Наташ, мы все про***: где найти кандидатов, когда рынок исчерпан?

Для начала давайте уточним, что значит — рынок исчерпан? Зачастую впечатление исчерпанности основано только на том, что сорсер не может найти ни одного подходящего под запрос кандидата.

Логичным выводом кажется, что нужно повышать уровень сорсинга, выходя на другие источники. Однако на практике оказывается, что рекрутеры просто недорабатывают основные каналы поиска, то есть на уже имеющемся уровне работы не используют весь функционал площадок.

Вы не поверите, но часто объем резюме на том же ХХ достаточно обширный, чтобы закрыть не супер-специфические кадровые роли. Просто рекрутеры качественно не обрабатывают эту базу и не умеют выжимать из него максимум.

В этой статье расскажем про базовые и неочевидные методы сорсинга, а также поделимся, как оставаться в курсе актуальных подходов в поиске кандидатов.

Это база, детка

Основной набор навыков поиска подходит для большинства крупных площадок и включает в себя не только знание, например, булевого поиска, но и умение использовать ключевые слова и специальные символы для поиска.

Правильно формируй поисковый запрос, дружок

В качестве основного примера можно рассмотреть тот же ХХ.

Здесь эффективность поиска повышается при использовании специальных операторов в описании, слов и словоформ. Вы не поверите, но на площадке уже сто лет как есть статья с описанием общей логики поиска, в которой есть все нужные операторы для поиска, которые можно и нужно использовать.

Например, для поиска слова в конкретной форме используется восклицательный знак (!продажи), а для поиска слов с определенным корнем ставится звездочка (анали*). Также функционал поиска включает поиск с помощью операторов AND, NOT, OR позволяющих уточнить запрос или исключить нерелевантные результаты.

Очевидно, что эти базовые инструменты гораздо эффективнее по сравнению с ситуацией, когда рекрутер с упорством, достойным лучшего применения, вбивает название позиции в поисковую строку. Кстати, эти операторы и правила могут пригодиться для работы и на других поисковых площадках.

Я спросил у ясеня: ключевые слова

Еще один базовый навык сорсера — это умение правильно составить список ключевых слов, отсортировать навыки по значимости и смыслу, а также найти синонимы.

Кто нам нужен? Если мы ведем поиск по ключевым навыкам кандидата, то нужно учитывать, что недостаточно искать, например, по технологии.

Представим, что вам нужен разработчик C++ с OpenCV. Обычно этим и ограничивается поиск рекрутера, при этом забывают добавлять задачи, которые могут быть перечислены в резюме.

Запрос только с технологией:

Наташ, мы все про***: где найти кандидатов, когда рынок исчерпан?

Очевидно, что у такого кандидата есть желаемые вами компетенции: если он работал с вот такой задачей, типа стриминга или видео, то, скорее всего, он использовал библиотеку OpenCV. Или в резюме человека упоминаются кодеки H.263, H.264, по которым рекрутер может выйти на нужного кандидата.

Однако такой человек не попадет в воронку, если вы ограничите свой поиск, используя в качестве ключей только основные термины.

После добавления задач в поисковый запрос в выдаче стало в 2,5 раза больше резюме:

Наташ, мы все про***: где найти кандидатов, когда рынок исчерпан?

Именно по этой причине при формировании поискового запроса надо составить список основных терминов, синонимов, задач.

Площадки для поиска: соцсети, мессенджеры, LinkedIn, профильные площадки

А теперь, когда мы разобрались в типичных ошибках, давайте разберем как использовать различные источники для поиска по максимуму.

LinkedIn

Одна из полезных функций на этом ресурсе, как и на HH, — это всем известные операторы с булевой логикой AND, NOT, OR, скобки и кавычки.

  • AND

Введите слово AND (например, C++ AND OpenCV), чтобы получить результаты, содержащие все указанные ключевые слова.

  • NOT

Введите слово NOT перед ключевым словом, чтобы исключить его из результатов поиска. Это поможет отсечь нерелевантные результаты. Например: senior NOT teamlead. Особенно эффективно, когда это пишется не в основной строке поиска, а в поле "должность". Про это почему-то многие рекрутеры тоже не знают.

  • OR

Введите OR между ключевыми словами, чтобы расширить результаты поиска. Например: программист OR developer OR dev OR разработчик OR engineer.

Эти операторы работают и в бесплатной версии LinkedIn и позволяют существенно доработать поиск.

Соцсети

LinkedIn – это, конечно, хорошо поиск, но не стоит забывать про поиск по соцсетям и мессенджерам. Для начала можно взять три основных площадки: Telegram, VK, Facebook (*Meta и соцсети компании (Instagram, Facebook) признаны экстремистскими и запрещены в РФ).

Помимо возможности написать кандидатам напрямую, они позволяют публиковать вакансии и личные посты по поиску работы от пользователей.

В Telegram очевидный способ — поиск по чатам вручную, неочевидный — автоматизация с помощью ботов, эта возможность является одним из преимуществ мессенджера. Такие боты могут отслеживать в тематических блогах ключевые слова и упоминания.

Один из таких ботов — LeadScanner.

Отслеживает информацию по заданным ключевым словам в выбранных чатах. С его помощью время поиска по группам сокращается и уже нет необходимости вручную просматривать все сообщения. Более того, можно просто регулярно получать уведомления из нужных вам чатов при появлении сообщений с интересующими вас ключевыми словами.

Вот, например, есть закрытый узкопрофильный чат, и постить вакансии там нельзя, но как только кто-то напишет там слово “рекрутер” или “эйчар”, или “собеседование”, вы сразу получите уведомление и придёте в чат в белом пальто, как будто вы сидели там безвылазно.

Я вот, например, таким образом мониторю HR-чаты, и включаюсь в беседы, когда кто-то говорит про обучение и сорсинг:

Наташ, мы все про***: где найти кандидатов, когда рынок исчерпан?

Способ действительно рабочий, недавно я подробно писал об этих инструментах в своем телеграм-канале Эйчарно.

Что касается VK и Facebook (*Meta и соцсети компании (Instagram, Facebook) признаны экстремистскими и запрещены в РФ), то стоит освоить булевые запросы для эффективного поиска.

Например, посты в ВК можно находить так: просто пишем в гугле:

site:vk.com/ "ищу работу" OR "#резюме" OR "мое резюме" java

Наташ, мы все про***: где найти кандидатов, когда рынок исчерпан?

Чтобы искать людей на ФБ (*Meta и соцсети компании (Instagram, Facebook) признаны экстремистскими и запрещены в РФ) надо использовать булеву логику.

Так же копируем запрос в гугл:

site:facebook.com inurl:people java moscow

Наташ, мы все про***: где найти кандидатов, когда рынок исчерпан?

Из неочевидных и креативных способов сорсинга можно упомянуть поиск по рилсам в Instagram (*Meta и соцсети компании (Instagram, Facebook) признаны экстремистскими и запрещены в РФ), комментарии в YouTube по узкоспециальному контенту, а также различные автоматизаторы для поиска по X, бывшему Twitter.

Кстати, все эти фишки мы подробно раскроем на сорсинговой конференции Index Source.

Не забываем про поиск и мониторинг личных сайтов специалистов или личных блогов на профессиональных площадках или отраслевых форумах. Чаще всего на таких ресурсах можно отслеживать статус человека, его профессиональные компетенции, а также на них всегда есть информация для связи.

TenChat

Отслеживайте новинки не только в своей области, но и в технологиях и нетворкинге. Например, новые соцсети могут стать отличным источником информации.

Сейчас взлетает TenChat, который позиционирует себя как площадка для обмена опытом, установлению связей и партнерства, что, в свою очередь, является ключевыми характеристиками для работы рекрутера.

Например, можно написать запрос и увидеть людей там:

site:tenchat.ru intitle:"senior java" moscow -inurl:resume -inurl:media

Наташ, мы все про***: где найти кандидатов, когда рынок исчерпан?

Хотя внутренний поиск в тенчате тоже есть, и весьма удобный, в булевом запросе вы можете вписать больше необходимой вам информации.

Профильные площадки.

На них концентрация пользователей со специфическими навыками, очевидно, больше, чем на общих ресурсах.

Лучший пример – это IT-сфера. Здесь стоит обратить внимание на GitHub, Habr и Stack Overflow. Да, очевидно, и говорят об этом на каждой конференции, но в реальности рекрутеры все равно часто не используют эти источники. Ведь для этого нужно обладать базовыми навыками: булевый поиск, знание внутренних операторов площадок (например, location: и language для GitHub), использование расширений, типа OctoHR, для последующего анализа.

Но тут ещё важно понимать, что даже памятки по таким ресурсам могут выдавать неправильную информацию.

Например, Github утверждает, что если мы хотим найти кандидата в одной или нескольких локациях, я должен ставить оператор OR между ними. То есть писать так:

location:irkutsk OR location:tula language:ruby

Наташ, мы все про***: где найти кандидатов, когда рынок исчерпан?

Но при таком запросе я вижу ноль результатов.

Если же я убираю OR, я вижу, 22 результата (причём число правильное, т.к. если посмотреть локации по отдельности, будет 9 рубистов в Туле и 13 в Иркутске)

location:irkutsk location:tula language:ruby

Наташ, мы все про***: где найти кандидатов, когда рынок исчерпан?

Чтобы не просто знать, но и использовать эти технологии, надо не только читать про это всё и смотреть вебинары, но и пробовать ручками: как в ежедневной работе, так и на профильных практических ивентах.

Сложно найти, невозможно забыть, легко потерять: парсинг и аналитика

Найти информацию – это только начало работы, надо ее правильно обработать и проанализировать. Хорошо проработанная личная база данных позволяет отслеживать ключевые изменения в отрасли, тренды, собирать аналитику рынка, следить за ведущими компаниями.

Нет, без Excel нельзя обойтись, вообще никак. Если не любите таблички, то придется пройти все стадии от отрицания до принятия и в итоге понять, что, несмотря на обилие модных систем для рекрутинга, если вы не умеете работать с табличками, то вам будет сложно работать.

Зная Excel, вы будете вручную обрабатывать спарсенные результаты выдачи гугла, удалять дубли, выделять емейлы из полученных данных. Так что знать Excel нужно, как минимум, для обработки данных. Ну а если вы строите какие-то отчёты, делаете аналитику, тот тем более.

Да, без ИИ в рекрутинге никуда, как и без скрапперов и парсеров!

Скраперы и могут значительно повысить эффективность поиска на различных ресурсах. В качестве примера можно обратить внимание на Instant Data Scraper и Phantombuster, которые собирают информацию с открытой веб-страницы и выгружают данные в готовую таблицу.

Phantombuster также позволяет парсить страницы LinkedIn с существенной экономией, если соблюдать указанные лимиты (просмотра профилей, открытия страниц и сообщений в день).

Более сложные парсеры позволяют не только выгружать данные, но и искать по пересечениям в разных группах. Здесь можно обратить внимание на TargetHunter, который позволяет находить людей, состоящих в нескольких нужных вам профильных группах в ВК, при этом ничего не написавших в своей должности. Вряд ли левый человек будет сидеть в 5 и более пабликах АСУТПшников.

Также можно попробовать парсинг в Discord и Slack, что не всегда актуально для РФ. Это неочевидный и не самый простой способ поиска, который может сильно расширить базу потенциальных кандидатов.

Но есть и плохая новость: инструменты парсинга и скраперы только собирают информацию, но не систематизируют ее. Поэтому опять возвращаемся к необходимости знать Excel и его функции, позволяющие создать систематизированную базу данных и автоматически актуализировать в ней информацию. Это позволяет наладить процесс аналитики, а также всегда иметь актуальные данные для поиска.

ChatGPT.

Пару слов нужно обязательно сказать про ChatGPT. Иногда стоит подождать и понаблюдать за тем, как на новинки реагирует сообщество, какие дополнительные инструменты появляются для упрощения работы и как использовать эту новинку для конкретных задач. Если мы говорим о ChatGPT, то сейчас очевидно, что для корректной и эффективной работы с ним необходимо освоить prompt engineering, а еще обучить AI-модель выполнять определенную роль для сорсинга.

Однако AI-модели могут быть очень полезны как вспомогательный элемент. Например, они могут участвовать в подготовке для поиска: подбирать синонимы и всевозможные термины, генерировать описания задач, генерировать списки площадок для поиска, искать профессиональные сообщества, каналы и группы, а также выдавать анализ резюме или описания вакансий.

Теперь рекрутеру не обязательно собирать данные самостоятельно вручную, ChatGPT сделает это за него и сильно облегчит ему жизнь. Но чтобы настроить в нем сорсинг, надо самому хорошо в этом разбираться. Иначе нейронка накосячит, а вы даже не поймете.

Зачем ходить на те самые ивенты для рекрутеров: ну шо я там не видел?

Рекрутинг сам по себе не существует в вакууме и зависит от стремительно меняющейся ситуации на рынке труда: внедрение новых технологий в разные сферы профессиональной деятельности, отключение любимых сервисов и VPN всемогущий.

Другими словами, меняется структура компании и вся окружающая инфраструктура — меняется рекрутинг. Те инструменты, которые идеально работали вчера, уже сегодня могут потерять свою актуальность, классические стратегии перестают закрывать запросы найма, а базовые площадки не располагают специалистами в новых и молодых областях.

Если рекрутер не обладает навыками сорсинга, то его неминуемо настигает ощущение, что все сломалось.

Конференций на рынке много, и ходить на все – это утопия.

Наши конференции Index Source не только про новые инструменты и подходы, но и про нетворк с коллегами, обмен кандидатами и возможность лучше понимать рынок. А также исключительно практические доклады с воркшопами, где вы научитесь делать все руками.

Вместо вывода

Рекрутеры должны знать базу, чтобы хорошо выполнять работу. Но, к сожалению, многие даже ее не знают. А уже после того, как вы освоили базу, стоит переходить на более сложные специальные инструменты. И с ними кандидаты точно найдутся.

Безусловно, этот уровень сорсинга все равно требует таких профессиональных навыков, как понимание булевой логики, парсинг, владение терминологией, знание отрасли, в которой ведется поиск, владение основными инструментами поиска и знание площадок.

Да, рынок все еще принадлежит кандидату, да, соискателей с каждым годом все меньше, но это совершенно не означает отсутствие результата для сорсера.

Скорее это – вызов, заставляющий выйти за привычные рамки простого поиска. Да, инструменты важны, но также важно понимать, что, сорсинг – это еще и про креатив и нестандартный подход. Постоянно тестируя новые идеи, проверяя гипотезы и имея под рукой даже самые базовые навыки и инструменты, можно обрести бесконечный ресурс и видеть возможности поиска абсолютно везде. Именно тогда любая вакансия найдет своего идеального кандидата.

Кстати, если хотите прочекать свои сильные и слабые рекрутерские стороны, то пройдите простой (5 вопросов!) квиз. А в конце получите тонну полезных-суперполезных материалов для развития. Квиз шуточный, а материалы более чем трушные ☺

66
Начать дискуссию