“На коронавирус все реагируют по-разному. Некоторые воспринимают ситуацию слишком драматично, некоторые — недостаточно серьезно. Все это обусловлено нашими эмоциями и, в гораздо меньшей степени, нашим пониманием, и это то, чем мы должны научиться управлять. Наши предприятия будут работать иначе, чем в прошлом. Наши команды будут работать иначе, чем в прошлом. Ничто не будет работать как раньше, и эмоции не только будут играть гораздо большую роль в нашей деловой жизни, они также будут прямо и косвенно влиять на успех нашего бизнеса.
Как тренер по эмоциональной компетентности, я могу дать вам следующие советы:
1. Сделайте глубокий вдох!
Не как символический жест, а действительно глубоко вдохните. Риск чрезмерной или недостаточной реакции при стрессе очень высок. Короткая пауза для обдумывания помогает избежать эмоциональных реакций, о которых вы позже пожалеете, и дает вам возможность обдумать свои действия.
2. Помните, что мы все в одной лодке.
Клиент, который кажется вам неразумным, скорее всего, сталкивается с теми же проблемами, что и вы, просто реагирует по-другому в данный момент. Попробуйте разрядить ситуацию, проявите понимание. И не забудьте сделать глубокий вдох!
3. Давайте и берите.
Если вы готовы помогать другим в сложной ситуации, вы рискуете сделать для других намного больше, чем они делают для вас, и в кризисные времена этот риск возрастает в геометрической прогрессии. Продолжайте делать то, что заставляет вас чувствовать себя хорошо, но соблюдайте баланс. Запомните, что говорить “нет” — нормально. Помощь другим никогда не должна идти в ущерб вашему благополучию! И не забудьте сделать глубокий вдох!
4. Невозможно всегда побеждать.
Независимо от того, насколько вы хороши в своем деле, у вас будут разочарования и ситуации, с которыми вы не сможете справиться. Пандемия и ее влияние на всех вокруг делает такие ситуации более частыми, они оказывают на нас большее эмоциональное воздействие. Учитесь думать, как спортсмен. Вы не можете попадать в цель каждый раз, когда делаете бросок. Ваш день придет. Вы выиграете в финале Лиги Чемпионов: просто научитесь принимать, что вы не будете выигрывать в нем каждый день.
5. Всегда есть следующий день!
Это важный урок, который я получил от своей матери. Она знала, что я всегда пытался сделать все, что нужно, и ожидал от других, что все будет сделано. Но в жизни нельзя успеть все, независимо от того, как сильно мы стараемся. Неправильные ожидания ломают ваш настрой. У вас достаточно препятствий без того, чтобы вы сами ставили себе палки в колеса. Относитесь к важным делам, как к коробке конфет. Вы не съедите все сразу (по крайней мере, я на это надеюсь), но вкусом конфет можно по-настоящему наслаждаться, когда вы берете одну и оставляете остальное на завтра, верно?
6. Вы не одиноки!
Верите или нет, большинство людей, которые сталкиваются с проблемами, забывают, что они не одиноки. Всегда есть друзья, которые могут поднять вам настроение. Есть опытные эксперты, которые могут посоветовать, как справиться с ситуацией. Торговые палаты, правительственные учреждения, волонтеры и, конечно, Интернет. Позвольте поделиться с вами секретом: проблема не в отсутствии руки помощи. Проблема в том, что (почти) всегда вам не хватает смелости признать, что вам нужна помощь. Мне регулярно нужна помощь, и я научился это признавать. Вы тоже так можете? О, и не забудьте сделать глубокий вдох!
И все советы в мире не уберегут вас от того, что однажды вы проснетесь и осознаете, что совершили ошибку или отреагировали не так, как хотели, и теперь сожалеете. Не позволяйте этому себя есть. Начните с признания своей ошибки и подумайте о том, почему вы ее совершили. Внесите необходимые улучшения. Или позвоните человеку, на которого повлияла ваша реакция, и попросите прощения. Последнее, что вам нужно, — это нести с собой большую кучу сожалений.
Йоханнес Другхааг (Dr. ir Johannes Drooghaag), доктор экономических наук из Голландии, бизнес-коуч и эксперт по эмоциональным компетенциям в бизнесе