен основываться на результатах оценки компетенций и учитывать сильные стороны сотрудника, а также необходимость развития отдельных навыков.

Обычно индивидуальный план развития состоит из целей сотрудника, удобных методах обучения (групповые тренинги, онлайн-курсы, менторство, ротация на другие должности, самостоятельное изучение) и конкретных ресурсов (время, средства, доступы, билеты на мероприятия) с определёнными сроками.

Важно, чтобы план развития был реалистичным и достижимым, и сотрудник чувствовал, что может достичь желаемых результатов с помощью предоставленных ресурсов. Также важно, чтобы план развития был динамичным и регулярно пересматривался и корректировался в соответствии с изменениями в требованиях к работе, целями сотрудника и его профессиональном росте.

  • Помогает создать систему удержания талантов.

Компания может использовать матрицу, чтобы определить ключевых сотрудников, которые обладают необходимыми компетенциями, и предложить им специальные программы по удержанию, например, повышение оклада, предоставление дополнительных возможностей для развития, более гибкий график работы и т.д.

Подытоживая, можно с уверенностью сказать, что один из ключей успеха любой компании – это мотивированные и лояльные сотрудники. И один из способов этого добится заключается именно в создании и регулярном обновлении матрицы компетенций. Самое главное, чтобы каждому она была понятна и действительно оценивала скиллы сотрудников, а не ваше личное отношение к нему.

2424
11
14 комментариев

С точки зрения удержания, я не думал насчет матрицы компетенций

1

А как сотрудники относятся к матрице? Есть исследования на тему принятия желания работодателя их обучать и развивать?

Как правило, сотрудники к матрице никак не относятся, потому что это HR-инструмент, а вот производные матрицы уже хорошо воспринимаются, потому что это отличный шанс проявить себя, обучиться, вырасти в должности

1

интересно. а есть у вас данные, как изменился индекс, который там эйчары меряют, после внедрения матрицы компетенций?

В каждой компании индекс будет разниться, потому что матрица для разных целей может быть введена и вводные условия тоже разные могут быть, но матрица всё равно необходимый инструмент, который здорово упрощает работу и позволяет принимать взвешенные решения

1

А кто в команде этим занимается, HR?