(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93857963, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93857963, 'hit', window.location.href);

Как востоковед, архитектор и стоматолог стали айтишниками

Не всем хватает смелости на перемены. Переехать в другой город, оставить свою профессию и несколько месяцев сутками кодить на «бассейне» Школы 21. Рассказываем три истории о людях, которые бросили вызов новому, преодолели сомнения и страхи, ежедневные дедлайны и усталость, чтобы попасть в IT.

Востоковед

Анастасия Никиенко

Настя родилась в семье гуманитариев и с детства считала, что будет работать в этой сфере. В школе ее заинтересовала информатика, но к выпускным экзаменам снова вернулась к привычным для себя вещам ― языкам, истории, литературе. А потом Настя поступила в Высшую школу экономики, чтобы изучать японский язык и Японию (и даже полгода училась там по гранту).

После выпуска Настя чуть больше года проработала в японской торгово-инвестиционной компании. Но жизнь пошла не по плану. Через год Насте стало скучно и она задумалась о том, что делать дальше. Помогла работа — одной из ее задач был мониторинг СМИ, во время которого Насте на глаза попалась статья о запуске в России франшизы французской Школы программирования 42. Ее заинтересовал необычный процесс обучения без преподавателей. Решение казалось авантюрой, но Настя рискнула. И поступила.

«Бассейн» — первый этап обучения, на котором участники ходят в Школу 21 и ежедневно получают новое задание. Так они практически на ходу осваивают программирование

Многие, как и Настя, впервые сталкиваются с кодом на «бассейне», но она вспоминает этот момент с восторгом: «Кайфово было писать, потому что первые несколько дней были посвящены bash-скриптам, а мне не терпелось перейти непосредственно к коду на C».

Сложности тоже были: трудно было разобраться с типами файлов и процессом компиляции программ. Настя не растерялась и использовала метод peer-to-peer (равный — равному) на всю катушку: «Если ты новичок, лучше работать с ребятами с бэкграундом. Но тут важно, чтобы они были готовы тебе что-то объяснить или поделиться интересной идеей реализации».

Настя старалась, чтобы работа была честно поделена на равные части между участниками. Иногда это приводило к забавным ситуациям: «Когда мы писали один из первых групповых проектов в Школе на «бассейне», мне в пару попался технарь, который уже давно работал программистом. Мы коротко обсудили проект, он куда-то убежал до следующего утра, а я за сутки написала реализацию. Он пришел, посмотрел мой код, сказал: «Ну да, в принципе, это будет работать. После чего сел и за пару часов полностью переписал проект, сократив мой код раза в 4 минимум». Такие ситуации, с одной стороны, придавали уверенности — все-таки программа заработала, а с другой — подталкивали Настю дальше: «Я справилась, но поняла, что этого абсолютно недостаточно. Мотивировало дико!»

В результате Настя старалась учиться в хорошем рабочем темпе — по 8 часов в день. Это позволило найти первую стажировку без особых сложностей. У нее было всего два собеседования — в разные отделы Сбербанка. Но одной команде нужен был Java- джун, а Настя, по ее словам, на джуна тогда еще не тянула. Вторая взяла ее на стажировку.

«На резюме особо не смотрят, могут поспрашивать по бэкграунду, особенно если вы его резко сменили, как я», — вспоминает Настя процесс отбора. Она отмечает, что в целом задают стандартные вопросы: по особенностям языка, алгоритмам, могут попросить написать на бумажке код или решить пару логических задач.

В Сбербанке пришлось на ходу осваивать Java. Радовала атмосфера: «Очень свободная — в плане дресс-кода, обращения ко всем на «ты», отсутствия жесткой дисциплины: после японской компании это вообще воспринимается как рай». Уже через 3 месяца Настю взяли в штат — теперь она Java-разработчик и занимается разработкой разных проектов: от сервисов для инкассаторской службы до приложений для топ-менеджмента. Возможно, такая универсальность поможет достичь «заоблачную» цель Насти — создать прибор для контроля и анализа сновидений.

Дизайнер-архитектор

Степан Никитин

«Я родился и окончил школу в Тольятти — автомобильном сердце России. После 11-го класса переехал в Москву, окончил Архитектурный колледж, а потом еще несколько лет учился на инженера-архитектора в Московском государственном строительном университете (МИСИ-МГСУ)», — рассказывает Степан , наш второй герой.

Степан начал работать еще в универе — в дизайн-студии своего брата. Ребята взялись создавать предметы интерьера и со временем запустили собственное производство. Степан выполнял роль дизайнера и технического директора, занимаясь всеми стадиями — от прототипирования до запуска в производство.

К сожалению, в 2018 году упал поток клиентов и братьям пришлось закрыть компанию. Степан мог вернуться в архитектуру — у него был небольшой опыт работы в архитектурном бюро после колледжа. Однако он решил развиваться: «IT-сфера притягивала давно, но не было возможности погрузиться в нее дальше изощренных таблиц в Excel. Было очевидно, что мир несется вперед и скорость наступления изменений вокруг увеличивается с каждым днем».

В отличие от Насти, Степан не считает, что сменил профессию. Он просто улучил момент, чтобы погрузиться в IT и приобрести новый инструмент. Узнав про Школу 21 в Facebook, архитектор отправился изучать разработку.

«Бассейн» для Степана стал испытанием. В 2014 году он немного занимался веб-версткой в Moscow Coding School. Спустя 4 года он с удивлением обнаружил, что имеет аккаунт на GitHub и даже помнит, что такое sublime text, но совершенно не имеет представления о разработке.

Добавились и другие сложности: «Я интроверт, и опенспейс с огромным количеством человек был для меня серьезным шоком». А потом он познакомился с ребятами, которые здорово поддержали его морально. Маше, например, как и ему, было не очень комфортно в опенспейсе. Вместе они нашли самых короткий в Школе 21 стол на двоих и охраняли зыбкое личное пространство друг друга.

Главное, что вынес Степан из классического образования, — основной буст в знаниях ты даешь себе сам, когда зарываешься в книгах и проектах, всё остальное — вторично. Поэтому порадовался порядкам в Школе 21: «Она предоставляет возможности для обучения, при этом не мешает и ничего тебе не навязывает. Это очень ценно».

Сейчас Степан стажируется iOS/Mac OS-разработчиком в Сбербанке, а после стажировки параллельно с учебой планирует делать свой небольшой проект, связанный с разработкой. «Если хочешь преуспеть в чем-то, ты должен считаться с технологиями. Если решил связать свою жизнь с кодом, всегда отвечай себе на вопрос — что ты хочешь изменить с помощью этого инструмента?» — советует он будущим разработчикам.

Стоматолог

Ибрагим Бадертдинов

«Я родился и вырос в Набережных Челнах, потом поступил на стоматологический факультет Казанского государственного медицинского университета, который окончил с отличием в 2018 году. Сейчас я заканчиваю ординатуру по организации здравоохранения». Нет, мы не поменяли тему статьи: это очередной наш герой — Ибрагим.

Параллельно с учебой в медвузе Ибрагим успел поработать и в своей сфере — медбратом в онкологическом отделении, и в далеких от медицины областях — занимался организацией и проведением мероприятий, немного поработал в маркетинге. В основном придумывали вирусные кампании и делали разные активности с блогерами. После окончания университета он решил попробовать что-то еще, а если передумает, то вернуться к профессии врача.

«Мне всегда нравилась медицина, но в то же время постоянно завлекали все эти статьи про технологии, объединенные темой про будущее, которое уже наступило», — вспоминает Ибрагим. Объявление о наборе в Школу 21 он увидел случайно, но изучив информацию о калифорнийском и парижском отделениях, решил попробовать. Тем более что первый «бассейн» был в удобное время — в августе.

Он удачно прошел испытания и был зачислен в «бассейн». Хотя никакой базы в программировании и математике у Ибрагима не было, ему понравились четыре недели интенсивного погружение в кодинг. Помог опыт обработки больших объемов информации из разных сфер, приобретенный во время учебы в медицинском вузе. «Сложность «бассейна» зависит от отношения к нему. Он построен таким образом, чтобы быть полезным участнику независимо от его уровня профессионализма в программировании», — объясняет Ибрагим.

После «бассейна» наш герой решил отказаться от предложений по работе в медицинской сфере и пошел на основное обучение. Выбор пал на ветку компьютерной графики. Интересно, что используемые там алгоритмы помогли подтянуть линейную алгебру, которую Ибрагим применяет в текущей работе. Важным фактором выбора ветки была возможность визуально оценить результаты: «Один только фрактал Жюлиа, напоминающий психоделическое искусство, чего стоит», — восхищается Ибрагим.

Сейчас Ибрагим работает дата-сайентистом в IT-направлении Сбербанка SberDevices. Он занимается задачами в области NLP (natural language processing) — учит компьютер распознавать естественную речь. Он интересовался машинным обучением, ходил вольным слушателем на курсы в разных университетах, прошел много открытых онлайн-курсов. Наш герой полагает, что и без Школы 21 пришел бы к текущей профессии, но именно она стала для него «практическим пиком» в изучении нейросетей.

«Есть два отличия Школы 21 от других форматов обучения. Во-первых, Школа — это исключительно проектное обучение, где каждая новая тема — проект, который тебе необходимо сделать с нуля. И это действительно круто. Второе отличие — это отсутствие теории, которое, с одной стороны, не ограничивает в источниках знаний, а с другой — требует осознанного подхода к их выбору». Он добавляет, что Школа 21 — это еще и сообщество, классные приглашенные спикеры, мероприятия и соревнования: «Думаю, это большая заслуга команды, которая работает и создает школу такой, какая она есть, за что хочется ей сказать спасибо. В моем случае Школа 21 позволила очень быстро освоиться в новой для меня сфере и начать работать».

Ибрагим сделал для себя несколько выводов и согласился ими поделиться с теми, кто ищет свой путь в жизни:

  • даже под ярлыком одной профессии могут скрываться совершенно разные задачи
  • в любом деле самое важное — живой интерес, который оно вызывает
  • каждая новая роль расширяет кругозор и взгляды на жизнь.

А главный вывод можно сформулировать фразой, которую Ибрагим запомнил еще с первой пары по латинскому языку в медвузе: Fortes fortuna adjuvat («Судьба помогает смелым»). Пожалуй, это можно адресовать всем, кто задумывается о смене жизненного пути.

0
23 комментария
Написать комментарий...
Максим Никитин

От статьи отдаёт за версту элитизмом - какие-то мажорные бизнесмены, филологи... Ясное дело, что если человек может себе позволить достаточно долго учиться и стажироваться, то он сможет войти хоть в космонавтику.

Лучше давайте истории успешного вхождения в айти простого люда: таджиков со стройки, уборщиц, наркоманов со стажем, инженеров с завода...

Ответить
Развернуть ветку
Лейли Быстрова

вот за инженеров ща обидно было

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт
Как страшила, железный человек и трусливый лев пришли в изумрудный город, а он нихуя не изумрудный
Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт

Все же читали эту сказку (вайтишников в расчет не берем). Там типа перед входом в город изумрудные очки раздавали, ну

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Mitryashkin

А хотите расскажу как инженер-энергетик со специализацией "управление режимами электроэнергетических систем" стал биомедицинским инженером со специализацией "тканевая инженерия и регенеративная медицина"? Это вам не попсовый переход в программисты, а реальная попоболь. Особенно в России. Причем путь был очень тернист и, конечно, курсами на пол года все не могло обойтись.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

вот это было бы действительно интересно. расскажи, плиз

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Mitryashkin

Лучше отдельный подробный пост запилить или вкратце тут написать?

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

отдельный пост. спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Mitryashkin

Опубликовал свой пост

Ответить
Развернуть ветку
Бы Дло

Это замечательно, но кто же в итоге будет зубы лечить, дома проектировать и японский преподавать?

Ответить
Развернуть ветку
Никита

80% моей группы которые учились на прогера но ими не стали

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Baulin

Зубы лечить — СберЗдоровье, дом - ипотеку дадим, японский - лично от себя SkyEng советую, если Саша уже запустил японский, то сделает это хорошо

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin D

Очередная отполированная карамельная история типа: «учился на биолога, игрался в фотошопе, до этого никогда не рисовал, решил пройти курсы и через пол года пригласили работать в близзард».

* "После окончания университета он решил попробовать что-то еще, а если передумает, то вернуться к профессии врача."
где брал деньги на жизнь, кто оплачивал квартиру (съемное жилье), пока "решил подумать и попробовать что-то еще?". богатые предки? кредиты? Сейф, набитый деньгами? откуда столько свободного времени?

* Интересно, что используемые там алгоритмы помогли подтянуть линейную алгебру, которую Ибрагим применяет в текущей работе. Сейчас Ибрагим работает дата-сайентистом в IT-направлении Сбербанка SberDevices. Он занимается задачами в области NLP (natural language processing) — учит компьютер распознавать естественную речь
Он интересовался машинным обучением, ходил вольным слушателем на курсы в разных университетах, прошел много открытых онлайн-курсов. Наш герой полагает, что и без Школы 21 пришел бы к текущей профессии, но именно она стала для него «практическим пиком» в изучении нейросетей.

Чел учился на медика, а потом внезапно, прослушав курсы, стал дата-сайентистом. Без опыта и хорошей математической подготовки (привет челам с мехмата) не смог бы. Значит у него уже должна была быть серьезная математическая база и как минимум хорошее знание вышмата.

где получал базу? кода? сколько заняло времени? Как совмещал две разные специализации.

Короче, получается этакий портрет сверх-человека, у которого много свободного времени и денег.
Или просто история про очередных поразительно успешных мажоров.

Ответить
Развернуть ветку
Ibragim Badertdinov

1. По поводу денег. Ещё параллельно с учёбой в универе работал, собрал немного сбережений. Жилье во время обучения в школе снимали с другом в Подмосковье, так дешевле. Плюс стипендия в ординатуре (на первом курсе ординатуры ~15к было). И да, иногда родители помогали. Это позволило дотянуть до оплачиваемой стажировки. От начала обучения до первой зп прошло полгода.

2. Внезапно стать дата-сайентистом не вышло. В сумме наверное месяца 3 фуллтайм без выходных, только чтобы набрать необходимый минимум для ds, при условии, что к этому моменту было написано несколько проектов на С. Python после C осваивать уже было приятнее.
Есть оч много бесплатных и крутых ресурсов для изучения ds/ml/dl. Я собрал курсы, которые проходил и они были полезными, ссылку прикрепил к комментарию. 
Как немного освоился, ходил на хакатоны, пробовал в соревнованиях себя. Потом сбер организовал соревнование по машинному обучению, в которое я углубился недели на две-три. Топ 5 участников позвали на собесы, оттуда и попал на стажировку. Очень повезло с командой, потому что направляли в нужное русло, делали код ревью. На стажировке учился писать нормальный код и решать реальные задачи, а дома ботал nlp и добирал нужные знания. Это помогло потом перейти в штат. Если будут вопросы, в прикреплённой ссылке есть мои контакты, можете писать - отвечу. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Baulin

Отл, исчерпывающе

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Михельсон

А что ты ботал на nlp?

Ответить
Развернуть ветку
Ibragim Badertdinov

Тогда я проходил https://dlcourse.ai/
там есть лекции по nlp. 
ещё отрывками брал из курса по dl in nlp от мфти, у них новый канал сейчас https://t.me/dlinnlp2020spring 

Но больше обмазывался туториалами с медиума и ноутбуками с кэггла, это помогло окунуться в практику и зарешать соревнование. 

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт

Вообще воротит уже от этих вайтишников

Но одной команде нужен был Java- джун, а Настя, по ее словам, на джуна тогда еще не тянула. Вторая взяла ее на стажировку.

Даже такой скам уже берут, пиздец

Ответить
Развернуть ветку
Эдуард Ашин

Ааа, кажется уловил про сбержаль. Это когда ты пришел за картой, а тебе без твоего распоряжения и уведомления подключают возможность хищений твоих средств при помощи смс с твоего номера. Дадада, сбержаль, точно! При этом навязанная платная услуга смс-билайн-откат, которая будет использована ворами, тоже платится клиентом. Интересно, есть ли айти статистика скрум и базы данных, сколько десятков тысяч людей пострадало? Особенно мобильный банкинг актуален для пенсионеров. Взял у пенсионера телефон позвонить, смс набрал-пенсию забрал! Ась?-Сбержаль, бабуля) Благодаря коллеге, выпарившему пенсионеру не нужный и опасный смс-сбержаль, по системе ценностей и лин 6 сигм от умного Германа. Даже Верховный суд выносил решение против сбержаля, который требовал у женщины сотни тысяч присвоенных мошенником, получившим мобильный номер от оператора, после того, как бедная женщина перестала им пользоваться, но сбержаль крепко привязал теперь уже чужой телефон к ее счету. Система ценностей, оно и видно. Сколько их там было? Скрум, блогчейн, облачные обязательства. Или вот еще, Сбержаль любит осуществлять сознательные злонамеренные действия-звонить родственникам заемщика несколько раз в день. Ну и что, что пандемия, подумаешь заемщик не вошел в составленный гениальным Германом перечень на сайте! Деньги то мы все равно хотим с процентами в четыре раза выше учетной ставки. Так это просто места на бумажке не хватило, ценностей дописать. Скрум! Нанотехнологии, крипто-рубль и канбан. А вот еще. Некоторым людям достались, например по наследству , облигации от Сбержаль, займа 1982 года. Но сбержаль так ничего и не отдал. Скрум, говорит не позволяет, минфин пусть отдает, все, кайзен! А минфин и отдал, некоторым, кто получил решение Стратсбугского суда. Кто успел) гле-то 20-40€ за рупь номинала. При этом на стене у сбержаль написано-наебываем с 1896 кажется? Где взять телефон мудгоро Германа и членов его семьи, чтобы звонить им с напоминанием по нескольку раз в день? Он тоже есть в слитой биг дата? Держитесь тут! Сбер жаль!

Ответить
Развернуть ветку
danil nik

Как же задрали эти вайтишники и айти пропаганда. Кому надо, тот пойдёт и научится, нахера эти перекосы блэт

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
TETA ETA

Пойти что ли переучиться на востоковеда...

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
20 комментариев
Раскрывать всегда