Как застолбить талантливых IT-студентов? Что компаниям нужно сделать сегодня, чтобы завтра нанять крутых айтишников

Почему молодые айтишники выбирают одни компании, а другие обходят стороной? Что влияет на силу IT-бренда и репутацию работодателя? Мы провели исследование и всё узнали. Рассказываем, как четыре тысячи студентов разоблачили слабые места IT-брендов работодателей и кто выигрывает гонку за молодыми специалистами.

Как застолбить талантливых IT-студентов? Что компаниям нужно сделать сегодня, чтобы завтра нанять крутых айтишников

Привет, меня зовут Артем Гринев, я директор продуктов в ЭКОПСИ Консалтинг. Мы проводим исследования и изучаем IT-бренд работодателя — выясняем, что айтишники думают о текущих и потенциальных работодателях. Расскажу, как мы исследовали мнение студентов IT-специальностей и что нужно делать компаниям, чтобы застолбить хорошие кадры уже сейчас. Эта статья будет особенно интересна тем, кто работает с молодежью — студентами и выпускниками вузов.

Что-то на зумерском: зачем компании молодежный IT-бренд

Представьте себе Егора, студента третьего курса факультета информационных технологий. Сейчас он выбирает, где пройти стажировку, а через 1–2 года будет решать, где начать карьеру. Если ваша компания не работает над своим молодежным IT-брендом работодателя, Егор может даже не подумать о вас как о потенциальном нанимателе. Он выберет компанию, о которой уже слышал, чьими продуктами пользовался и чьи ценности ему близки.

Молодежный IT-бренд работодателя — это то, как студенты IT-специальностей воспринимают компанию как место работы. Многие могут предложить отличные условия работы, но часто сталкиваются с тем, что молодые кадры обходят их стороной. Почему это происходит?

На рынке IT-специалистов сложилась непростая ситуация: хороших айтишников не хватает, а вот начинающих много. И здесь компании-работодатели делятся на два лагеря.

Одни не готовы обучать джунов: им нужен профессионал, который сможет сразу включиться в работу и решать сложные задачи. У этой части нанимателей свои проблемы, мы рассказывали о них в статье «Продукт, зарплата, график: что изменилось в ожиданиях IT-специалистов».

Другие отслеживают кадры, еще пока будущие спецы учатся в университетах. И у них тоже всё непросто, потому что привлекать студентов становится всё сложнее. Чтобы молодые сотрудники захотели работать в компании, нужно не только предлагать крутые вакансии, но и быть для них интересными.

Чтобы стать привлекательной компанией для студентов IT-специальностей, нужно прокачивать молодежный IT-бренд работодателя
Чтобы стать привлекательной компанией для студентов IT-специальностей, нужно прокачивать молодежный IT-бренд работодателя

Мы опросили 4084 студента IT-специальностей из 23 ведущих вузов, посмотрели на рынок глазами будущих соискателей и вот к каким инсайтам пришли.

Ни за какие деньги. Почему зарплаты не так важны, как вы думаете, и другие заблуждения хедхантеров

Работодатели часто ошибаются в своих представлениях о том, как привлечь молодых IT-специалистов. Они думают, что высокая зарплата — это главное, что притягивает кадры. Однако для начинающих айтишников-студентов важнее другое: они хотят участвовать в крутых проектах и развиваться профессионально, а зарплата — это лишь один из факторов выбора.

Многие студенты из топовых вузов, таких как ВШЭ и МГУ, уже работают к 3–4-му курсу или стажируются хотя бы по 10 часов в неделю. Это значит, что конкуренция за них начинается задолго до выпуска и просто предложить хорошую зарплату недостаточно. Идея, что нанять выпускников лучших технических вузов будет легко, — еще одна иллюзия работодателей.

При этом остается рынок студентов из менее известных вузов, где можно найти немало талантливых айтишников на последних курсах. Лидеры рынка это понимают и активно работают с такими студентами, в то время как другие компании упускают эту возможность.

Другое распространенное заблуждение: вчерашние выпускники часто меняют работу и не бывают лояльными. На самом деле, если компания предоставляет возможности для роста и интересные задачи, студенты готовы сюда прийти и остаться надолго, строить карьеру. Молодым айтишникам важно, чтобы их вклад ценили и они видели перспективы внутри компании.

Если начать сотрудничать с ними еще в университете, дать им возможность проявить себя и показать, что они могут стать частью команды, это может сыграть в плюс, когда студенты начнут искать места для стажировки.

Ноги моей здесь не будет. Как IT-студенты оценили будущих работодателей

Мы опросили студентов, которые учатся на программистов, веб-разработчиков и инженеров. Задали вопросы о том, как они воспринимают разные компании и что их мотивирует при выборе места работы.

Сначала мы попросили студентов выбрать компании, которые они знают, и те, в которые они готовы пойти работать. Это помогло нам измерить, насколько известен и привлекателен IT-бренд 
Сначала мы попросили студентов выбрать компании, которые они знают, и те, в которые они готовы пойти работать. Это помогло нам измерить, насколько известен и привлекателен IT-бренд 

Затем мы измерили силу молодежного IT-бренда работодателя: спросили, в какие компании респонденты готовы пойти работать за 20, 40, 60, 100 тыс. рублей и в какие они не пойдут ни за какие деньги. Подсчитав показатели и подставив их в формулу, мы определили процент компаний, у которых сформирован молодежный IT-бренд.

По результатам исследования из 371 компании только у 37 (!) сформирован четкий молодежный IT-бренд работодателя. Это означает, что 90% работодателей практически невидимы для студентов IT-специальностей.

Исследование показало, что большинство компаний не развивают молодежный IT-бренд 
Исследование показало, что большинство компаний не развивают молодежный IT-бренд 

Like magnetic: что привлекает IT-студентов в работодателях

Мы также попросили IT-студентов указать, какие черты свойственны или не свойственны тем компаниям, в которых они хотели бы работать. На основе этих оценок определили ключевые критерии, которые делают компанию привлекательной или непривлекательной как место работы. Эти знания помогут работодателям стать более интересными для молодых IT-кадров.

Топ-3 критерия с позиции будущих IT-соискателей выглядят так:

  • Качество продуктов и услуг. Студенты хотят работать в компаниях, которые делают классные и полезные продукты. Если вы разрабатываете востребованные приложения или интересные игры, студенты с большей охотой пойдут к вам. И это касается не только студентов: состоявшимся айтишникам тоже важен продукт.
  • Ценность работы для карьеры. Молодые айтишники хотят попасть в известные компании, которые знают и уважают. Для студентов это особенно важно. Они понимают: если начать с крутой компании, потом будет проще расти дальше, поэтому строчка в резюме с громким именем — это аргумент. Подчеркну: компании не обязательно быть известной широкому кругу лиц, но в своей среде она должна быть узнаваемой и на хорошем счету. Студент охотнее выберет такого работодателя, даже если он предложит зарплату ниже, чем ноунейм-конкурент.
  • Вклад компании в развитие общества. Студенты IT-специальностей обращают внимание на то, участвует ли компания в общественно значимых проектах. Для будущих кандидатов важно, чтобы работодатель поддерживал, например, экологические и социальные инициативы: раздельный сбор мусора, волонтерство, благотворительность. Студенты ценят, когда компания не просто зарабатывает деньги, но и делает мир лучше, вовлекая в это широкий круг людей.
Работодатели часто делают ставки не на те критерии, привлекая студентов графиком или комфортом. Исследование показало, что на самом деле ждут будущие айтишники от работы
Работодатели часто делают ставки не на те критерии, привлекая студентов графиком или комфортом. Исследование показало, что на самом деле ждут будущие айтишники от работы

Интересно, что удобный офис, корпоративные «плюшки» и соцпакет со страховкой не вошли в число значимых факторов. Хорошие условия работы — это плюс, но студенты смотрят глубже и дальше: им важно, какой опыт они получат и какой вклад сделают в профессию.

IT-студенты vs продвинутые айтишники: как они выбирают работодателей

Студенты без опыта и специалисты со стажем по-разному подходят к выбору работодателя, и это объясняется несколькими факторами.

Профессионалы в сфере IT более тщательно выбирают компанию и учитывают множество критериев: от стиля управления до соцпакетов и офисных условий. У них есть четкое представление о профессиональных стандартах и требованиях к условиям работы, стеку технологий, стилю руководства и корпоративной культуре.

Студенты, напротив, часто оценивают потенциальных работодателей более поверхностно. Однако причина этого не в их неосведомленности или легкомыслии: у них просто еще нет опыта и понимания всех нюансов. Они не всегда знают, на что нужно обращать внимание при выборе места работы.

Если переложить это на концепцию лестницы Ханта, то студенты находятся на первых ступенях, когда они еще не задумываются о том, где будут работать. Если ваша компания начнет выстраивать с ними отношения уже на этом этапе, есть большая вероятность, что в будущем они захотят работать именно в ней.

Как застолбить талантливых IT-студентов? Что компаниям нужно сделать сегодня, чтобы завтра нанять крутых айтишников

Хотите захантить лучших студентов? Вот как построить сильный молодежный IT-бренд работодателя

Результаты нашего исследования можно использовать как отправную точку для выстраивания коммуникации с IT-студентами. Вот что нужно сделать, чтобы выделиться на фоне конкурентов и повысить шансы захантить перспективных сотрудников:

  • Начните работать со студентами заранее. Не ждите, пока они закончат учебу, — выстраивайте отношения уже с первого курса. Участвуйте в университетских мероприятиях, регулярно проводите интересные лекции, хакатоны и дни открытых дверей. Позвольте студентам узнать, чем живет ваша компания и какие задачи решает. Это поможет познакомиться с молодыми талантами до того, как они начнут искать работу.
  • Подсветите ценность работы с вами. Студенты ожидают получить возможности для профессионального роста. Предложите им стажировки, обучение у опытных коллег и участие в реальных проектах.
  • Покажите, что делаете мир лучше. Расскажите, как ваши продукты и проекты помогают обществу. Это могут быть полезные технологии, экологические инициативы или благотворительность.
  • Привлекайте амбассадоров. Найдите в команде молодых сотрудников, которые готовы делиться своими историями и опытом. Это можно делать через интервью на сайте компании, личные блоги или видеоролики. Живые примеры успеха всегда привлекают больше внимания, чем сухие факты.
  • Делитесь знаниями. Это самый мощный способ прокачать молодежный IT-бренд работодателя. Напишите онлайн-курс, запустите серию бесплатных вебинаров по актуальным профессиональным темам (например, «Техники работы с RESTful API и GraphQL») или сделайте короткие видео с техническими лайфхаками вроде того, как писать SQL-запросы или настраивать интеграцию с Kafka. Так вы и привлечете студентов, и покажете вашу экспертность.

Наше исследование показало, что наиболее активно и легко IT-студенты откликаются именно на онлайн-курсы. Хакатоны и митапы интересны им меньше.

Как застолбить талантливых IT-студентов? Что компаниям нужно сделать сегодня, чтобы завтра нанять крутых айтишников

Мы поделились советами, как работодателям правильно привлекать IT-студентов, но у вас наверняка полно историй о том, как этого делать не нужно. Расскажите в комментариях о самых кринжовых случаях :)

1818
77
11
19 комментариев

привлчеь - ок, но острый вопрос в том, чтобы спустя 3-4 года этот подросший спец, получив нужную строчку в резюме, не свалил дальше, в более крупную компанию с более громким именем. А это кажется сплошь и рядом

3
Ответить

Свалит конечно. Он же не идиот раз спец. Просто надо строить систему при которой то что он свалит, компании по барабану

4
Ответить

где-то сваливают и через полгода. а где-то по 7-8 лет работают. у нас есть клиенты, с которыми мы делали справедливую систему грейдов и кадрового резерва и у них люди очень долго работают. сильно от работодателя зависит может ли он удержать или нет.
для джунов и мидлов - менять работу не меньший стресс, чем для работодателя искать нового человека

Ответить

любой сотрудник может свалить в том числе даже айти лидер,в свободное время живем все таки) все волны передвигаться по карьерной лестницы где и как они хотят

Ответить

хантико ахахаха, писаюсь кипятком, автор пиши исчо

3
Ответить

А помимо айтишнико еще за кем-то охотятся в вузах?

1
Ответить

По моему за талантливыми студентами охотятся в любой сфере. У меня к примеру в прошлом году 3 школы дрались за племянницу - учительницу

2
Ответить