{"id":14263,"url":"\/distributions\/14263\/click?bit=1&hash=b4dc4ce4b906960991e4705d10ce304ff5052bead202f1bda35bfb08e31596b1","title":"\u0421\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0442\u044c, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043f\u043e\u043a\u0440\u0430\u0441\u0438\u0442\u044c \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u0443\u044e \u043a\u043d\u043e\u043f\u043a\u0443 \u0432 \u0447\u0451\u0440\u043d\u044b\u0439","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"edca0fea-02f8-5eb8-ae8c-3678b2acc040"}

10 причин, по которым пора уволить вашего эйчара

За последнюю неделю пара человек сказали мне, что HR-ы, они как риелторы при аренде недвижимости, – ненужная прослойка, которая не может ответить ни на один вопрос, не даёт поговорить с собственником, а если после заключения договора возникают какие-то проблемы — с них спроса нет.

Их функция заканчивается ровно на подборе сотрудников (о качестве я молчу). И тут я стала вспоминать отзывы моих знакомых, кандидатов, истории из интернетиков про взаимодействие с эйчарами. Всё сильно печально.

Проблема в том, что ваша HR-служба — лицо вашей компании, она подбирает, адаптирует и обучает вашу команду. А ещё это пульс и эмоции вашей команды. Если в списке ниже вы найдете минимум 3 пункта, которые соответствуют реальности в отделе персонала — срочно сделайте с этим что-нибудь.

1. Не знает целей вашего бизнеса

Вы планируете выходить в регионы, хотите оптимизировать расходы или запускаете новый продукт? Пофиг, ваш эйчар тупо набирает вам людей, а для каких целей и что их будет ждать дальше — не его проблемы. Тут у меня всё.

2. Размещает вакансии на hh и ждёт

Это такая тупость, что у меня просто срывает голову, если я слышу очередную жалобу «я разместил вакансию на hh и еще двух рабочих сайтах, но кандидатов нет». Такого эйчара я просто хочу попросить самоудалиться из профессии и больше никогда в нее не возвращаться.

Компания из-за такого умника получает следующее:

  • Незакрытые месяцами (иногда годами) вакансии.
  • Нехватку персонала, если речь идёт о массовом подборе.
  • Слив бюджета на помойку. Во-первых, часть вакансий можно закрывать вообще с нулевым бюджетом. Во-вторых, на таких сайтах куча нерелевантных откликов, и эйчар тратит своё рабочее, оплачиваемое вами время на то, чтобы их разгрести. Кстати, очень удобно создавать видимость занятости.
  • Некачественные кадры. Есть ряд специалистов, которые не успевают выйти на рынок после увольнения: у них уже есть несколько предложений по работе от других компаний. А еще иногда сотрудников приходиться хантить — если вам вдруг нужен кто-то сильно уникальный и замечательный.

3. Нет единого бизнес-процесса «подбор — адаптация — обучение — мотивация — выход»

Вы принимаете людей на работу, а они сваливают от вас через неделю-другую, вакансии вечно открыты и бешеная текучка. Знакомо?

Нет никаких показателей и аналитики по каждому этапу, всё через пень-колоду: наняли, например, продажника. Вышел он в свой первый рабочий день, а ему говорят: вот твой стол, а это — стул. Работай. К тебе чуть попозже подойдет руководитель и расскажет, что нужно делать.

Проходит, день, второй, неделя — руководителя так и нет. «Ну и хрен с вами» — думает продажник, и на следующий день не приходит на вашу замечательную работу и не берёт трубку.

Эйчар томно вздыхает, что опять искать людей, а собственник выкладывает из своего кармана бабки на подбор, зарплату новичкам, которые не принесли никакой пользы в компанию. Замкнутый круг. Остальные бонусы даже перечислять не буду.

4. Не планирует и не ведёт бюджет

Преступление, за которое нужно отправлять в ад. У HR-подразделения должны быть их HR-планы, анализ рынка и, конечно, они должны уметь считать деньги. Если на хэдхантере стоит закрыть вакансию 4000 рублей, а при помощи таргетированной рекламы — 500, казалось, выбор очевиден. Но нет. С таргетированной рекламой нужно попыхтеть.

5. Не даёт обратную связь кандидатам

«Спасибо, я вам перезвоню» — вот что убивает ваш HR-бренд и репутацию корневого бренда вместе.

Компания тратит время и деньги на подбор, соискатели — на изучение вакансии, подготовку к собеседованию и личную встречу с вами. Но эйчар почему-то считает, что имеет право не давать никакой обратной связи и уходит в закат, нарушая все правила деловой этики.

Если вы всё ещё удивляетесь, почему профессиональные и талантливые ребята не хотят идти к вам на работу, возможно, это одна из причин.

6. Он всех обманывает

Соискателям он обещает условия, которые далеки от реальности.

Сотрудникам — светлое будущее, которое никогда не наступит.

Компании подсовывает плохих кандидатов, чтобы залатать дыры.

Именно так бизнес получает плохие отзывы на антиджоб-сайтах и репутацию ненадежного работодателя, посредственных сотрудников и видимость бурной деятельности вместо работы.

7. Ведёт коммуникации, от которых тошнит

Пишет ли он текст вакансии, проводит адаптацию для новичков или делает стенгазету — это набор шаблонов, не имеющих ничего общего с вашей компанией, подход к работе и реальным коммуникациям.

Вы ищете 20-летних дерзких и энергичных ребят в команду, но ваш эйчар заставляет их отвалиться еще на моменте описания компании своими сухими канцеляризмами.

Уметь разговаривать на языке целевой аудитории, давать ей необходимое ценностное предложение и ставить это на рельсы бизнеса — задачка уже посложнее.

Для примера почитайте тексты вакансий в вашей компании. Или послушайте вопросы кандидатам на собеседовании. Не стошнило? Поздравляю. Берегите такого золотого сотрудника.

8. Не ориентируется в специальностях

Айтишники (ну и еще парочка ниш) всё-таки поняли, что к чему, и решили отстроиться. Их эйчары уже знают, чем отличается бэкенд от фронтенда, джун от миддл.

Зато в более приземленных компаниях с простым и понятным продуктом, которые торгуют носками, кофе или стройматериалами пока я встречаю универсальных спецов в подборе: и программиста найдут, и финансового дирика и кладовщика.

Постановка целей должности, задач на испытательный срок, разработка функционала для них плёвое дело. В интернете куча примеров. Такие эйчары никогда не хотят упасть в грязь лицом и не передают узкие, сложные специальности более профессиональным в этом деле подрядчикам. Ещё чего.

9. Обожает тимбилдинги и корпоративы

У вас обвалились продажи? Пора отправлять всю команду на тренинг.
После проваленной задачи сотрудники между собой не разговаривают? Это лучшее время для тимбилдинга.

Вы были вынуждены сократить зарплату из-за сложной ситуации на рынк? Супер, подходящий момент для небольшого корпоративчика.

10. Ведёт себя как охранник на промбазе

Мне доводилось несколько раз приезжать на промышленные предприятия, и чтобы туда попасть, нужно пройти через охранника, который ведет себя так, словно он вершит судьбы людей и весь этот бизнес — его. Он презрительно смотрит на тебя, затем в твои документы, нехотя выписывает тебе пропуск и пропускает через турникет, делая тебе великое одолжение.

Услышать хамское общение по телефону, как будто только тебе нужна работа, а не сотрудник компании сегодня в порядке вещей. Начинать собеседование позже назначенного времени — тоже норма. Попросите кого-то из ваших знакомых устроится к вам на работу: смогут ли ему продать вакансию?

10 страшных грехов, но это еще не всё. Тут я рассуждаю только о том, как ведётся подбор в компаниях. А функционал эйчара на нём далеко не заканчивается.

Если вы всё еще думаете, что на рынке труда одни бездельники и ослы, нормальных кандидатов нет — то проблема у вас, а не у рынка. Чините своего эйчара или нанимайте нового, и будет вам счастье.

0
218 комментариев
Написать комментарий...
Vl Al

"Но эйчар почему-то считает, что имеет право не давать никакой обратной связи и уходит в закат, нарушая все правила деловой этики." - Смею утверждать, что "отсутствие обратного отклика" по факту является практической деловой этикой в РФ. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Низовцев

Это ладно. Я однажды договорился с HR о собеседовании в день X. За день до X перезваниваю уточнить время, а мне сообщают, что я уже был у них в офисе и не прошёл. На мое "вы что-то спутали, я не был у вас в офисе, перепроверьте" - мне заявляют, что нет, им виднее что я был, не прошёл, до свиданья. ¯\_(ツ)_/¯

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Evil Pechenka

Как-то ответил лично более чем ста кандидатам на вакансию. Кажется, что у меня это должно было занять недели? Нет, это достаточно быстро, 2-3 шаблона в текстовом документе и ничего сложного. При этом кроме непосредственно работников у меня появился пул интересных кандидатов, человек 10, с которыми тоже потом сотрудничал.

Ну не можешь отвечать — не начинай общаться. 🤷‍♀️

Практика всё же не очень хорошая.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Mikhail Shamov

Особенно, при подборе линейного персонала.

Ответить
Развернуть ветку
Лера Реутова
Автор

Согласна, что тут играют две стороны. Но hr получают за это деньги) Среди линейки обратной связи правда меньше, но когда мы берём среднее звено и топов - там очень приличные ребята. 

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

Ох, я сам долго и упорно стебался на рекрутерами, над их тупостью, хамством и тд..
а потом мне пришлось делать их работу самому )

И все сразу встало на свои места: вы просто не представляете какой скот ломится в ворота компании ДО отбора рекрутера.
Вот краткое описание самого лютого, что было за полтора года сбора команды разработки, без фильтрации рекрутером (где-то под 100 собеседований в сумме):
1) Шизоиды 
 Вы не представляете какое количество откровенно психически больных людей в ИТ,  забудьте про все шуточки и приколы на эту тему: когда вам неделю подряд будут звонить и спамить с угрозами расправы из-за проваленного собеседования и рассказывать в деталях как будут вас убивать, зарежут вашу семью и тд и тп -  шутки кончатся, это уже ни разу не смешно.

2) Алкашня и любители веществ
Опять же, для многих сюрприз насколько глобальна эта проблема: хорошее резюме, грамотно написанное, звонишь, договариваешься о собеседовании, по голосу человек абсолютно адекватен, спокоен и тд. А в назначенное не приходит - звонишь узнать что случилось а там оказывается что человек на радостях набухался и пил три дня.

Или вот еще было: нашли хорошего аналитика (взрослый дядька в костюме, без щетины и тд), прособеседовали, вывели на работу, человек день отработал и пропал - через неделю ему дозвонились  и оказалось что человек в запое.

3) Кидалы ( скажем так)
Вот приходит человек на собеседование, первый вопрос: "че воруете" , на чем навар идет )
Прямо так, с порога ) И продолжает: 'а можно родню поднянуть',  'я тут дом строю - не можете кредит выдать от компании' ,  'когда меня начальником сделаете'  - это все почти дословные цитаты кандидатов.

И это хочу заметить - только ИТ,  плотников и сантехников я не нанимал никогда.

Вообщем когда в следующий раз будете глумиться над рекрутером, представьте что эта хрупкая девочка - единственное что отделяет вас  и ваш драгоценный внутренний мир от толпы орков из пятерочки/дикси ( или где они там ходят).
 

Ответить
Развернуть ветку
Лера Реутова
Автор

Я прекрасно понимаю, что это за работа, так как это мое направление деятельности. А на счёт странных чуваков, шизоидов и гопстопа - их можно отсеивать в самом начале и не приводить на собеседования. Если такие толпой идут - проблема в воронке подбора и очень большая. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Владислав Мальцев

Какой-то бред у вас.

Я лично прособеседовал с десяток кандидатов, когда искал себе сотрудницу в штат (потому что эйчар все же не знает всех аспектов профессионализма, которые мне были нужны). Были косяки с опозданиями, были с некоторой неадекватностью отдельных людей, или когда пишешь лучшему кандидату из просмотренных, а он "а я решил поднять желаемую мне зарплату на 30%". Но вообще-то - ничего особенного. Поверьте, какие-нибудь продавцы в салонах сотовой связи или продажники на холодных звонках, а уж тем более колл-центры сталкиваются куда с большими сложностями.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Andrew Simon

Ну очень неплохо. По личной статистике 70% эйчаров - люди очень небольшого ума, поэтому очень подходят под описание автора статьи. 25% при необходимости делают все, описанное автором, 5% - суперполезные сотрудники, на которых держится большая часть компании.

Ответить
Развернуть ветку
Лера Реутова
Автор

Дело в том, что порог входа в профессию очень низкий, потому такое качество имеем на рынке. 
Если брать профи - они, безусловно, есть, и очень крутые, но это тяжелый и сложный путь. А еще таких профи не каждая компания может себе позволить.

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Alexander

80% людей в любой профессии - балласт

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Данила Орлов

Самая главная функция эчаров, которых я встречал в своей жизни, - заставлять скотинку под угрозой увольнения петь частушки, прославляющие дорогого шефа. Это, кстати, дичайше деформирует их собственную личность. 

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Frolov

Да, а потом они гордо на фейсбучках пишут, что они "фасилитаторы практик", "создатели корп.культур" и вообще лайф-коучи шо пипец :-)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Лера Реутова
Автор

што?! Ужас какой

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
badResistor
под угрозой увольнения

угрозой увольнения скотины или HR?)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Mikhail Matveev

Указано как неправильно, а как правильно? Вместо hh например что предлагаете?

Ответить
Развернуть ветку
Лера Реутова
Автор

Хороший вопрос. Могу написать пост с вариантами, как и где искать, даже с 0 бюджетом. Надо?)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Homo Sapiens

Контекстную рекламу в тиктоке

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Владислав Мальцев

К сожалению HH как источник подбора кадров умер уже пару лет назад и все больше становится похож на какую-нибудь "работу-мэйл-ру", где висят стандартные вакансии. Большое число знакомых (с огромным опытом и реноме в своей сфере) говорят про полную невозможность найти работу через HH - отклики просто "уходят в никуда"

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Boozy Woozy

За всю жизнь встречал только одного классного HR. Который реально знает, что нужно бизнесу, честно рассказал почему ушел предыдущий кандидат и какие проблемы есть в компании, честно рассказал про оплату труда и дал обратную связь на следующий же день после встречи.
Остальные, которых встречал - подходят под все пункты из статьи.
Еще бы я  расширил перечисленные выше пункты: 
1. HR в описании вакансии тупо копипастит функционал из должностной инструкции, образца трудового договора или других внутренних документов компании со всеми сокращениями, аббревиатурами, сносками и т.п. Которые сам не понимает и не может даже правильно произнести. Во всех компаниях свои аббревиатуры и часто даже не понятно о чем речь. Кандидату проще забить, чем разбираться, кто нужен и что делать.
2. Когда звонят и предлагают позицию, на которую понимают, что кандидат не подходит. Долго расспрашивают по резюме, потом выдают "ну нам нужен другой профиль совсем, порекомендуйте кого-нибудь и дайте их телефоны". Не нужно свою работу перекладывать на соискателей.
3. Про обратную связь. Когда не звонят после собеседования уже стало привычным. Но когда кандидат уже прошел все встречи, прошел проверку безопасности, HR берет денек, чтобы согласовать дату выхода и пропадает. Не отвечает несколько дней на телефон, письма. А потом с 100500 попытки берет рубку и говорит "ой, у нас руководитель поставил ставку в холд, пока нет бюджета на эту позицию". В такую компанию кандидат вряд ли захочет еще раз трудоустроиться.
4. HR принимает решение о соответствии кандидата позиции только на основании решил ли кандидат задачки на логику или нет. Компании теряют классных людей, только из-за того, что кандидат не смог решить задачку "для 5 класса" про конфетки. 

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Rusanov

2. Фразы вроде "порекомендуйте кого-нибудь" расстраивают. Это работа рекрутера, а не моя. 
3. Пишут/перезванивают единицы, таких людей я стараюсь запоминать. В целом складывается впечатление, что с той стороны совершенно не ценят время кандидата. Пока ты интересен с тобой поддерживают связь, дальше "сорри, твои проблемы".

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Antony Divnich

Я во время поиска работы на карантине сталкивался с проблемой в вашем пункте 3 несколько раз. Жалею о потраченном времени.

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Lobchenko

4. HR принимает решение о соответствии кандидата позиции только на основании решил ли кандидат задачки на логику или нет. Компании теряют классных людей, только из-за того, что кандидат не смог решить задачку "для 5 класса" про конфетки.

А почему вы считаете что это HR принимает решение? 
Вы не допускали что есть установка от руководителя "Мне не нужен человек который не смог решить задачку для 5ого класса" 
и дай бог чтобы там был тест только на логику, а не еще куча неведомой фигни, которую пихает руководитель начитавшись "модных тенденций", а HR максимально лояльно пытается это все снести ...  

Ответить
Развернуть ветку
Лера Реутова
Автор

Этот список бесконечен) 

Ответить
Развернуть ветку
Илья

В последние два года нахожусь в активно-пассивном поиске нормального работодателя. Рассказывать о том, что проговаривают на бумаге и оказывается в реальности думаю не стоит, все это давно известно. Даже смирился с тем, что рекрутеры могут забыть уведомить руководителя о назначенном собеседовании. В последнее время задают такие вопросы, от которых волосы на задней части тела встают дыбом:
- Зачем вам нужны деньги?;
- Если не нужно было бы работать, чем занимались бы?;
- Что вас мотивирует?;
- У нас проходит конкурс на вакансию в данным момент, ищем замотивированного специалиста;
- У вас нет ипотеки и детей, какая мотивация у вас работать?;
- Вы умеете подчиняться? (Чтоо??);
- Готовы выйти на стажировку? Она будет бесплатной как для вас, так и для нас. 
Куда без вопросов из разряда: "кем видите себя через 10, 15 лет, когда планируете жениться и т.д. Если кто-нибудь рассказал мне, что такие вопросы задают, точно не поверил бы. Пришлось испытать на своей шкуре.

Ответить
Развернуть ветку
Boozy Woozy

Вот вопрос "кем видите себя через 5 лет" уже давно не встречал. Но первые 5 сейчас в топе. Впечатление, что все эйчары сходили на один и тот же тренинг либо прочитали одну книжку.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Pavel Rusanov

Все описанное ниже касается IT.
С кадровыми агенствами еще хуже. Такое ощущение, что местным рекрутерам вообще наплевать кого они подберут. Они будут продавливать как кандидата, так и кампанию нанимателя. Сталкивался с подобным с двух сторон. Сначала как устраивался на работу - давили на то, что проект срочный. Затем, когда расширяли команду - давили тем, что якобы кандидат написал заявление на увольнение в своей компании (это без нашего аппрува). Взяли, тк в целом специалист подходил. Агенство "солидное".
Про рекрутеров:
Еще есть тема написать в письме кандидату что-то вроде "У меня есть такая-то крутая вакансия. Рассказать вам про нее".
Были случаи, когда "специалисты" при отправке предложений через linkedin не смотрят текущее место работы. Пытались схантить в текущую компанию(даже круче, в ту же команду, где я работаю).

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Rusanov

Черт, забыл еще упомянуть любовь нового поколения к мессенджерам. Ну не люблю я, когда ко мне без спроса ломятся во telegram/whatsapp/...
Да и описание вакансий в мессенджерах на мой взгляд читать тяжело.
Хотя мб я уже просто отстаю от трендов :) 

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
badResistor

У меня есть круче история  на позицию разработчика прислали смс - "У нас есть работа для вас. Перезвоните."

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Про кадровое агенство расскажу. :))) Я туда специально не ходил, но меня зачем-то взяли в оборот, найдя моё резюме на известном сайте. 

Итак, уйдя с работы, разговорился с одним давнишнем товарищем, он посетовал, что не может найти специалиста по такому-то продукту. Он знал, что я с ним работал, но мои знания там не экспертны, то есть не занимался этим под консалтинг и продажу. Поговорили, посмеялись, вспомнили былое...

Через три дня мне звонит девочка. Начинает спрашивать про то, что написано у меня в резюме и этот продукт. Я так ушки навострил. Учитывая что узкие направления на рынке редко бывает массовыми, к тому же там никакого хайпа не было, то сразу подумал о том товарище, с которым общался. Написал ему. Он удивился и сказал, что такого быть не может.

Через два дня эта девочка ещё звонит. Уточняеет ещё больше информации. Мне уже даже смешно. Тут пишет товарищ, который подтверждает, что уже приготовил попкорн. Через день он мне пишет следующее: "Судя по HR ты просто на все 292% нам подходишь. Мегаспециалист с большим и наш спаситель!"

На деле же туда не пошёл. Во-первых, я ещё не отдохнул от той работы, где был. Во-вторых, снова загружаться по 12 часов у меня не было никакого желания. В-третьих, в той компании всё было не так сладко, как она рассказывала. Индекс адекватности после определённого уровня должностей был под большим вопросом.

Ответить
Развернуть ветку
Никита

Насчёт кадровых агентств скажу, что тут от случаю к случаю, если в компании как у нас есть этика и правила, то такой е%алы не происходит. Да, есть планы, и рекрытер хочет денежку заработать, но проталкивать говно-кандидатов компании или наоборот говно-клиента кандидату тоже не будут, тк тупо трата времени. Мы решаем задачи и проблемк клиента, и это то что стоит за подбором персонала, то есть проекты, боли и другие страсти компаний а не "у нас план нанять 50 человек в этом году вот и нужно нанять столько то человечков"

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Мальцев

Знакомая ходила на собеседование в "Вечернюю Москву".

Приходит, пропуск разумеется не заказан, битых полчаса пытается дозвониться эйчару, тот не берет трубку, она начинает обзванивать подряд все городские телефоны редакции и наконец выходит на эйчара.

Тот встречает ее фразой "Вы опоздали и у вас есть пять минут всего". На фразу "так я приехала вовремя, а вы не заказали пропуск и не брали трубку" не реагирует никак.

В процессе собеседования эйчар ковыряется в телефоне, а потом выдает "Да мы вообще-то уже закрыли эту вакансию". Вопрос - зачем был весь этот цирк?

Ну так "он же работает")) собеседования проводит, вакансии смотрит - спросит начальник, так прям весь день занят был эйчар-то

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

Значит и контора вся гнилая такая же, как HR. Нечего там делать.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Wladimir
Ведёт коммуникации, от которых тошнит

Ну тут тоже надо знать меру.
Если говорить об описании вакансии в IT, то "старомодные" описания с тремя пунктами - требования, обязанности, условия будут получше больших, размытых текстов про соответствие ценностям, великую миссию, описание крутости и сказочных амбиций компании.

Ответить
Развернуть ветку
Лера Реутова
Автор

а меня, например, тошнит как раз таки от таких размытых текстов, миссию и тд) Так что полностью плюсую вас) 
Я в статье и не говорила, что надо хороводы водить в тексте вакансии)) 

Ответить
Развернуть ветку
Константин

Обычно после долгих рассказов про миссию и глобальные цели, хочется спросить: «Что у вас написано в 1 главе уставе»? А то рассказы, как будто это НКО, везущая воду обезвоженным детям Африки, а не коммерческая организация нацеленная на извлечение прибыли.

Ответить
Развернуть ветку
Gene Semerenko

По опыту работы в IT могу сказать что 99% HR подходят по большинству пунктов. :)

Ответить
Развернуть ветку
badResistor

я честно говоря который раз читаю такие тексты и думаю, а как то бывает иначе что ли? ну они же все вот такие....

Ответить
Развернуть ветку
Лера Реутова
Автор

увы(( 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alex Ondre

На интервью можно столкнуться с вопросами из раздела «red flags». Такие вопросы демонстрируют, что в компании нет корпоративной этики, а руководство любит нарушать личные границы и не принимает ответ «нет».

Некоторые вопросы просто не компетентны и нерелевантны будущей работе. Их задают для занижения самооценки кандидата, снижения его цены. Примеры:

Вы замужем? Если нет, то почему?
У вас есть дети? Если нет, то почему? Если да, то как часто болеют и нужно ли вам забирать их откуда-нибудь?
Вы косите от армии/бегаете от налоговой?
Есть ли у вас хобби?
HR пытается подловить, что вы чего-то не знаете (точных дат выхода версии или новой фичи)
HR в пассивно-агрессивной манере интересуется, почему вы ушли с предыдущих мест работы
Вопросы про высшее образование, если в резюме указано, что его нет или оно не окончено
Если вы живете далеко от работы, то как вы будете на нее ездить? Особо наглые могут спросить, в своей квартире ли вы живете и предлагают ее сдать и переехать в арендованную поближе к работе

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Мальцев

"У вас есть дети? Если нет, то почему?"

А как же "если есть - то почему?"

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Useforlogin

Часто вижу подобные высказывания, но в трех последних компаниях, в которых я работал, были прекрасные девчонки в hr-команде. 

Где-то устраивали полноценное знакомство с компанией — экскурсии, короткая киношка о компании, сведенная важная информация в одном месте. Все сразу брали на встречу ребят из тех команд, куда искали человека. Всегда были очень отзывчивы в любых вопросах при найме, отпусках, увольнениях, смене должностей. 

Возможно, мой опыт и не релевантен, но сгребать всех в одну кучу я бы точно не стал. 

Ответить
Развернуть ветку
Boozy Woozy

вам повезло. Мне в последней компании дали листочек А4 "памятка новому сотруднику" (куда сходить, кому писать, кто ответственный и т.п). Все сотрудники из этого листочка уже поувольнялись давно, телефоны неактуальны, процессы поменялись и т.д). И работа на удаленке без доступа к адресной книге аутлука и возможности сходить ногами к людям :)

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Лера Реутова
Автор

Вам, действительно, повезло. И я не про всех, а только указала пункты, где сильно хреново) 

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev
 Где-то устраивали полноценное знакомство с компанией — экскурсии, короткая киношка о компании, сведенная важная информация в одном месте.

Я бы сразу ушёл оттуда

 Все сразу брали на встречу ребят из тех команд, куда искали человека.

Можно собрать митинг сразу в полурабочем режиме. Компания работает и вы в неё вливаетесь, а не наоборот. 

Ответить
Развернуть ветку
Johnny Vorony

Это вы ещё не встречались с эйчарами из Казахстана ...
Там полный алес, особенно анкеты с вопросами оценить себя по десятибалльной шкале по разным навыкам 🤦‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Лера Реутова
Автор

уууу))

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Nosov
 Вы ищете 20-летних дерзких и энергичных ребят в команду

Лера, это же эйджизм! 

Ответить
Развернуть ветку
Лера Реутова
Автор

Согласна. Когда составляют портрет сотрудника - это полный набор разных ..измов)) В лоб об этом аудитории заявлять нельзя, поэтому приходится ухитряться )

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Константин

Действительно очень полезная статья. Я или мои друзья/коллеги встречались со всеми 10 вариантами😩
Но IT компании (продуктовые и бодишопы) активнее импрувятся в части HR отделов, чем другие на рынке.
Есть ещё пара мыслей:
1) Если у кандидата было несколько офферов, но он позвонил и дал фидбек, то HR должен постараться сохранить хорошие отношения с кандидатом. Специалисту может не понравится на испытательном сроке на новом месте или он решит через год сменить работу и тогда вы будете первыми кому он напишет.

2) Сотруднику HR отдела стоит определиться, он HR или HH. Когда ищут Senior Scala/Go, открывая вакансию на HH и раскидав шаблонные сообщения в fb/Linkin/inst/... и потом плачут о дефиците кадров на рынке, то дёргается глаз.
HH должен загуглите ближайший ситар по подходящему ЯП/технологии и тушить туда свой зад, а по пути туда приблизительно понять о чем там будут говорить.
Есть кейс как solution Architect схантила HH, узнав из инсты, что он в обед ходит в пекарню рядом с бизнес-центром.

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Да, я тоже слышал истории как hr пошла на свидание с одиноким синьором помидором и между делом схантила его.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Данила Орлов
Если у кандидата было несколько офферов, но он позвонил и дал фидбек, то HR должен постараться сохранить хорошие отношения с кандидатом.

Если у кандидата было несколько офферов, но он позвонил и дал фидбек, но HR должен потраить заимпрувить с ним релейшены, так лучше.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Лера Реутова
Автор

Да, с вашими мыслями полностью согласна.
Айтишники тут отстроились, и правильно сделали. Одна из немногих ниш, кто смогли это сделать) Ну хоть частично)
1. Это как раз про приятное впечатление о компании и дружбу. Я тоже за такой подход)
2. Ну в этой сфере много направлений и функционала. Сорсеры, ресёчеры, рекрутеры и тд..) Если мы берем малый бизнес - то там если кто-то один отвечает за всё сразу, то уже неплохо)) 
Кейс крутой!

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Frolov

На фразе IT компании импрувятся, вспомнил один забавный случай. 

Ходил на собеседование в одну ооооочень известную компанию по производству HI-Fi радиоэлектроники и музыкальных колонок в частности. Попал сразу к HRD. Так вот она утверждала, что ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ НЕ НУЖНО! :-) В качестве примера приводила девочек с ресепшена которые доросли под её чутким надзором до старших бренд-менеджеров. На моё скромное замечание, касаемо технологичности компании и нерушимой связи с высшим образованием, она ответила, что "человек может всему научится и без этого". А потом полчаса спрашивала как я поступал в Университет, какая школа и т.д. так как она в сомнениях насчёт своего ребенка.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Pasyutin

Странно что нет какого-то сервиса с отзывами о рекрутерах - был бы очень популярен

Ответить
Развернуть ветку
Лера Реутова
Автор

А зачем про рекрутеров? Полно антиджоб сайтов с отзывами) 

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Vladimir Frolov

Судя по пункту 9, в любой непонятной/плохой ситуации, нужно устраивать коллективную веселуху

Ответить
Развернуть ветку
Лера Реутова
Автор

увы, такое встречается от незнания других инструментов. 

Ответить
Развернуть ветку
Valeria Tarakanova

На днях меня пригласили на собеседование, прислали тестовое задание «создать пост для таргетированной рекламы картинка и текст» компания с миллионным оборотом в месяц. Не прислали больше ничего, ни для какой ЦА креатив рисуется, ни стоп слова для текста. Ничего. Когда я стал накидывать эти вопросы HR от меня просто загасились.

Ответить
Развернуть ветку
Лера Реутова
Автор

Ну, значит, и хорошо, что загасились) не по пути вам) 

Ответить
Развернуть ветку
Sugrobov Evgeny

КГ/АМ

Автор, меньше самолюбования. Очень поверхностно. Настолько, что вряд ли стоит продолжать писать про HR.

Ответить
Развернуть ветку
Лера Реутова
Автор

хорошо, больше не буду, раз вы говорите

Ответить
Развернуть ветку
Елена Власова

Есть ощущение, что в статье мало про настоящих HR и их функционал, но много про рекрутеров.
HR больше подбора и адаптации) 

Ответить
Развернуть ветку
Лера Реутова
Автор

Так и есть, вам не показалось. Вы правы. Просто HR в компании называют рекрутеров частенько. И я говорю тут только о подборе, а про остальной функционал .. пунктов 50 еще наберется ;) 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кучеряев

Это вполне себе описание для крупной не айти кампании, Газпром, любой филиал практически, Роснефть, любой госбанк и далее по списку. Действительность такова..

Ответить
Развернуть ветку
Лера Реутова
Автор

Описание скорее под малый бизнес, да. Но в крупных корпорациях - та же хрень. 
Заявки на подбор формируются ой как по-разному в компаниях. И задача эйчара всё-таки понимать, какие цели у компании, разрабатывать функциональную структуру и помогать заказчику формировать потребность, а не просто брать что дали и молча делать. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Карл

меня после прошлого собеседования бомбануло, когда эйчар, после, вроде бы, неплохой встречи с моим потенциальным руководителем и выполнения тестового задания поставила меня в игнор. Не отвечает на письма, не берет трубку (ну трубку она с 7-го раза брала, когда я еще звонил уточнить, в какой подъезд заходить)... При этом позиция не из тех, которых пятьсот в месяц набирают и нет времени каждому давать обратную связь.
Так бомбануло, что впервые оставил отзыв, конечно же, отрицательный, о компании на HH.  С рекомендацией погуглить за элементарную деловую этику.

Ответить
Развернуть ветку
Boozy Woozy

а что на HH есть такая функция оставить отзыв у компании ? о_О
Где она?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Vlad Ortin

Честно говоря согласен, от hr многое зависит. Hr напросился созвониться и поговорить о проекте на всякий случай мало ли меня зацепит, в итоге созвонились и молчим :D 

Ответить
Развернуть ветку
Andrii Semenov

HR-ы очень часто являются серьезным преткновением между соискателем и работой. Порой тебя отсеивает какая-то девочка из кадров, хотя попади ты к руководителю и поговорив с ним, ты вероятнее всего получил-бы оффер. В одной из компаний, я видел даже такое, когда HR приносит пачку cv, садятся вместе с руководством и начинают тупо ржать с фотографий, фамилий и прочего... Их вышкалить нужно и можно только на местах, если руководитель серьезный.

Ответить
Развернуть ветку
Роза Рязанова

Уважаемые форумчани, Вы путаете понятия и виды специалистов по управлению персоналом:
- кадровик - это  специалисты по кадровому делопроизводству (документальное обеспечение компаний), такие специалисты очень редко совмещают свою работу с подбором кадров.
- рекрутер - спец по подбору персонала.
- сочер - поисковик кандидатов, без  личного общения.
- hr - это спец по управлению  персонала, который анализирует, разрабатывает, внедряет/обкатывает и использует процессы управления персоналом (подбор, оценка, аттестация, адаптация и др.).
- hr bisness partner - это вообще что-то новое в российской действительности, но по функционалу похож на обычный hr.
Компании, которые не могут себе финансово  позвонить иметь перечисленных сотрудников, или им просто не нужно столько "разновидностей", например, из-за малой численности, имеющегося персонала, нанимают специалиста, который совмещает все  функции "в одном лице". 
Среди указанных специалистов есть люди от нулевого профессионального  уровня до профи. Какой и где может встретится соискателю - "рулетка", которая зависит от финансовых возможностей работодателя или  выгодного не материального сотрудничества (близость к дому, бесплатная парковка, ДМС, родственный связи  и др. "плюшки").
Любой сотрудник,  в т.ч. и специалисты по управлению  персоналом - это в основном наемный персонал, который подчиняется требованиям работодателя за вознаграждение. Наемникам платят не  за собственное мнение,  а за исполнение своих должностях обязанностей,  поэтому рекрутеры работают по заявкам, в которых прописаны требования к кандидатам (иногда абсурдных - цвет глаз/волос, знак зодиака, рост, вес  и т.д.). 
Искать  работу также тяжело, как и искать кандидата. У любого соискателя есть требования, ниже которых он не готов опускаться (имидж компании, размер зарплаты  и др.), как и у работодателя (профессиональные навыки, опыт работы  и др.), который не готов платить, если кандидат не  дотягивает до нужного  уровня. 
Когда соискатель выходит на рынок труда, он должен  понимать, что он не один,  таких как он много и от умения контактировать с рекрутером вероятность взаимовыгодного  сотрудничества повышается. Даже если Вы передумали  и решили не ходить на собеседование, хотя бы напишите об этом рекрутеру, это будет одним маленьким, но плюсом в истории (многие компании ведут историю  подбора!) данной компании. Ну, а если Вы решили пойти на собеседование, то попробуйте себя "продать" (внешний вид, вежливость, презентабельное резюме, "вменяемое состояние" (на грузчика каждый третий действительно  приходит с перегаром  или в состоянии наркотического опьянения), проверьте все ли документы для оформления у вас есть для трудоустройства (часто нет либо военного билета, либо трудовой) и др.). 
Согласна, что рекрутеры бывают разные  по темпераменту, с некоторыми очень сложно  вести беседу. Стрессоустойчивость у такого персонала должна быть очень высокая, возможно от того и черствость, жесткость. принципиальность.   Многие через 3-5 лет выгорают  и не удивительно:  в среднем на одного  рекрутера приходится от 10 до 30 действующих вакансий в неделю + на каждую  вакансию приходит в среднем от 50 до 300 откликов, которые  нужно обработать (не просто прочитать, а оценить, отправить на согласование заказчику, провести телефонное/очное/онлайн - интервью и т.д.), постоянное давление от заказчика - найти быстрее,  а то и подешевле, да по профессиональней.  Параллельно спец задачи,  а сделать такой отчет,  а сделай такой обзор зарплат  и др. Собеседования - это  отдельная история, не только  рекрутеры чудят, но и сами соискатели такое вытворяют, что диву даешься, как такие люди вообще куда-либо устраиваются на работу. Да и тестирования проводятся с целью определения соответствия действительности,  а не выдумки соискателя (например, в резюме написано "Программист 1С", по факту кандидат не выполнил ни одного задания по программированию). А бывает такое, что рекрутер нашел нужного кандидата и тут работодатель решил "приостановить" поиск, к примеру, на пару месяцев или кадровик отказывается принимать кандидата, т.к. нет  свободной ставки в штатном расписании  или у кандидата, который приехал  из другого города нет отметки о постановке в военкомате по месту ресторации  в Москве. И "колесо поиска" запускается заново...
Поэтому когда Вы начнете искать "10 причин, чтобы уволить своего рекрутера", подумайте,  а готовы ли вы выполнять его работу, за те деньги которые вы ему платите.... 

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Matveev

Если уж речь зашла о HR-ах и требованиях в вакансиях для IT-специалистов. Может мне кто-нибудь объяснит кого хотят найти IT-компании с фронтами "мы делаем сайты под ключ, SEO, SMM, брендинг и разработку фирменного стиля, настройку таргейта/контекста, мобильные приложения под все платформы" и вакансиями "требуется Fullstack PHP 7.x и выше, MySQL, Laravel Framework (5.x/6.x), Node.js, VueJS, CSS (Sass), SOLID, ООП, JSON RESTful API" на HH и других известных и не очень UGC-агрегаторах зоны .ru?

Ответить
Развернуть ветку
yesYouStp

ну такого программиста хотят найти, а что удивительного?
Люди, которые заказывают сайты -> те же самые люди заказывают системы.
В чем подвох? 

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Oleg V.

Я бы добавил 11 пункт:
Неумение решать вопрос с заказчиком сотрудника.
Регулярно сталкивался с проблемой, когда Ашеру дают задание найти специалиста. Ашер, с одной стороны, выполняет первичные задания - находит кандидатов, проводит первые собеседования, отсеивает тех, кто точно не подойдёт. С другой стороны, потом начинаются проблемы. Так как условному руководителю отдела или директору или ещё кому просто некогда изучить информацию, провести собеседования и так далее. Хотя именно ему нужен ценный сотрудник. В результате закрытие вакансии для очень долго,  Ашер не выходить на связь с кандидатом (в назначенное время или вообще), компания с большой вероятностью упустит реально ценный кадр. 
Думается мне, что тут в эйчарне должны быть какие-то способы влияния на ситуацию, должно быть умение с таким работать. Но все упирается в "ничего не могу сделать". 

Ответить
Развернуть ветку
Лера Реутова
Автор

В вашем примере тут вопрос к руководителю, все таки, тоже есть.
Но такие заказчики - частая история. Влиять на ситуацию можно, если быть прозрачным по отношению к кандидату. Если руководитель - неподвижная телега, и дает обратную связь в течении 2х недель, то и говорим это при отборе. А не то, что "завтра дадим ответ") 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Михальский

как-то подумал, что эйчар нужен компании численностью от 50-60 человек, если меньше то лучше запрячь секретарей на какие-либо из функций, а остальная ответственность - на руководителях соотв. направлений.

Ответить
Развернуть ветку
Лера Реутова
Автор

Зависит от того, какая у вас ниша, цели стоят, уровень текучки и тд) 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

В целом  имхо чаще всего HR в Ит - техническая работа.
И 90% их критики - критика руководства и ЛПР,  за которою критикуют их.

Реальная жизнь HR в ит/инженерии
-Получить текст вакансии от руководителей, причесать текст.
поиск
-Подобрать резюме , отдать на просмотр (кого зовем)
-Завести в табличку всех отобранных, организовать встречу ( календарь, переговорки)
-Узнать юридические нюансы.  Если при общении что то настораживает - сообщить.  Рассказать о важных организационных аспектах работы.
- Получить отклик руководителя после сообщения. Если он согласен - передать кандитату.
-Напоминать о "висящих" кандидатах, по которым решение не принято.
-При решении "берем", связаться с кандидатом - вытащить к топу на "формальное одобрение", помочь с бумагами

 Если спец сваливает через неделю это очень хорошо.
Он не становится балластом, понял что работа не устраивает/не тянет.
Про "пришел а делать нечего" - это точно вопрос Hr, а не линейному руководителю?.
Hr может многое рассказать, дать ворох макулатуры -но 90% работы это руководитель.

Про отклики В 9/10 случаев не дает, так как линейный руководитель не дает ее, либо дает отклик, противоречащий тк.  (мы хотим помоложе и другого пола).

В моем мире окончательное решение всегда за руководителями. Кадры знают точную зп только у линейного персонала, у спецов - вилку, и то со многими *.

Сам как раз - небольшой руководитель, взаимодействующий с кадрами.
А в итоге , слышишь от знакомых претензии к кадровикам :
-не выбрали резюме. (90% похожих резюме показывают мне. Как то читал резюме администратора театра и церкви, решивших стать сисадминами с имеющимся опытом.  Если я не позвал - кадры не причем)

-Сотрудник  пришел - нет техники/места.  В нашем мире это вообще не касается кадровиков. Бывает, что не успели...   так как часто рабочее место разрешено закупать только после написания заявления, и если нет 2 недель то оно приходит позже. ( а есть еще вопросы лючков в современных офисах)

- Не дали желаемых денег.  Опять же сам видел резюме  и позвал общаться
Видимо ожидал, что "за эти деньги будет больше талантов".  Причем тут HR ?

Ответить
Развернуть ветку
Лера Реутова
Автор

Я же говорю не только про айти сферу, даже, в основном, речь не про неё...
Та модель, которую вы описываете  имеет место быть в небольших компаниях, вполне. 

С руководителя ответственности за выбор, адаптацию сотрудника и тд никто не снимает, но задача эйчара выстроить это в систему. Вы как-то прям ужали функционал до неприличного минимума, но может быть у вас так и вам ок) 
Никто же не спорит) 

Ну и на счёт принятия окончательного решения, за кем оно стоит - тут у всех тож по-разному)) Как выстроите в своей компании - так и поплывете.

Ответить
Развернуть ветку
KSA

Где же самая главная причина, "мы разорились и ликвидируем фирму"?

Ответить
Развернуть ветку
Лера Реутова
Автор

а причем тут hr?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Лера Реутова
Автор

Прекрасно понимаю. Вопрос к тому, чтобы подтянуть качество профессии. А вы из какого города? Интересно

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Timur Kuzmin
А еще таких профи не каждая компания может себе позволить.

У вас есть примеры качественных руководителей HR? Можно в личку))

Ответить
Развернуть ветку
Лера Реутова
Автор

Можно в личку, тогда уточните ваш вопрос, плиз)) напишете туда?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Kelerius

У нас была недолгое время HR со стороны.
За недолгое время успела преобразить наш офис ,но быстро уволилась.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Мальцев

В целом все так и есть. У меня была целая ветка комментариев на эту тему в одном из недавних постов на VC https://vc.ru/hr/145274-rasskazhite-o-sebe-chto-skryvaetsya-za-etoy-prosboy-na-sobesedovanii-na-samom-dele?comment=1974204

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

Если так все плохо с HR, - это ошибки прежде всего гендира, собственника или кто там главный в конкретном случае. Плохого HR нашли, плохо определили его функции, плохо ставите задачи и плохо контролируете выполнение. Все как с любым другим сотрудником или отделом.

Ответить
Развернуть ветку
shark_off

О, да! Пятый пункт прям в точку. Из 15 собеседований, на которые я ходил, только в трёх случаях мне дали обратную связь и то, в одном случае лишь потому, что я откликнулся на аналогичную должность в другом подразделении.
Однако понять HR-о-в тоже можно. Процент соискателей, обещающих прийти на собеседование, и потом игнорирующих звонки с уточнением причины непоявления, огромен. Сам столкнулся с таким явлением.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Романов

Для увольнения HR ещё причины нужны? xD

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ondre

Если понял что компания отстойная - ущипни хрюшку за задницу - они всё-равно не перезванивают, а ей никто не поверит.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
215 комментариев
Раскрывать всегда